Дело № 5-10/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
г. Архангельск, пр. Ломоносова, д.203 30 апреля 2020 года
Судья Приморского районного суда Архангельской области Лощевская Е.А.,
с участием заместителя Архангельского транспортного прокурора юриста 1 класса Смирнова Д.И.,
защитника юридического лица - Кабринского А.М.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» №, юридический адрес: Архангельская область, Приморский район, населенный пункт Аэропорт Васьково,
установил:
акционерное общество «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» (далее - АО «2-й АОАО», Общество) осуществило деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
В период с 13 по 21 февраля 2020 года в АО «2-й АОАО» проведена прокурорская проверка, Архангельской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора, Главного управления МЧС России по Архангельской области, в ходе указанной проверки выявлены нарушения:
1) отсутствует техническая документация на имеющуюся в подразделении резервную технику (АА-40(131)-139), 1986 года выпуска, чем нарушены пп. б п. 3 Положения о лицензировании, п.п.15,16 приказа МЧС России № 452 от 20.10.2017 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны»;
2) отсутствуют документы о прохождении первоначальной подготовки (персонального обучения) в области лицензируемой деятельности на пожарных <данные изъяты> чем нарушен пп. г п. 3 Положения о лицензировании;
3) не весь личный состав, осуществляющий непосредственно тушение пожаров, прошел курсы повышения квалификации в области лицензируемой деятельности (периодичность 1 раз в 5 лет), а именно: заместитель начальника службы ПАСОП, руководитель ВПО <данные изъяты> чем нарушен пп. е п. 3 Положения о лицензировании;
4) не весь личный состав аттестован на руководство по тушению пожаров и проведению аварийно – спасательных работ, а именно: заместитель начальника службы ПАСОП, руководитель ВПО <данные изъяты>., чем нарушены ст. 22 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пп. ж п. 3 Положения о лицензировании, п. 2 приказа МЧС России № 450 от 20.10.2017 «Об утверждении порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций».
5) отсутствует подготовка и допуск у всех водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, чем нарушены п. 3, 7, 10 постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2007 № 876 «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов».
По факту выявленных нарушений вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании заместитель Архангельского транспортного прокурора юриста 1 класса Смирнов Д.И., подтвердил факты, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении.
Защитник юридического лица – Кабринский А.М. вину в совершении юридическим лицом административного правонарушения, признал. При назначении административного наказания, просил учесть, что часть нарушений к указанному времени устранена, по части предпринимаются меры к устранению. С учетом сложившейся в настоящее время обстановки, просил назначить наказание в виде предупреждения.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 14 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования определен постановлением Правительства РФ от 31.01.2012 № 69 «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры») (далее по тексту – Положение о лицензировании).
Лицензия на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры выдана 29.04.2013 АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд». Срок действия лицензии – бессрочно.
Согласно пп. б, г, е, ж п. 3 Положения о лицензировании предусмотрено, что Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры являются, в том числе: б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности пожарной техники (первичных и мобильных средств пожаротушения), огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструмента и технической документации, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям; г) наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя лицензии (лицензиата) - юридического лица соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (квалификации, подтвержденной документом о прохождении профессионального обучения); е) повышение квалификации лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, в области лицензируемого вида деятельности не реже 1 раза в 5 лет; ж) выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, установленных нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности;
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.
Руководитель тушения пожара определяет зону пожара, устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, порядок и особенности осуществления указанных действий, принимает решение о спасении людей и имущества, привлечении при необходимости к тушению пожара дополнительных сил и средств, в том числе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливает порядок управления действиями подразделений пожарной охраны на месте пожара и привлеченных к тушению пожара сил, производит расстановку прибывающих сил и средств на месте пожара, организовывает связь в зоне пожара с участниками тушения пожара и привлеченными к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ силами, принимает меры по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки на месте пожара для последующего установления причины пожара. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.
Согласно п. 2 приказа МЧС России от 20.10.2017 № 450 «Об утверждении Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций» аттестация на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией ЧС проводится в целях оценки профессиональной подготовленности должностных лиц подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных служб (формирований), планируемых к назначению (назначенных) на должности, предусматривающие руководство тушением пожаров и ликвидацией ЧС.
