Дело № 2-4688/2023
55RS0007-01-2023-004992-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 ноября 2023 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Марченко Е.С. при секретаре судебного заседания Юлиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ч.В.А. к департаменту жилищной политики Администрации города Омска об определении и взыскании выкупной стоимости жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что является собственником <адрес>, площадью 34 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации г. Омска №-п от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заключения межведомственной комиссии г. Омска, многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с указанным постановлением, срок отселения физических и юридических лиц из МКД установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В ответе департамента жилищной политики Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ на обращение по вопросу сроков расселения жилого дома было сообщено, что жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в рамках Программы расселению не подлежит.
В соответствии с экспертным исследованием Автономной коммерческой организацией Западно-Сибирского Экспертно-Правового Центра № от ДД.ММ.ГГГГ, размер выкупной цены (возмещения) за изымаемое жилое помещение: <адрес> в <адрес>, площадью 34 кв.м. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 259 00 рублей, в том числе: рыночная стоимость объекта недвижимости – квартиры с учетом применения коэффициента аварийности составляет 1693000 руб., в том числе рыночной стоимости доли правообладателей данной квартиры в праве на общее имущество, в подлежащем сносу доме, составляет 176000 руб., рыночная стоимость доли в праве собственности на земельный участок под домом составляет 227000 руб.; рыночная стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома пропорционально размеру <адрес>, общей площадью 34 кв.м. составляет 505000 руб.; размер убытков, причиненных правообладателям <адрес> в <адрес>, в связи с изъятием жилого помещения составляет 61000 руб.
Просит определить выкупную стоимость жилого помещения – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, в размере 2259000 рублей; взыскать с ответчика выкупную стоимость жилого помещения по адресу: <адрес> размере 2 259 000 рублей, из которых: рыночная стоимость объекта недвижимости: жилого помещения (квартиры) № в <адрес>, площадью 34 кв.м. с учетом коэффициента аварийности составляет 1693000 руб., в том числе рыночная доля в праве общей долевой собственности на общедомовое имущество в многоквартир6ного дома составляет 167000 руб., рыночная стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок составляет 227000 руб.; рыночная стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома пропорционально размеру <адрес>, общей площадью 34 кв.м. в двухэтажном деревянном жилом <адрес> в <адрес> составляет 505000 руб.; размер убытков, причиненных правообладателям <адрес> в <адрес>, в связи с изъятием жилого помещения составляет 61000 руб.; прекратить право собственности истца на жилое помещение по адресу: <адрес> после выплаты выкупной цены указанного жилого помещения; взыскать с ответчика судебные расходы в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании истец и его представитель участия не принимали, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика департамента жилищной политики Администрации города Омска К.А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не оспаривал право истца на выкупную стоимость за изымаемое жилое помещение, в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, а также заявленный истцом размер выкупной стоимости за жилое помещение. От проведения по делу судебной экспертизы отказался, согласился с представленным истцом заключением.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3,5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
При этом, согласно ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В соответствии со статьями 12, 56, 57 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что истцу Ч.В.А. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит жилое помещение - <адрес>, расположенная в <адрес> в <адрес>, общей площадью 34 кв.м (л.д. 123).
Согласно выписке ЕГРН на квартиру по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Ч.В.А. (л.д. 142-145).
Как следует из сведений Росреестра, кадастрового и технического паспорта жилого помещения площадь <адрес> в <адрес>, составляет 34 кв.м (л.д. 127,128).
В соответствии с заключением межведомственной комиссии города Омска № от ДД.ММ.ГГГГ "Об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" принято заключение (решение) о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 157-158).
На основании данного заключения межведомственной комиссии г. Омска Постановлением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-п указанный многоквартирный дом, где расположено принадлежащие истцу на праве собственности жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 153-154).
Из ответа департамента жилищной политики Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, данного на обращение представителя истца, следует, что Постановлением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-п многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу со сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Расселение аварийных жилых домов осуществляется программно-целевым методом по мере выделения финансирования из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена региональная адресная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 -2025 годах (далее - Программа), финансирование которой осуществляется за счет средств Фонда, бюджета Омской области, местных бюджетов. Программой устанавливается переселение граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным после ДД.ММ.ГГГГ, он в рамках программы расселению не подлежит. Расселение таких домов осуществляется во исполнение решений судов об обязании Администрации <адрес> принять незамедлительные меры к расселению граждан, а также предоставления возмещения за изымаемые у собственников жилые помещения (л.д. 124).
