Дело № 2-1394/2020
55RS0026-01-2020-001854-93
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Лариной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Глазковой Е.С., при помощнике судьи Сахаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 30 июля 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Лецко А.А. к администрации Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, администрации Омского муниципального района Омской области о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Лецко А.А. (далее – Лецко А.А, истец) обратился в Омский районный суд Омской области к администрации Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, администрации Омского муниципального района Омской области с исковым заявлением о признании права собственности на часть жилого дома под литерой 2Ч, площадью 132,2 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>В.
В обоснование заявленных требований указал, что ему выделен земельный участок по адресу: <адрес>В, для строительства. Одновременно выделен земельный участок Пукиш Ю.Н. для индивидуального жилищного строительства другой части 2-х квартирного жилого дома по тому же адресу. Без наличия соответствующей разрешительной документации на данном земельном участке построен жилой дом, который обладает признаками самовольной постройки, при этом истец возводил за счет собственных средств свою часть дома, а Пукиш Ю.Н. свою. После окончания строительства вселился в спорное жилое помещение, несет расходы на его содержание, открыт лицевой счет, однако право собственности на часть жилого дома не зарегистрировано до настоящего времени. Обращался в администрацию с заявлением об окончании строительства, однако получил отказ, поскольку в соответствии с Распоряжением Главы Омского муниципального района Омской области от 12.03.2008 № 200-р предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок площадью 1350 кв.м в границах Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области из состава земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства. Просит суд признать право собственности на часть жилого дома, (литера 2Ч), площадью 132,2 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>В, так как жилой дом не нарушает прав и интересов других лиц и соответствует требованиям безопасности.
Истец Лецко А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил требования удовлетворить.
Представитель истца Коровина В.В., действующая по доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить, указав, что возведенный дом соответствует всем предъявляемым требованиям.
Представитель ответчика администрации Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и администрации Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явились, извещены о дате рассмотрения дела надлежащим образом, возражений против исковых требований не представили.
Представитель третьего лица Управление Росреестра по Омской области», третьи лица Пукиш Ю.Ю., Мельникова Е.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом, возражений не представили.
В соответствии со статьёй 233 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГК РФ) в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствии, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, выслушав мнение истца и его представителя, свидетеля Пукиш Ю.Н., суд приходит к следующему.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) содержит перечень способов защиты гражданских прав, одним из которых является признание права.
Основания приобретения права собственности установлены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которого право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Из смысла статьи 219 ГК РФ следует, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Для возникновения права собственности на вновь созданное недвижимое имущество необходимо соблюдение порядка, установленного законом либо иными правовыми актами, регламентирующего порядок создания такого объекта.
В отношении объектов капитального строительства такой общий порядок установлен Градостроительным кодексе Российской Федерации и включает, в частности, получение разрешения на строительство (статья 51) и получение разрешения на ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию (статья 55). При этом именно разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Таким образом, для возникновения права на вновь созданный объект недвижимости на дату начала постройки требовалось наличие совокупности юридических фактов: представление земельного участка для строительства объекта, получение разрешения на строительство, соблюдение градостроительных, строительных, природоохранных и других норм, установленных законодательством при возведении объекта.
04.08.2018 вступил в законную силу Федеральный закон № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п. 1.1 ч. 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В части 3 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и направление уведомления в соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется.
В соответствии с положениями части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства).
Как установлено частью 4 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, а также в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в случае, если проектная документация не изготавливалась). Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании установлено, что в 2005 году Советом администрации Петровского сельского округа Омского муниципального района Омской области принято решение от 16.06.2005 № 6 ходатайствовать перед Омским муниципальным образованием Омской области о предоставлении Лецко А.А. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, позиция 2В-2, для индивидуального жилищного строительства, площадь участка 1999,2 кв.м в собственность.
В соответствии с актом выноса в натуру границ земельного участка и разбивки строений от 22.08.2005, выданного администрацией Омского муниципального образования Омской области, установлены границы в натуре земельного участка площадью 1999,2 кв.м, выделенного для строительства части 2-х квартирного жилого дома по <адрес>.
Одновременно Пукиш Ю.Н. выделен земельный участок для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, позиция 2В-1, и выдано разрешение на строительство жилого дома.
22.08.2005 администрацией Омского муниципального образования Омской области подготовлен строительный паспорт на застройку земельного участка, выделенного Лецко А.А. под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <адрес>, стр. позиция №В-2, в котором отражена схема выноса в натуре земельного участка с определением координат данного участка и схема расположения объекта, предполагаемого к строительству.
Также 22.08.2005 администрацией Омского муниципального образования Омской области выдано разрешение № 64 на производство работ, согласно которому разрешалось строительство части 2-х квартирного дома на земельном участке №2В/2.
На земельном участке адресу: <адрес>, позиция 2В-2 в период с 2005 г. по 2006 г. истцом своими силами и за счет собственных средств построен жилой дом.
На основании Постановления Администрации Петровского сельского округа Омского муниципального образования Омской области от 27.10.2005 № 24-п «О присвоении адресов жилым домам в селе Петровка» жилому дому Лецко А.А. присвоен адрес: <адрес>В/2.
В этот же период на земельном участке по адресу: <адрес>, позиция 2В-1, Пукиш Ю.Н. также построен жилой дом.
