Дело № 2-314/2024
УИД 59RS0010-01-2024-000447-82
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Барда 9 июля 2024 года
Бардымский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Корнякова В.И.,
при секретаре судебного заседания Мустакимовой Л.Н.,
с участием помощника прокурора Бардымского района Акманаева В.Ф.,
представителя ответчика Сакаева В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Бардымского района Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Бардымского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Бардымского района Пермского края обратился в суд с вышеназванным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просит обязать Администрацию Бардымского муниципального округа Пермского края ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на территории Красноярского территориального отдела, а именно на расстоянии 350 метров от с. Краснояр 2, Бардымского муниципального округа Пермского края в юго-восточном направлении площадью не менее 500 кв.м., в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Бардымского района была проведена проверка деятельности Администрации Бардымского муниципального округа Пермского края по исполнению требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории Красноярского территориального отдела, а именно на расстоянии 350 метров от с. Краснояр-2, Бардымского муниципального округа, Пермского края, в юго-восточном направлении создана незаконная свалка мусора площадью не менее 500 кв.м. Указанная свалка состоит из твердых бытовых и коммунальных отходов, отходов древесины, покрышек. Указанная несанкционированная (незаконная) свалка расположена в границах Красноярского территориального отдела.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации Бардымского муниципального округа вносилось представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
По результатам рассмотрения указанного представления приняты частичные меры к ликвидации несанкционированной свалки, что подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Акманаев В.Ф. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Сакаев В.Р. исковые требования признал в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьями 12-13 Земельного кодекса РФ установлено, что одной из целей охраны земель является предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Кроме этого, согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ)
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пунктом 28 статьи 4 Устава Бардымского муниципального округа, принятого решением Думы Бардымского муниципального округа Пермского края от 12.11.2020 № 42 к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Из письменных материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Бардымского района в адрес главы Администрации Бардымского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления (л.д. №).
Из ответа заместителя главы администрации Бардымского муниципального округа по развитию территорий от ДД.ММ.ГГГГ явствует, что представление рассмотрено, несанкционированная свалка ликвидирована. За допущенное нарушение начальник Красноярского территориального отдела администрации Бардымского муниципального округа М. привлечен к дисциплинарной ответственности (л.д. №).
Согласно акта осмотра с фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ, составленной помощником прокурора Бардымского района следует, что ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а именно, что на территории Красноярского территориального отдела, а именно на расстоянии 350 метров от с. Краснояр-2, Бардымского муниципального округа Пермского края в юго-восточном направлении незаконная свалка мусора ликвидирована частично (л.д. №).
Таким образом, судом установлено, что администрацией Бардымского муниципального округа не принято мер по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов. Захламление земельного участка твердыми коммунальными отходами образовалось в течение длительного, неоднократного их сброса, полномочия по организации сбора и вывозу бытовых отходов и мусора должностными лицами администрации Бардымского муниципального округа исполняются не в полном объеме, а именно не осуществлен сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, ими нарушены требования ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 65 Водного кодекса РФ.
Несоблюдение вышеназванных нормативно-правовых актов создает угрозу жизни и здоровья граждан Красноярского территориального отдела, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний на территории Бардымского муниципального округа.
Наличие несанкционированных свалок в границах муниципального округа подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, оказывает негативное влияние на состояние окружающей природной среды и благополучие человека.
Ответчиком не предоставлено суду никаких доказательств принятия мер для ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства дела обстоятельства, собранные по делу доказательства, проанализировав их в совокупности с вышеизложенными нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объёме.
Требуемый прокурором срок, в течение которого вышеуказанные действия должны быть произведены, является разумным и соответствует объему возложенных на ответчика обязанностей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Бардымского района Пермского края удовлетворить.
Обязать Администрацию Бардымского муниципального округа Пермского края (ОГРН 1205900030940, ИНН 595901001) в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на территории Красноярского территориального отдела, а именно на расстоянии 350 метров от с. Краснояр-2, Бардымского муниципального округа Пермского края в юго-восточном направлении площадью не менее 500 кв.м.
Администрации Бардымского муниципального округа Пермского края в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в Бардымский районный суд Пермского края и прокурору Бардымского района Пермского края об исполнении решения суда.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья В.И. Корняков