Дело № 2-6022/2022
УИД 24RS0037-01-2022-000752-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2022 года г.Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего:
судьи Сенькиной Е.М.,
при секретаре Верясове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алешина М.Ю. к ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Алешин М.Ю. обратился в суд с иском к ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России о признании решения незаконным, возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что дата года бюро № 22 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России была проведена медико - социальная экспертиза, по итогам которой инвалидность ему не установлена. В десятилетнем возрасте он получил травму левого глаза, в результате которой глазное яблоко реабилитировать не удалось, была произведена операция и глаз удален. В настоящее время живое глазное яблоко заменено искусственным, во избежание осложнений замена производится ежегодно. Ранее он неоднократно обращался в ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» для проведения медико - социальной экспертизы для признания его инвалидом, но всегда было отказано. По результатам последней экспертизы он обращался с жалобой в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России г.Москва, но в признании его инвалидом было отказано и для решения данного вопроса рекомендовано обращаться в МСЭ по месту обслуживания. Просит суд признать незаконным решение бюро № 22 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России от дата года, обязать ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России признать его инвалидом.
В судебном заседании истец Алешин М.Ю. и его представитель Юрчук С.К. (на основании устного ходатайства) поддержали исковые требования по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России Туренко Ж.В. (доверенность от 31.01.2022 года) в судебном заседании исковые требования не признала.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно п.1, ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты возложено на учреждения медико-социальной экспертизы.
В соответствии со ст.7, 8 Закона проведение медико-социальной экспертизы, то есть определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке и возложено на учреждения медико-социальной экспертизы.
Согласно п.2,3 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. №95, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В силу п.5,6 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В соответствии с п.7 Правил в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
В соответствии п.16 Правил организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно (пункт 19 Правил).
При проведении медико-социальной экспертизы для определения группы инвалидности специалисты медико-социальной экспертизы руководствуются, помимо приведенных Правил, Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными Приказом Минтруда России 17.12.2015 № 1024н, а также Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Минтруда России от 29.01.2014 №59н.
Так, в силу п.п.1,2 Приказа Минтруда России 17.12.2015 № 1024н, классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").
Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты (пункт 8 Приказа Минтруда России 17.12.2015 № 1024н).Критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием установления инвалидности, предусмотренным пунктом 8 настоящих классификаций и критериев (пункт 9 Приказа Минтруда России 17.12.2015 № 1024н).
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (пункт 11 Приказа Минтруда России 17.12.2015 № 1024н).
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (пункт 12 Приказа Минтруда России 17.12.2015 № 1024н).
Как установлено по данному делу, в период с 19.05.2011 г.- 31.05.2011 г. исмтец Алешин рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алешина М.Ю. к ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России о признании решения незаконным, возложении обязанности,
М.Ю. проходил стационарное лечение в глазном детском отделении МУЗ «ГКБ №20» г. Красноярска с диагнозом: наименование. 19.05.2011г. - ПМХО наименование, наименование. При поступлении острота зрения на правый глаз 1,0, на левый глаз — правильная светопроекция. При выписке острота зрения на правый глаз — 1,0; на левый глаз с корр. сфр. +14,0=0,01.
дата. проведена консультация окулиста поликлиники КГБУЗ ККОКБ - диагноз: наименование. Острота зрения правого глаза: 0,2 с цил.-1,5 ось 19=0,5. УЗИ: деструкция стекловидного тела.
Справкой ВК №111 КГБУЗ «Назаровская РБ» от 21.06.2021г., установлен диагноз наименование. Vis: ОD 0,7; OS 0 (анофтальтм). Заключение ВК: оснований для заполнения формы 088/у не выявлено. Осмотр окулиста: Острота зрения правого глаза: 0,2 с кор. цил.-1,5, ось19 = 0,5; левый глаз - анофтальм.
дата года бюро № 22 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России была проведена медико - социальная экспертиза, по итогам которой инвалидность Алешину М.Ю. не установлена.
Для проверки доводов истца и обоснованности, вынесенных заключений ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Министерства труда и социальной защиты РФ судом по делу назначена судебная медико-социальная экспертиза.
Заключением заочной судебной медико-социальной экспертизы № 28 от 28.09.2022 года, проведенной ФКУ «ГБ МСЭ по Новосибирской области» Минтруда России установлено, что по документам, представленным на медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ №22 ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России, имеющиеся нарушения здоровья М.Ю. Алешина привели к следующим стойким нарушениям функций организма: стойкие незначительные (1 степени) нарушения сенсорных (зрительных) функций. В количественном выражении они находятся в диапазоне от 10 до 30 процентов (п. 7.1.1 Приложения №1 Приказа Минтруда России № 585н от 27.08.2019г. "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы").
Указанные стойкие незначительные (1 степени) нарушения функций организма (в диапазоне от 10 до 30 процентов) не привели к экспертно значимому ограничению основных категорий жизнедеятельности, поскольку в соответствии с р. IV п. 9 Приказа Минтруда России № 585н от 27.08.2019 г. "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными в учреждениями медико-социальной экспертизы", экспертно значимые ограничения возникают при умеренных (2 степени) и более выраженных стойких нарушениях функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов).
По представленным на судебную медико-социальную экспертизу документам, имеющиеся у Алешина М.Ю. на момент проведения экспертизы 25.06.2021 г.-дата г. в бюро №22 ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России (протокол № 712.22.24/2021), стойкие незначительные (1 степени) нарушения функций организма (в диапазоне от 10 до 30 процентов - 20 процентов), не приводят к экспертно значимому ограничению основных категорий жизнедеятельности и не дают правовых оснований для установления инвалидности.
Таким образом, заключением судебной медико-социальной экспертизы подтверждена обоснованность выводов специалистов ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России об отсутствии оснований для установления Алешину М.Ю. инвалидности.
Требования статьи 25 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной экспертной деятельности в Российской Федерации" экспертом были соблюдены.
Оценивая данное экспертное заключение в совокупности с иными доказательствами, содержащимися в материалах дела, суд руководствуется положениями ст. ст. 67, 86 ГПК РФ и исходит из того, что экспертное заключение получено с соблюдением процедуры, обеспечивающей ответственность экспертов за результаты исследования, о чем свидетельствует их предупреждение об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Данное экспертное заключение принимается как допустимое доказательство, оснований для сомнений в правильности заключения, беспристрастности и объективности экспертного состава, у суда не имеется.
Допустимых доказательств, опровергающих выводы указанной экспертизы, стороной истца не представлено и в ходе судебного разбирательства не добыто.
В силу приведенных выше правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, основанием признания гражданина инвалидом является не наличие заболевания и его тяжесть, на что ссылается истец, а совокупность условий: наличие стойких нарушений функций организма человека не менее II степени выраженности (в диапазоне от 40 до 100 процентов), приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Таким образом, не имеется предусмотренных законом оснований для удовлетворения предъявленных Алешиным М.Ю. исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Алешина М.Ю. к ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России о признании решения незаконным, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.01.2023.
Председательствующий
Копия верна.Судья Е.М.Сенькина