Дело № 2-105/2023
УИД 21RS0012-01-2022-001122-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2023 года с. Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики - Чувашии
под председательством судьи Алексеевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Галкиной З.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михайлова Валерия Николаевича к администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики о включении земельного участка в наследственную массу, признании права собственности на имущество в порядке наследования,
установил:
ФИО2 обратился в Моргаушский районный суд с иском с последующим уточнением к администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики о включении в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок общей площадью 1,38 га для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>; признании за ним право собственности на вышеуказанный земельный участок.
Исковые требования мотивированы тем, что после смерти матери истца ФИО5, открылось наследство. Единственным наследником является ФИО2
Постановлением Главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка лиц, имеющих право на получение земельной доли в сельскохозяйственных предприятиях района» ФИО5 была предоставлена земельная доля площадью 1,38 га, в том числе площадь пашни- 1,23 га, с кадастровой оценкой 49,20 балло-гектаров.
Истец, ссылаясь на нормы ст. ст. 12, 1112, 1141, 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), просит удовлетворить заявленные им требования.
Законом ЧР от 29.03.2022 N 24 «О преобразовании муниципальных образований Моргаушского района Чувашской Республики и о внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа и городского округа» (ст. 1) определено: «В соответствии с частью 3.1-1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преобразовать муниципальные образования- Александровское, Большесундырское, Ильинское, Кадикасинское, Моргаушское, Москакасинское, Орининское, Сятракасинское, Тораевское, Хорнойское, Чуманкасинское, Шатьмапосинское, Юнгинское, Юськасинское, Ярабайкасинское, Ярославское сельские поселения Моргаушского района Чувашской Республики (далее также - сельские поселения) путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование «Моргаушский муниципальный округ Чувашской Республики» с согласия населения, выраженного представительными органами указанных сельских поселений и Моргаушского района Чувашской Республики (ч. 1). Установить, что вновь образованное в результате объединения муниципальных образований, указанных в части 1 настоящей статьи, муниципальное образование обладает статусом муниципального округа с наименованием «Моргаушский муниципальный округ Чувашской Республики» (ч. 2). Моргаушский район Чувашской Республики, а также Александровское, Большесундырское, Ильинское, Кадикасинское, Моргаушское, Москакасинское, Орининское, Сятракасинское, Тораевское, Хорнойское, Чуманкасинское, Шатьмапосинское, Юнгинское, Юськасинское, Ярабайкасинское, Ярославское сельские поселения Моргаушского района Чувашской Республики утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона (ч. 4).
В силу ч. 1 ст. 5 Закона ЧР от 29.03.2022 N 24 органы местного самоуправления Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Решением Собрания депутатов Моргаушского муниципального округа первого созыва от 21 декабря 2022 года № С-9/8 постановлено считать администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики правопреемником в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики: администрации Моргаушского района Чувашской Республики и администраций сельских поселений; функции учредителя муниципальных учреждений, организаций и предприятий Моргаушского района Чувашской Республики, сельских поселений передать Моргаушскому муниципальному округу Чувашской Республики в лице администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики со дня ее формирования. Определено, что правопреемником по делам, находящимся в процессе рассмотрения судебных органов, а также по делам, находящимся в стадии исполнения, в отношении споров с исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления- администрациями преобразованных муниципальных образований Моргаушского района Чувашской Республики и сельских поселений, входящих в состав Моргаушского района выступает администрация Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики. Правопреемником администраций преобразованных муниципальных образований Моргаушского района Чувашской Республики и сельских поселений, входящих в состав Моргаушского района, по муниципальным контрактам и гражданско- правовым договорам также является администрация Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики.
В судебное заседание истец ФИО2, представитель ответчика- администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, представитель третьего лица- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, третье лицо- нотариус Моргаушского нотариального округа г. Чебоксары не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Причина неявки представителя ответчика представитель ответчика- администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики не известна. Истцом и третьими лицами представлены ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
В силу ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее- ГПК РФ) лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи, иными средствами связи и доставки, обеспечивающими фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В силу п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Таким образом, обязанность по извещению лиц, участвующих в деле, судом выполнена надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» постановлением главы Моргаушской районной администрации от 18 сентября 1996 года №201 были утверждены списки лиц, имеющих право на получение земельной доли в сельскохозяйственных предприятиях района. При этом районному комитету по земельным ресурсам и землеустройству было поручено организовать выдачу свидетельств о праве собственности на земельную долю к 1 января 1997 года. Согласно Приложению № к данному постановлению по КХ им. Мичурина имеющими право на получение земельной доли являются 964 человека, размер одной земельной доли определен в 1,43 га, в том числе 1,28 га пашни.
В список граждан, имеющих право на получение в собственность земельной доли в СПК им. Мичурина среди других лиц включена ФИО5 При этом площадь ее земельной доли составляет 1,38 га, в том числе пашни 1,23 га, с кадастровой оценкой 49,20 балло-гектаров, что подтверждается архивной выпиской МБУ «Муниципальный архив Моргаушского района Чувашской Республики». Из представленного списка граждан, имеющих право собственности на земельную долю в коллективном хозяйстве им. Мичурина, следует, что ФИО5 было выдано свидетельство ЧР№.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что СПК им. <адрес> Чувашской Республики ликвидировано вследствие банкротства.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Определение размеров земельных долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным.
Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, (ст.18 Федерального закона).
Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрены обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Так, собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 6.3 Закона Чувашской Республики от 01 июня 2004 года №11 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» (настоящий Закон в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определяет порядок оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Чувашской Республики) условиями (критериями) надлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения являются: использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием способами; воспроизводство плодородия почв, в том числе сохранение и (или) увеличение содержания гумуса в почве, недопущение повышения степени кислотности почв, сохранение и (или) увеличение в почве азота, подвижного фосфора и обменного калия; соблюдение фитосанитарных норм при производстве сельскохозяйственной продукции; выполнение иных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Таким образом, в соответствии с законодательством на собственников земельных долей возложена обязанность использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения и т.д.
Согласно ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом