Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 февраля 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при помощнике Назаровой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-242/2024 по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 63:09:0101155:6668 равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 20 791 859 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что являлся собственником названного нежилого здания, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество.
Представитель административного истца ФИО3 просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, заинтересованные лица: ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, ГБУ СО ЦКО, Администрация г. Тольятти, ФИО5 не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО ЦКО был представлен письменный отзыв, в котором оно указало, что определенная уточненным отчетом об оценке рыночная стоимость нежилого здания находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относится рассматриваемый объект, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, отозвало ранее заявленное ходатайство о назначении судебной экспертизы.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административными истцами требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для оспаривания кадастровой стоимости является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО5 на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 63:09:0101155:6668, площадью 1373,7 кв. м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, улица Офицерская, 12А.
Административным истцом оспаривается кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 63:09:0101155:6668, которая утверждена приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2451 от 25.11.2021 года по состоянию на 1 января 2021 года в размере 32 887 259,77 руб.
Считая кадастровую стоимость нежилого здания завышенной, а свои права нарушенными, административный истец 05 декабря 2023 года обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках настоящего административного дела.В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости № 04/09-23/2-2 от 10 октября 2023 года, выполненный оценщиком ООО «Независимый Кадастровый Центр», которым рыночная стоимость нежилого здания определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 18 982 590 руб.
На указанный отчет об оценке ГБУ СО ЦКО представило письменные замечания, после чего административный истец представил новый отчет об оценке № 04/09-23/2-2А от 18.01.2024 года, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2021 года составила 20 791 859 руб.
Давая оценку отчету об оценке №№ 04/09-23/2-2А от 18.01.2024 года, суд отмечает, что оценка выполнена по состоянию на 1 января 2021 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилого здания. Приведённые в отчете выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости нежилого здания на основе качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенной в рамках выбранных оценщиком сравнительного, затратного и доходного подходов. Суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств иной величины рыночной стоимости нежилого здания, а также замечаний к отчету об оценке сторонами не представлено.
Стороны не заявили ходатайств о назначении судебной экспертизы, и суд оснований для назначения судебной экспертизы не усматривает.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке рыночная стоимость нежилого здания является достоверной величиной, в связи с чем, требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 05 декабря 2023 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования ФИО1 удовлетворить
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 63:09:0101155:6668 площадью 1373,7 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, улица Офицерская, 12А, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 20 791 859 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 05 декабря 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 01 марта 2024 года