Судья: Каримов Д.С. Дело № 33а-6270/2024
УИД: 63RS0031-01-2023-005127-42
Дело № 2-281/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 июля 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Сивохина Д.А.,
судей – Пудовкиной Е.С., Чирковой Е.А.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа Тольятти в лице представителя Гарбовского П.П. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 16 января 2024 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Чирковой Е.А., возражения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве гражданско-судебного управления прокуратуры Самарской области Никитиной Е.С. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности прокурора г. Тольятти Самарской области, действующий в интересах Евграфовой Н.А., Садеевой М.С., Борисовой А.Ф., Ярославцевой Е.И. обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа Тольятти об обеспечении беспрепятственного доступа к жилым помещениям.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Тольятти Самарской области проведена проверка по вопросам соблюдения органом местного самоуправления законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в ходе которой установлено, что Евграфова Н.А., Садеева М.С., Ярославцева Е.И. обращались в администрацию г.о. Тольятти с заявлением об оборудовании подъездов внутренним и наружным пандусами, поскольку указанные лица нуждаются в техническом средстве реабилитации - кресле-коляске. В рамках проверки также установлено, что обследование общедомового имущества и жилых помещений инвалидов Евграфовой Н.А., Ярославцевой Е.И. не проводилось, заключение о возможности или об отсутствии возможности приспособления общего имущества в многоквартирных домах с учетом их потребностей по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 ноября 2016 № 837/пр муниципальной комиссией не принято. Муниципальной комиссией проведены обследования общедомового имущества и жилых помещений инвалидов, расположенных по адресу: <адрес> в результате которых вынесены заключения № <данные изъяты> однако до настоящего времени беспрепятственный доступ инвалидов к жилым помещениям и общему имуществу в указанных многоквартирных домах не обеспечен. Согласно государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства управление указанными многоквартирным домом осуществляет ООО «Управляющая компания № 2 Жилищно-коммунального хозяйства».
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений в ходе судебного заседания (л.д. 101), истец просил суд обязать администрацию г.о. Тольятти в течении <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ Евграфовой Н.А., к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> Садеевой М.С., к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> Борисовой А.Ф., к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> Ярославцевой Е.И., к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, путем проведения работ по оборудованию пандуса (подъемного механизма) в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от 9 июля 2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
Судом постановлено решение, которым исковое заявление удовлетворено. На администрацию г.о. Тольятти возложена обязанность в течении <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ: Евграфовой Н.А. к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>; Садеевой М.С., к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>; Борисовой А.Ф., к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>; Ярославцевой Е.И., к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> - путем проведения работ по оборудованию пандуса (подъемного механизма) в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от 9 июля 2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
В апелляционной жалобе администрация г.о. Тольятти в лице представителя Гарбовского П.П. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права, указав, что оборудование подъездов многоквартирных домов выполняется в порядке очередности, не нарушая социальные права и гарантии впереди стоящих в списке инвалидов-колясочников и в пределах денежных средств, предусмотренных в бюджете городского округа Тольятти (л.д. 133-167).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ г. разрешен вопрос о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (л.д.210-215).
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
Представитель административного истца - прокурор Никитина Е.С. в заседании судебной коллегии возражала против доводов апелляционной жалобы, указав на законность принятого решения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, согласно его преамбуле определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1 части 1).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (часть 2).
Жилищный кодекс Российской Федерации в пункте 5.1 статьи 2 предусмотрел, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают не только условия для осуществления гражданами права на жилище, но и условия для беспрепятственного доступа инвалидов к общему имуществу в многоквартирных домах.
В силу пункта 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Частью 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами.
Утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (пп. "в" п. 10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 649), которые применяются к жилым помещениям, входящим в состав, в том числе муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.
В пункте 2 Правил закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения, проводится обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает (пункт 4 Правил).
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6 Правил).
По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, содержащий перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида (подпункт "е" пункта 12 Правил).
Согласно пункту 14 Правил N 649, перечень мероприятий может включать в себя:
а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил;
б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил;
в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Исходя из содержания пункта 14 Правил муниципальные программы, направленные на обеспечение социальной поддержки инвалидов, содержат мероприятия, которые финансируются, а также могут финансироваться за счет средств бюджетов муниципальных образований.
Разделом III установлены требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.
Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности (пункт 18 Правил N 649).
Согласно пункту 22 Правил N 649 для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.
Из системного толкования вышеуказанных норм закона следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает и возможность пользоваться общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленной инвалидностью и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома для потребности инвалида.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Судом установлено, что Садеевой М.С., <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: г. Тольятти, Приморский б-р, д. 33, кв. 54, установлена 2 <данные изъяты>, причина инвалидности – <данные изъяты>. (л.д. 19).
Борисовой А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной и проживающей по адресу<данные изъяты>, причина инвалидности – общее заболевание, инвалидность установлена <данные изъяты> г. (л.д. 33-34).
Ярославцевой Е.И., ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <данные изъяты>
Согласно индивидуальным программам реабилитации или реабилитации инвалида инвалидность Садеевой М.С., Борисовой А.Ф., Ярославцева Е.И., Евграфова А.А. сопряжена с необходимостью использования вспомогательных средств передвижения - в кресле-коляске (л.д.22-25,49-52).
Евграфова Н.А., действующая в интересах Евграфова А.А., зарегистрирована и проживает по адресу: <данные изъяты>.
