Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-223/2024 (2-4791/2023;) ~ М-4019/2023 от 10.07.2023

Дело № 2-223/2024

22RS0068-01-2023-004761-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2024 года                            г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Поповой Н.Н.,

при секретаре Устименко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о защите пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о защите пенсионных прав.

В обоснование требований указал, что 15.05.2023 года обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Согласно решению от 24.05.2023 истцу отказано в установлении пенсии по старости. По представленным документам страховой стаж составляет 25 лет 6 месяцев 6 дней, специальный стаж в соответствии с пп.10 п.1 ст. 30 ФЗ-400 «О страховых пенсиях» - 14 лет 11 месяцев 6 дней.

Исходя из данного решения, в специальный стаж не были включены периоды работы с 15.07.1986 по 13.10.1986 в качестве маляра в тресте «Барнаулжилстрой» по причине того, что документально не подтверждена занятость на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности; с 17.05.2008 по 18.07.2008 в ООО «Южный-плюс» в качестве водителя городских пассажирских перевозок по причине того, что сведения о работе в Пенсионный фонд страхователями были предоставлены как о работе на общих основаниях; с 26.06.2007 по 21.09.2007, с 01.10.2012 по 08.11.2012, с 10.09.2013 по 18.11.2013, с 21.10.2015 по 27.05.2017 в ООО «Евробус-Плюс» в качестве водителя городских пассажирских перевозок по причине того, что сведения о работе в Пенсионный фонд страхователями были предоставлены как о работе на общих основаниях; с 05.11.2007 по 23.01.2008, с 13.06.2012 по 30.09.2012 в ООО «Виадук+» в качестве водителя городских пассажирских перевозок по причине того, что сведения о работе в Пенсионный фонд страхователями были предоставлены как о работе на общих основаниях. Кроме того, ответчиком не был рассмотрен период службы в армии.

По мнению истца, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж его трудовой деятельности.

Относительно периода работы с 15.07.1986 года по 13.10.1986 года в качестве маляра в тресте «Барнаулжилстрой», следует учитывать письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года, где указано, что если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, а также «малыми Списками», то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 года рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.

Таким образом, спорный период работы подлежит включению в специальный стаж, поскольку 80% занятость и характер работы в указанный период правового значения не имели, достаточно лишь установить факт работы.

Периоды работы с 17.05.2008 по 18.07.2008 в ООО «Южный-плюс», с 26.06.2007 по 21.09.2007, с 01.10.2012 по 08.11.2012, с 10.09.2013 по 18.11.2013, с 21.10.2015 по 29.05.2017 в ООО «Евробус-Плюс», с 05.11.2007 по 23.01.2008, с 13.06.2012 по 30.09.2012 в ООО «Виадук+». Доводом ответчика по невключению указанных периодов в специальный стаж является то обстоятельство, что сведения о работе были предоставлены страхователем на общих основаниях. Вопреки доводам ответчика, истец полагает, что не предоставление работодателем сведений об особых условиях труда в спорный период, не может являться основанием для отказа во включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку в соответствии с пенсионным законодательством РФ обязанность по предоставлению вышеуказанных данных возложена на администрацию учреждения, а не работника. В Постановлении Пленума ВС РФ от 11.12.2012 года №30 говорится о том, что уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

Период службы в рядах Советской Армии с 26.10.1986 по 10.12.1988 не был рассмотрен ответчиком в рамках поданного заявления о назначении пенсии, истец полагает, что данный период подлежит включению в специальный стаж. Истец был призван на военную службу 26.10.1986, уволен из СУ-9 13.10.1986, то есть в пределах 3-месячного срока, что дает право на включение данного периода в специальный стаж работы при наличии правовых оснований для удовлетворения иска в части зачета в специальный стаж периода работы с 15.07.1986 года по 13.10.1986 года.