Согласно экспертному заключению №, выполненному АНО Западно-Сибирского Экспертно-Правового Центра год постройки жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, - 1952, физический износ здания на сновании данных сайта ГИС ЖКХ составляет 67%, фактический износ жилого дома – 91,5% (л.д. 15).
В выводах эксперта указано, что исходя из заключения межведомственной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, а также факта отсутствия после данного решения каких-либо выполненных ремонтно-восстановительных работ, указанный многоквартирный дом представляет опасность для жизни и здоровья людей, находящихся как по близости, так и внутри здания. Дальнейшая эксплуатация жилого дома увеличивает в значительной степени его опасность (л.д. 52).
Как следует из ответа департамента городского хозяйства Администрации г. Омска в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", за счет средств бюджета г. Омска капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: <адрес>, не проводился. Информации о проведении каких-либо ремонтных работ указанного МКД не имеется. Судебных решений об обязании произвести капитальный ремонт указанного дома не выносилось (л.д. 163).
Аналогичный ответ об отсутствии работ по проведении капитального ремонта на многоквартирном <адрес> в <адрес> был дан Региональным Фондом капитального ремонта многоквартирных домов (л.д. 174).
Таким образом, доказательств того, что с момента принятия решения о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, его техническое состояние улучшилось и что отсутствует угроза для проживания там граждан, ответчиком в порядке ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Истцом же, напротив, представлены доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем техническом состоянии многоквартирного дома, которое оценивается как аварийное и представляет опасность для жизни проживающих в нем граждан.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает установленным тот факт, что многоквартирный <адрес> в <адрес>, представляет опасность для жизни и здоровья граждан по причине аварийного состояния, в связи с чем, несоблюдение предварительной процедуры органом местного самоуправления в части принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора. Поэтому заявленное истцом требование о взыскании выкупной стоимости квартиры является правомерными.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (ч. 1). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3).
Частями 1, 2, 6, 7 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.
С 01.04.2015 введена в действие гл. VII.1. Земельного кодекса РФ "Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" (ст.ст. 56.2-56.11).
По общим правилам изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ).
Согласно пп. 4 п. 2 названной статьи принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п. 1 настоящей статьи, должно быть обосновано, в частности, решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В ст. 56.8 ЗК РФ предусмотрены особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Из п. 1 названной статьи следует, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также – размер возмещения) определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 56.8 ЗК РФ при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В силу п. 9 указанной статьи размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.
В п. 2 ст. 281 ГК РФ приводятся основные принципы возмещения за изымаемый земельный участок, аналогичные предусмотренным в земельном законодательстве: определение размера возмещения исходя из рыночной стоимости земельного участка и рыночной стоимости расположенных на нем объектов недвижимости; допустимость изъятия земельного участка только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Поскольку к правоотношениям сторон при разрешении настоящего спора подлежат применению вышеназванные правовые нормы, при определении размера возмещения собственнику за изымаемое жилое помещение в многоквартирном доме, признанном аварийным, должна учитываться не только рыночная стоимость самого жилого помещения, но и рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который также подлежит изъятию для муниципальных нужд (пропорционально доли в праве общей собственности на такое имущество), а также убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.
Положениями ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизаций либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.
Как указано ранее, исходя из ответов департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, Регионального Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в рамках реализации Федеральных программ, за счет средств бюджета г. Омска капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, не проводился.
В обоснование заявленных исковых требований истцом представлено экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное АНО Западно-Сибирский Экспертно-Правовой Центр (л.д. 8-119), согласно которому рыночная стоимость объекта: однокомнатной квартиры, общей площадью 34,0 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, на дату проведения экспертизы ДД.ММ.ГГГГ составляет (округленно): 2 259 000 рублей, в том числе с включением в стоимость объекта оценки рыночной стоимости жилого помещения с учетом коэффициента аварийности в размере 1 693 000 руб., в том числе рыночная стоимость доли Ч.В.А. в праве общей долевой собственности на общедомовое имущество многоквартирного дома (без учета земельного участка) 167000 руб., рыночная стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, относящийся к общедомовому имуществу многоквартирного дома 227000 руб.; рыночной стоимости компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома пропорционально размеру квартиры 505000 руб.; размера убытков, причиненных правообладателям квартиры в связи с изъятием жилого помещения 61000 руб..