Согласно государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства управление указанными многоквартирными домами осуществляет ООО "Управляющая компания № 2 Жилищно-коммунального хозяйства" (л.д.53-56).
ДД.ММ.ГГГГ г. от Евграфовой Н.А. в интересах Евграфова А.А. (л.д. 13), ДД.ММ.ГГГГ г. от Садеевой М.С. (л.д. 17-18), ДД.ММ.ГГГГ г. от Борисовой Н.А. (л.д. 31-32), ДД.ММ.ГГГГ г. от Ярославцевой Е.И. (л.д.46) поступили заявления в муниципальную комиссию по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов о проведении обследования жилых помещений и общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, на предмет приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности.
Судом установлено, что обследование общедомового имущества и жилых помещений инвалидов Евграфовой Н.А., Садеевой М.С., Борисовой А.Ф., Ярославцевой Е.И. не проводилось, заключение о возможности или об отсутствии возможности приспособления общего имущества в многоквартирных домах с учетом их потребностей по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 ноября 2016 № 837/пр муниципальной комиссией не принято.
ДД.ММ.ГГГГ г. муниципальной комиссией проведены обследования общедомового имущества и жилых помещений инвалидов, расположенных по адресу: <адрес> в результате которых комиссией вынесены заключения № <данные изъяты>. (л.д. 26-29, 41-43).
Разрешая спор и удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из того, что на администрацию г.о. Тольятти возложена обязанность по приспособлению подъездов жилых домов расположенных по вышеуказанным адресам, с учетом потребностей инвалидов, путем проведения работ по оборудованию пандуса (подъемного механизма), при этом в настоящее время работы по обеспечению доступности жилых помещений с учетом потребностей инвалидов надлежащим образом не организованы и не проведены. Данное нарушение беспрепятственного доступа к жилым зданиям не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей.
Отклоняя доводы администрации о недостаточности средств местного бюджета, суд исходил из того, что бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание финансовой помощи местным бюджетам из федерального и регионального бюджетов, в том числе путем предоставления местным бюджетам межбюджетных трансфертов, например, в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из регионального бюджета; субсидий из федерального и (или) региональных бюджетов в целях софинансирования расходов органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что администрация как орган местного самоуправления должна обеспечить за счет средств местного бюджета, а в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов – с использованием финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации либо иных источников финансирования, не запрещенных законодательством, осуществление мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирных домов, в которых проживают Евграфова Н.А. в интересах Евграфовой А.А., Садеевой М.С., Борисовой А.Ф., Ярославцевой Е.И., с учетом их потребностей как инвалидов, и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Также судом отклонены доводы администрации о том, что в отношении общего имущества собственников многоквартирного дома администрация не имеет права проводить какие-либо мероприятия, не отнесенные к ее полномочиям, поскольку в данном случае прокурором, предъявившим настоящий иск, поставлен вопрос о приспособлении общего имущества в многоквартирных домах для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к их жилым помещениям без привлечения денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах, за счет бюджетных средств.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они являются правильными.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В силу положений статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1 части 1).
Таким образом, Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена обязанность разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Перечисленные в статье 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Кроме того, частью 4.1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации введенной Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 462-ФЗ предусмотрено, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
Как следует из материалов дела, в нарушение требований статьи 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» администрация городского округа Тольятти обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалида к жилым помещениям и общему имуществу в указанном многоквартирном доме не выполнена, доказательств обратного суду не представлено.
При этом материалами дела подтверждена возможность приспособления жилого помещения и общего имущества по адресу: <адрес>, в части оборудования подъезда пандусом или подъемным механизмом в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в рамках муниципальной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа Тольятти на ДД.ММ.ГГГГ годы», утвержденный постановлением администрации городского округа Тольятти от 11.07.2018 №2036-п/.
Кроме того, административный ответчик указывает в апелляционной жалобе о том, что на текущий момент в администрации городского округа Тольятти имеется заявка от управляющей организации на предоставлении субсидий по возмещению затрат на выполнение проектных работ по оборудованию подъездов пандусом и подъемным механизмом по месту жительства Евграфовой Н.А., Садеевой М.С., Борисовой А.Ф., Ярославцевой Е.И. После выполнения проектных работ и определение сметной стоимости работ будет принимать решение об установке пандуса и подъемного механизма.
При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения административного искового требования является законным и обоснованным, оснований для признания решения суда неправильным не имеется.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансирования на указанные цели, подлежит отклонению судебной коллегии, поскольку отсутствие денежных средств на указанные цели не освобождает администрацию от обязанностей, возложенных на нее в силу закона.
Судебная коллегия с учетом представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств дела находит срок, установленный судом для исполнения решения суда, обоснованным и достаточным для совершения всех действий, обязанность по совершению которых возложена на административного ответчика судом. Доказательств невозможности исполнения решения суда в установленные сроки материалы дела не содержат.
При этом, в случае, если в указанный срок решение административным ответчиком не сможет быть исполнено, при наличии к тому оснований административный ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке 189 КАС РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, и не могут повлиять на правильность постановленного решения суда. Выводы суда основаны на анализе действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не находит. Представленным доказательствам судом дана надлежащая оценка, в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ. Выводы суда мотивированы и соответствуют материалам дела. Оснований для переоценки выводов суд первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Само по себе несогласие административного ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не имеют правового значения для правильного разрешения спора, повторяют позицию, изложенную в возражениях на административное исковое заявление, которым судом дана правильная оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: