Р Е Ш Е Н И Е
17 ноября 2022 года.
Судья Первомайского районного суда г. Ижевска Обухова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики
на постановление начальника отделения-старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М. от <дата> о привлечении Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 30 000 руб.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением об административном правонарушении начальника отделения-старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М. от <дата> Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее – Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Постановлением от <дата> установлено, что должник не исполнил в установленный срок 60 дней требование судебного пристава-исполнителя, полученное <дата>. Министерство является должником по исполнительному производству №- ИП от <дата> на основании исполнительного листа ФС № от <дата>, выданного Индустриальный районным судом г. Ижевска по делу №, вступившим в законную силу <дата>, предмет исполнения: обязать Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики предоставить в пользование истца Матанцева Л.А по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. Ижевска жилое помещение, не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории <адрес> УР.
Не согласившись с данным постановлением, Министерство подало жалобу в суд, где указало, что считает постановление незаконным по следующим основаниям.
Постановление о наказании вручено <дата> года. Жалоба в Индустриальный суд г. Ижевска подана <дата>.
Административный орган при вынесении постановления о наказании не учел. Объем полномочий Минсоцполитики при обеспечении жильем детей-сирот, производится двумя органами власти, ими и Минстроем УР. При этом Минстрою УР выделяется финансирование на данные цели и формируется Фонд жилья и документы. На Минсоцполитики возложены же только формирование республиканского списка (исключение из данного списка) и принятие решении о предоставлении жилья. А потому ими предоставляется жилое помещение в том объеме, в каком оно приобретается и передается в установленном порядке Минстроем УР Матанцева Л.А включена в Республиканский список и занимает 678 место по Республике и 338 место по <адрес>. Ими 2020-2021гг неоднократно направлялась просьба Минфину УР выделить дополнительные бюджетные средства на исполнение судебных решений. Средства не выделены. Кроме того, с учетом всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур на формирование специализированного жилого фонда для детей-сирот с момента начала процедуры до передачи жилья в Министерство требуется 5 месяцев. ( ФЗ от 05.04.2013г№-ФЗ). А потому и необходимо учитывать объективные причины неисполнения решения суда. Минсоцполитики реализуя свои полномочия исключительно по включению и распределению жилых помещений, самостоятельно вне установленных законом процедуры, не имеет возможности приобрести жилье в целях исполнения судебных актов, по независящим от него обстоятельствам. Минсоцполитики от исполнения решений не уклоняется, т.е. нет умысла. Отсутствует вина. Порядок предоставления жилья вне очереди действующим законодательством не предусмотрен. Отсутствует состав вменяемого правонарушения.
В судебном заседании представитель Министерства Чумакова В.В., действующая на основании доверенности, поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям в полном объеме. Дополнительно пояснила, что решением Индустриального районного суда г. Ижевска от <дата> Министерство освобождено от исполнительского сбора. Кроме того, <дата> судом на стадии исполнения утверждено мировое соглашение о получении денежных средств – сертификата вместо жилья. В настоящее время Матанцева Л.А находится на 292 месте в республиканском списке и на 162 месте по <адрес> (на основании данных выборки из республиканского списка по месту предоставления жилого помещения).
Начальник отделения - старший судебный пристав МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена. Вх 25.10.22г
Матанцева Л.А в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена. 27.10.22г уведомление почтовое.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В силу ст. 30.3 КоАП РФ копия постановления о назначении наказания Минсоцполитики вручена <дата>, а потому и 10-ти - дневный срок приходится на <дата>, жалоба подана в Индустриальный суд г. Ижевска <дата>, а потому и срок на обжалование не пропущен.
Определением Индустриального суда г. Ижевска от <дата> жалоба направлена на рассмотрение в Первомайский суд г. Ижевска.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ст.1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана и защита законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).
Частью 2 статьи 36 данного Закона установлено, что, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
В силу пункта 7 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами являются, в том числе постановления судебного пристава-исполнителя.
Согласно части 1 статьи 15 Закона об исполнительном производстве сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
Решением Индустриального районного суда УР от <дата> удовлетворены исковые требования Матанцева Л.А Суд обязал Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики предоставить в пользование истца Матанцева Л.А по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. Ижевска жилое помещение, не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории <адрес> УР.
Как следует из материалов дела, <дата> судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по УР на основании исполнительного листа ФС № от <дата>, выданного Индустриальным районным судом г.Ижевска УР по делу №, вступившему в законную силу <дата>, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Министерство, предмет исполнения: обязать Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики предоставить в пользование истца Матанцева Л.А по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. Ижевска жилое помещение, не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории <адрес> УР.
Постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП вынесено <дата> Постановление получено должником <дата> Должнику установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней.
Требования исполнительного документа должником в установленный для добровольного исполнения срок не были исполнены.
<дата> судебным приставом-исполнителем в отношении Министерство социальной политики и труда УР вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
В данном постановлении установлен новый срок об исполнении требований ( при этом в данном документе, срок исполнения не указан л.д.4 административного материала ).
На л.д.5 административного материала имеется требование пристава Князева А.А. от <дата> со сроком в 60 дней со дня получения, однако доказательств вручения данного требования должнику, материал не содержит.
<дата> по данному факту судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по УР в отношении Министерства составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях., с указанием, что <дата> получено требование от 06.04.2022г об исполнении требований исполнительного документа, в котором установлен срок 60 дней.
<дата> начальником отделения - старшим судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М. вынесено постановление, которым должник - Министерство социальной политики и труда УР признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвержено административному штрафу в размере 30 000 рублей в доход государства.
.
Решением Индустриального суда г. Ижевска от <дата> Министерство социальной политики и труда УР освобождено от взыскания исполнительского сбора, установленного по постановлению от <дата>
Вместе с тем состоявшийся по делу акт законными признать нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после наложения административного штрафа требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от <дата> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Частью 2 статьи 36 данного Закона установлено, что, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
В силу пункта 7 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами являются, в том числе постановления судебного пристава-исполнителя.
Согласно части 1 статьи 15 Закона об исполнительном производстве сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
Как следует из материалов дела, новый срок для исполнения требований исполнительного документа после наложения административного штрафа должен быть был определен постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по УР от <дата> конкретной календарной датой - однако дата не указана. ( л.д.4 административного материала ).
Далее поскольку вменяется согласно протокола не исполнение требования от 06.04.2022г, но доказательств вручения административный материал не содержит, то и говорить, что срок в 60 дней предоставлен должнику для исполнения, не приходится.
В силу чего, не возможно исчислить и срок давности привлечения к административной ответственности.
А потому и указание в административном протоколе и в постановлении о нарушение 60 дневного срока с момента получения, как указано посредством электронного документооборота ( ЕПГУ) не приходится, поскольку как указано выше отсутствуют доказательств вручения.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Закона об исполнительном производстве срок, определенный в исполнительном документе календарной датой, оканчивается:
1) в день, непосредственно предшествующий указанной в исполнительном документе дате, если исполнительным документом предписано совершить определенные действия до этой даты;
2) в день, указанный в исполнительном документе.
При этом в силу части 6 данной статьи действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока.
В силу пункта 2 статьи 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие доказательств- это отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу ст.1.5 КоАП РФ все сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, на постановление по делу об административном правонарушении, об отмене и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление.
При таких обстоятельствах постановление начальника отделения-старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М. от <дата>, вынесенное в отношении Министерство социальной политики и труда УР по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению за не доказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики - удовлетворить.
Постановление начальника отделения-старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М. от <дата> № - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении о привлечении Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ прекратить за не доказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 суток со дня получения.
Судья: М.А. Обухова