В судебном заседании представитель ответчика заявленный размер выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение не оспаривал.
Представленное истцом экспертное заключение об определении рыночной стоимости жилого помещения, ответчиком не оспорено, соответствующего ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы ответчиком не заявлено, при этом судом разъяснена возможность проведения судебной экспертизы и процессуальные последствия не использования указанного права.
При указанных обстоятельствах, при вынесении решения суд в качестве доказательств в подтверждение заявленных истцом требований основывается на экспертном заключении № от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости жилого помещения, оснований сомневаться в объективности экспертного заключения и расчета рыночной величины компенсации за непроизведенный капитальный ремонт у суда не имеется.
В связи с тем, что до настоящего времени между органом местного самоуправления и собственниками спорного жилого помещения во внесудебном порядке не достигнуто соглашение относительно стоимости изымаемого недвижимого имущества, обращение в суд с настоящим иском признается обоснованным.
Таким образом, с учетом выводов, содержащихся в экспертном заключении № от ДД.ММ.ГГГГ, выкупная стоимость жилого помещения – <адрес> в <адрес> с учетом стоимости доли в праве общей собственности на такое имущество и всех убытков, стоимости доли в праве на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом, а также компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, составляет в общем размере 2 259 000 рублей (1 693 000 + 505 000 + 61 000), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Рассматривая заявленные требования, суд полагает, что взыскание выкупной стоимости следует производить с департамента жилищной политики Администрации <адрес> исходя из следующего.
В соответствии с Положением о департаменте жилищной политики Администрации г. Омска, утвержденным решением Омского городского Совета № 452 от 26.10.2011, департамент жилищной политики Администрации города Омска (далее - департамент) является структурным подразделением Администрации города Омска (п. 1).
Департамент наделяется правами юридического лица в соответствии с настоящим Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, гербовую печать, простые печати и штампы со своим наименованием, факсимиле заместителя Мэра города Омска, директора департамента, бланки и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком и третьим лицом в суде (п. 3 Положения).
Решением Омского городского Совета от 17.06.2020 г. № 237 функциями по заключению соглашения об изъятии жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, для муниципальных нужд, подписании актов приема – передачи к указанным соглашениям, наделен департамент жилищной политики Администрации г. Омска.
Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему иску является департамент жилищной политики Администрации города Омска, с которого в пользу истца подлежит взысканию выкупная стоимость в общем размере 2 259 000 рублей.
Разрешая заявленные истцом требования о взыскании судебных расходов в размере 20 000 рублей расходов, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей, суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам.
Исходя из разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 г. № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", по смыслу законоположений о взыскании судебных издержек (главы 7 ГПК РФ) принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (п. 10).
В подтверждение понесенных расходов истцом представлена квитанция к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ на оплату экспертного заключения по договору № в размере 20 000 рублей.
С учетом того, что при обращении в суд с заявленными требованием, истцу надлежало представить заключение специалиста, в том числе в отношении размера убытков, а также учитывая удовлетворение исковых требований в полном объеме, суд полагает необходимым взыскать с департамента жилищной политики Администрации <адрес> в пользу истца расходы на производство экспертного заключения в размере 20 000 рублей.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вступившее в законную силу настоящее судебное решение является основанием для регистрации перехода права собственности.
В связи с присуждением истцу выкупной стоимости жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, его право собственности на рассматриваемое жилое помещение прекращается после выплаты в его пользу выкупной стоимости в присужденных суммах.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Определить выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> размере 2 259 000 рублей.
Взыскать с департамента жилищной политики Администрации города Омска (ИНН 5503205740) в пользу Ч.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>) в счет возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> размере 2 259 000 рулей
Прекратить право собственности Ч.В.А. на принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после выплаты в его пользу возмещения за изымаемое жилое помещение в вышеуказанной присужденной сумме.
Решение суда является основанием для регистрации прекращения и перехода права собственности на вышеуказанное жилое помещение в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Взыскать с департамента жилищной политики Администрации города Омска (ИНН 5503205740) в пользу Ч.В.А. (<данные изъяты>) судебные расходы 20 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Марченко
Решение в окончательной форме изготовлено 14 ноября 2023г.