На основании изложенного истец просит обязать ответчика засчитать в специальный стаж периоды работы с 15.07.1986 года по 13.10.1986 года в качестве маляра в тресте «Барнаулжилстрой»; период службы в армии с 26.10.1986 по 10.12.1988; периоды работы в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах: с 17.05.2008 по 18.07.2008 в ООО «Южный-плюс», с 26.06.2007 по 21.09.2007, с 01.10.2012 по 08.11.2012, с 10.09.2013 по 18.11.2013, с 21.10.2015 по 29.05.2017 в ООО «Евробус-Плюс», с 05.11.2007 по 23.01.2008, с 13.06.2012 по 30.09.2012 в «ООО «Виадук+». Взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату государственной пошлины 300 рублей, на оплату юридических услуг в размере 3000 рублей.

В уточненном исковом заявлении истец дополнительно просил включить в специальный стаж период работы в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах с 12.02.2007 по 03.06.2007 у ИП Фрея Г.Г.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО Евробус-Плюс.

В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом.

Ранее в судебном заседании истец и его представитель на удовлетворении требований настаивали по доводам изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика представил в материалы письменный отзыв на исковое заявление, просили в удовлетворении требований отказать.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (в редакции от 27.12.2018).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.

В судебном заседании установлено, что 15.05.2023 Михайлов В.М., 30.05.1968 года рождения обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно пп. 10 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 « 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по .... от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа.

На дату обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости у ФИО3 имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента 25,8.

Дата регистрации ФИО3 в системе государственного пенсионного страхования – 20.11.1998.

Период работы в ООО «Южный-плюс» (ликвидация 20.09.2012) в качестве водителя городских пассажирских перевозок с 17.05.2008 по 18.07.2008 не зачтен в специальный стаж, так как в выписке из лицевого счета данный период представлен общими условиями. Информация в Социальном фонде по вышеуказанному периоду отсутствует. Документы по личному составу в Фонды архивов Алтайского края не передавались.

Периоды работы в ООО «Евробус-Плюс» в качестве водителя автобуса с 26.06.2007 по 21.09.2007, в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах с 01.10.2012 по 08.11.2012, с 10.09.2013 по 18.11.2013, с 21.10.2015 по 31.10.2015; в ООО «Виадук+» в качестве водителя автобуса с 05.11.2007 по 23.01.2008, с 13.06.2012 по 30.09.2012 не зачтены в специальный стаж, так как в выписке из лицевого счета данные периоды представлены общими условиями. Информация в Социальном фонде по вышеуказанным периодам отсутствует.

Период работы в Тресте «Барнаулжилстрой» в качестве маляра с 15.07.1986 по 13.10.1986 не зачтен в специальный стаж, так как документально не подтверждена постоянная занятость на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.

Периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с 29.03.2013 по 31.03.2013, с 27.03.2018 по 08.04.2018, 05.06.2021 не зачтены в страховой и специальный стаж в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11,07.2002г. № 516.

По представленным документам страховой стаж ФИО3 составляет 25 лет 6 месяцев 6 дней, специальный стаж работы в соответствии с пп.10 п.1 статьи 30 Закона 400-ФЗ с учетом суммирование периода работы по Списку № 2 - 14 лет 11 месяцев 6 дня.

В соответствии с абзацем 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Из записей в трудовой книжке истца, относящихся к спорным периодам, следует, что истец 15.07.1986 принят в СУ-9 маляром 3 разряда в Трест «Барнаулжилстрой», 13.10.1986 уволен из СУ-9, с 26.10.1986 по 10.12.1988 служба в рядах Советской Армии, 26.06.2007 принят водителем автобуса в ООО «Евробус-Плюс», 21.09.2007 уволен за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, 05.11.2007 принят в ООО «Виадук» водителем автобуса, 23.01.2008 уволен за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей.

Согласно дубликату трудовой книжки от 12.02.2007 истец принят водителем к ИП Фрей Г.Г., 03.06.2007 уволен за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, 11.05.2008 принят водителем на городские пассажирские перевозки в ООО «Южный Плюс», 18.07.2008 уволен по собственному желанию, 13.06.2012 принят водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в ООО «Виадук+», 30.09.2012 уволен переводом, 01.10.2012 принят водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в порядке перевода в ООО «Евробус Плюс», 08.11.2012 уволен по собственному желанию, 10.09.2013 принят водителем автобуса на городских регулярных пассажирских маршрутах в ООО «Евробус Плюс», 18.11.2013 уволен по собственному желанию, 21.10.2015 принят водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в ООО «Евробус плюс», 29.05.2017 уволен по собственному желанию.

Обращаясь в суд с требованиями истец просит включить в специальный стаж период работы с 15.07.1986 по 13.10.1986 в качестве маляра в Тресте «Барнаулжилстрой».

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Согласно п. "б" п. 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее также - Список N 2 от 26 января 1991 г.);

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее также - Список N 2 от 22 августа 1956 г.)

Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в числе профессий, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, предусмотрены маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (код профессии 23200000-13450, раздел XXXIII Общие профессии).

Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, предусмотрено право на досрочную пенсию по старости для маляров, работающих с эмалевыми красками, нитрокрасками, нитролаками и свинцовыми красками (раздел XXIX "Строительство зданий и сооружений").

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Согласно п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, периоды работы с тяжелыми условиями труда подлежат подтверждению. В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (п. 4 Порядка).

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, основным документом, подтверждающим трудовой стаж, в том числе и стаж на соответствующих видах работ, является трудовая книжка, если в нее внесены все необходимые сведения о работе и профессии. Однако, в Списке кроме профессии могут содержаться дополнительные условия, необходимые для назначения льготной пенсии. Поэтому установленные законодательством условия для приобретения права на пенсионные льготы в каждом конкретном случае должны подтверждаться документально, что относится к компетенции организации, где заняты работники.

Согласно архивной справке КГКУ «Государственный архив ....» № М-1216 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49) в документах архивного фонда ОАО «Барнаулжилстрой» имеются сведения в отношении истца ФИО3 (Аверкина) В.М. с ДД.ММ.ГГГГ выпускник ГПТУ-16 принят маляром 3 разряда (приказ от ДД.ММ.ГГГГ -к), ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 должность не указана уволен по ст. 29 п. 3 КЗоТ РСФСР в связи с призывом в Советскую Армию (приказ от ДД.ММ.ГГГГ к).

Аналогичная информация содержится в архивной справке КГКУ «Государственный архив ....» № М-1468 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 97).

Дополнительно представлена архивная справка о переименовании организации ОАО «Барнаулжилстрой», а также приказ о принятии на работу, об увольнении истца, личная карточка формы Т-2, где должность истца указана маляр, лицевые счета за 1986 год.

Из представленных документов не подтверждается работа истца в спорный период с эмалевыми красками, нитрокрасками, нитролаками и свинцовыми красками, что является обязательным условием для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Сведения о работе истца в трудовой книжке содержат сведения общего характера, по своему содержанию не позволяют определить: работал ли истец в качестве маляра с эмалевыми красками, нитрокрасками, нитролаками и свинцовыми красками в соответствии с условиями, указанными в Списке N 2 от 1956 года. Применительно к Списку N 2 от 1991 года, трудовая книжка истца также содержит общие сведения, не содержит информации о том, подвергался ли истец в период работы маляром вредному фактору и к какому классу опасности относились вредные вещества, если он с ними работал, то сколько времени занимала эта работа.

Из лицевых счетов по начислению заработной платы истцу сведений о доплате за вредные условия труда нет.

Таким образом, доказательств работы истца в условиях труда, соответствующих работе маляра с отражением степени вредности и опасности в спорный период в дело не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в данной части, поскольку факт работы истца в спорный период с эмалевыми красками, нитрокрасками, нитролаками и свинцовыми красками, что является обязательным условием для назначения досрочной страховой пенсии по старости, документально не подтвержден.

Согласно в трудовой книжке, а также справке Военного комиссариата (Ленинского и ....ов .... края) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 проходил военную службу в рядах Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665 установлено, что в отношении периодов работы, указанных в абзаце 3 подпункта "а", абзаце 3 подпункта "б" и абзаце 3 подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 98, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

Из приведенной нормы постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 следует, что пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты, государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 применяется к Списку N 1 и Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 (абзац 3 подпункта "а"; абзац 3 подпункта "б" пункта 1), а также к работницам предприятий текстильной промышленности - по списку производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии, по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1021, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.03.1992 (абзац 3 подпункта "в" пункта 1 постановления).