Пунктами 15, 16 Устава подразделений пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 20.10.2017 № 452, регламентировано, что дежурный караул должен обеспечиваться исправной техникой и вооружением.
При обнаружении неисправной техники и вооружения должны приниматься меры по их ремонту силами личного состава дежурного караула или немедленной замене. В случае невозможности немедленного устранения неисправностей пожарно-техническое вооружение заменяется, а техника снимается с боевого дежурства и заменяется резервной, о чем уведомляется диспетчер гарнизона.
Согласно п.п. 1, 3, 7, 10 постановления Правительства РФ от 15.12.2007 № 876 «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов» настоящее Положение устанавливает порядок подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (далее - транспортные средства).
Подготовка водителей осуществляется образовательными учреждениями, образовательными подразделениями организаций, имеющими соответствующую лицензию, а также федеральными органами исполнительной власти, на которые указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации возложена подготовка водителей, по направлениям владельцев транспортных средств.
Водителям, прошедшим подготовку и подтвердившим свою квалификацию на итоговой аттестации, выдается свидетельство о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, форма которого утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Водители, допущенные к управлению транспортными средствами, проходят подготовку, предусмотренную настоящим Положением, в сроки, установленные владельцами транспортных средств, но не реже 1 раза в 5 лет.
Осуществление АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» административного правонарушения не отрицается юридическим лицом и подтверждается исследованными в судебном заседании письменными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 марта 2020 года; актом проверки исполнения федерального законодательства от 21 февраля 2020 года; уставом юридического лица, справкой Главного управления МЧС России по Архангельской области, трудовыми книжками и приказами о приеме (переводе) на работу работников, лицензией на осуществление деятельности, представлением прокуратуры и иными материалами дела об административном правонарушении.
Все исследованные в судебном заседании доказательства являются достоверными, допустимыми и относимыми.
Согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Зная, о необходимости соблюдения требований лицензии, АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» не предприняло всех зависящих от него мер по исполнению указанных требований.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что у АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» имелась возможность для осуществления деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без нарушений требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), за нарушение которых ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность Общество не представлено.
Анализируя и оценивая в судебном заседании в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ исследованные доказательства в их совокупности, судья считает вину АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» в совершении административного правонарушения доказанной и квалифицирует его действия по ч. 2 ст.19.20 КоАП РФ.
Собранные по делу доказательства являются допустимыми, достоверными, согласующимися друг с другом и являющимися достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.19.20 КоАП РФ.
За совершенное правонарушение Общество подлежит административному наказанию.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, не установлено.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Поскольку в вину АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» вменяются нарушения лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении деятельности по тушению пожаров, в случае установления данного нарушения в действиях Общества признать его малозначительным нельзя, обстоятельства его совершения свидетельствуют о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в игнорировании требований российского законодательства о пожарной безопасности.
В связи с этим указанное правонарушение нельзя признать малозначительным.
Санкция ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц как в виде штрафа, так и в виде предупреждения.
В силу положений ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
При назначении административного наказания, суд учитывает, в том числе смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Обстоятельствами смягчающими административную ответственность юридического лица являются в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ признание вины, а также частичное устранение выявленных нарушений.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено и в материалах дела не содержится.
Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
К административной ответственности за однородное правонарушение АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд», ранее не привлекался.
Учитывая общественную опасность совершенного административного правонарушения, противоправную направленность совершенных действий, материальное положение юридического лица, смягчающие ответственность обстоятельства, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, выполнение действий, направленных на устранение выявленных правонарушений, санкцию ч.2 ст. 19.20 КоАП, предусматривающую, как альтернативную возможность назначения наказания в виде предупреждения для всех поименованных в ней субъектов: граждан, должностных и юридических лиц, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания, суд считает возможным назначить наказание в виде предупреждения.
Считаю назначение АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» наказания в виде предупреждения достаточной мерой ответственности для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, поименованных в ст. 1.3 КоАП РФ.
Издержек, связанных с рассмотрением данного дела об административном правонарушении, не имеется. Вещественных доказательств по данному делу об административных правонарушениях не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «2-░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░. 19.20 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░