На основании Постановления Администрации Петровского сельского округа Омского муниципального образования Омской области от 27.10.2005 № 24-п «О присвоении адресов жилым домам в селе Петровка» жилому дому Пукиш Ю.Н. присвоен адрес жилого дома: <адрес>В/1.
Распоряжением Главы Омского муниципального района Омской области от 12.03.2008 № 200-р предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок площадью 1350 кв.м в границах Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области из состава земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства. Лецко А.А. в течении двух месяцев необходимо обратиться для заключения договора аренды земельного участка в Управлении имущественных отношений Администрации Омского муниципального образования Омской области.
В соответствии с Постановлением Администрации Омского муниципального района от 26.02.2008 № 157-П утвержден проект границ земельного участка площадью 1350 кв.м в границах Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, расположенного по адресу: <адрес>, стр. поз. 2в-2 из состава земель населенных пунктов.
18.06.2012 поставлен на кадастровый учет жилой дом площадью 309,7 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, позиция 2В (кадастровый №), который состоит из двух объектов индивидуального строительства, возведенных Лецко А.А., площадью 132,2 кв.м (кадастровый №) и Пукиш Ю.Н., площадью 177,5 кв.м (кадастровый №) на отведенных земельных участках.
Также 18.06.2012 возведенный истцом жилой дом площадью 132,2 кв.м (кадастровый №) поставлен на кадастровый учет под литерой 2Ч как объект индивидуального жилищного строительства.
Сразу после окончания строительства жилого дома истец вселился в указанный дом, открыл лицевой счет и нес расходы на его содержание.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Пукиш Ю.Н. подтвердил приведенные истцом обстоятельства выделения земельного участка под строительство жилого дома, возведения Лецко А.А. объекта индивидуального жилищного строительства.
В 2017 году истец предпринимал попытки зарегистрировать права на возведенный жилой дом посредством обращения в Управление Росреестра по Омской области.
В 2018 году истец обращался в администрацию Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с заявлением (06.04.2018 № 02-14/К-15) о выдаче градостроительного плана земельного участка, в границах которого расположен возведенный им жилой дом, а также акта ввода его в эксплуатацию.
В письме от 03.05.2018 №02-14 в выдаче запрашиваемых документов истцу отказано.
Согласно выписке из ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на объект с кадастровым номером № по адресу: <адрес>В, отсутствуют.
Таким образом, спорный объект недвижимости является самовольной постройкой.
В пункте 1 статьи 222 ГК РФ дано понятие самовольной постройкой, под которой понимается здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Для признания постройки самовольной достаточно одного из выше перечисленных условий.
Исходя из приведенных норм и установленных выше обстоятельств, спорный объект недвижимости является самовольной постройкой, поскольку срок действия разрешения на строительство объекта, требуемое для его постройки, истцом не продлен.
В пункте 3 статьи 222 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Исходя из позиции, изложенной в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, при рассмотрении спора о признании строения самовольной постройкой, значимыми по делу обстоятельствами является установление обстоятельства, нарушает ли самовольная постройка права и охраняемые законом интересы других лиц, создает ли угрозу жизни и здоровью граждан, а также предпринимал ли истец действия для легализации постройки.
Согласно заключению ООО «ОМЭКС» №242/20-РО от 26.06.2020 помещение 2Ч по адресу: <адрес>В, общей площадью 132,2 кв.м, расположено в здании с кадастровым номером №,общей площадью 309,7 кв.м. на земельном участке в территориальной зоне Ж-1 (зона индивидуальной жилой застройки) и полностью соответствует установленным и действующий на территории РФ строительным, противопожарным и санитарным и градостроительным нормам и правилам, пригоден для постоянного проживания и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В мотивировочной части заключения отражено, что согласно шкале экспертных оценок, техническое состояние помещения является «хорошим». Согласно заключению кадастрового инженера жилое помещение 2Ч с кадастровым номером № расположено в здании с кадастровым номером №
Таким образом, в судебном заседании установлено, что постройка спорного индивидуального жилого дома осуществлялась в соответствии с действующим разрешением на строительство, выданным в 2005 году, на земельном участке, отведенном для строительства, находящемся в зоне Ж-1, впоследствии выделенном на праве аренды в 2008 году, в отношении которого в действующей в указанный период системе определены координаты участка и вынесены на местность, что отражено в акте выноса границ земельного участка от 22.08.2005. Однако акт ввода в эксплуатацию возведенного жилого дома, который требовался согласно закону, действующему в спорный период, получен на возведенный жилой дом не был. Согласно представленному заключению жилой дом отвечает требованиям безопасности, пригоден для проживания, не создает угрозу для жизни и здоровья граждан, и его сохранение не приведет к нарушению прав и охраняемых законом интересов других лиц. Кроме того, со стороны истца предпринимались меры к узакониванию возведенной самовольной постройки путем обращения в администрацию поселения с заявлением о выдаче документов по итогам окончания строительства.
Совокупность установленных выше обстоятельств позволяет сделать вывод о наличии достаточных оснований для признания за истцом права собственности на спорную самовольную постройку.
На основании статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
С учётом изложенного, суд считает возможным признать за истцом право собственности на часть жилого дома, под литерой 2Ч, площадью 132,2 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>В, пом.2Ч.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Лецко А.А. удовлетворить.
Признать за Лецко А.А. право собственности на часть жилого дома, под литерой 2Ч, площадью 132,2 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>В,пом.2Ч.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Судья Е.А. Ларина
Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2020 года.