Так, пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 (далее - Положение от 03.08.1972 N 590), предусматривалось при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком N 1 и Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, приравнивать период службы по призыву - к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (подпункт "к").

Данное Положение фактически утратило свою силу с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который в соответствии со статьей 130 Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 был введен в действие с 01.01.1992 и не предусматривал возможность включения службы в рядах Вооруженных Сил после 01.01.1992 в специальный стаж.

Материалами дела установлено, что периоду военной службы истца не предшествовала и за ним не следовала работа, дающая право на льготное пенсионное обеспечение, в связи с чем период службы ФИО3 в рядах Советской Армии в специальный стаж включению не подлежит.

Относительно периодов работы истца в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах: с 17.05.2008 по 18.07.2008 в ООО «Южный-плюс», с 26.06.2007 по 21.09.2007, с 01.10.2012 по 08.11.2012, с 10.09.2013 по 18.11.2013, с 21.10.2015 по 29.05.2017 в ООО «Евробус-Плюс», с 05.11.2007 по 23.01.2008, с 13.06.2012 по 30.09.2012 в «ООО «Виадук+», с 12.02.2007 по 03.06.2007 у ИП Фрея Г.Г. суд исходит из следующего.

В силу пп. 10 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ от 17.12.2001 года "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно п.п. 10 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Подпунктом "к" части 1 статьи 12 ранее действующего Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее соответственно 20 и 15 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняется за указанной категорией лиц.

Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для определения права истца на досрочное назначение трудовой пенсии, является достижение возраста 55 лет, наличие специального стажа продолжительностью не менее 20 лет. Для разрешения спора необходимо установление факта работы истца в спорный период в качестве водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах.

В соответствии с Приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2 регулярные маршруты - это маршруты, осуществляемые в пределах черты города, выполняемые автотранспортными средствами с двигателем, предназначенным для перевозки пассажиров с числом мест для сидения более 8. К регулярным пассажирским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках.

Документами, подтверждающими занятость заявителя на регулярных городских пассажирских маршрутах, могут быть: приказ о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевые листы, при отсутствии приказов и путевых листов - справка предприятия с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).

В соответствии с Письмом Минтранса Российской Федерации от 02.07.1992 N 13-пр "О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.

Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.

Письмом Минтранса РФ от 02.07.1992 N 13-пр утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованный с Министерством социальной защиты населения РФ (письмо от 01.06.1992 N 1-2110-15) (далее - Порядок).

Согласно п. 1 Порядка право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 "к" Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций: на проведение подготовительно - заключительных работ; на прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров; на участие в плановых технических обслуживаниях N 1 и N 2 и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса, при работе на регулярных городских маршрутах.

Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов.

При отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).

Кроме того, пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъясняется, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 14 Закона страховых пенсиях подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Часть 6 ст. 30 Закона о страховых пенсиях предусматривает, что периоды работы, предусмотренные п. п. 1 - 18 ч. 1 названной статьи, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работка, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленных по результатам оценки условий труда.

При этом ч.8 ст. 35 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что положения ч. 6 ст. 30 Закона о страховых пенсиях не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 вышеуказанного Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным Положения ч.6 ст.30 настоящего Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 ч.1 ст. 30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31.12.2018 результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

Таким образом, для возникновения у истца права на включение в специальный стаж периодов работы водителем автобуса на регулярных городских маршрутах необходима совокупность следующих условий: выполнение данной работы в течение полного рабочего времени, отнесение по условиям труда работы водителя на конкретном виде автотранспорта (рабочем месте) к вредным или опасным условиям труда (3,4 классы), уплата страховых взносов по дополнительному тарифу.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в своих Определениях от 28.02.2017 №315-О, от 28.02.2019 №475-О указывал, что такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу, а оспариваемые нормы, будучи его элементом, не могут рассматриваться как нарушающие права лиц, не относящихся к указанной категории.

Согласно сообщению Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... от ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока хранения документов предоставить информацию в отношении юридических лиц ООО «Южный-плюс», ООО «Виадук+», ООО «Евробус-плюс» за период с 2007 по 2017 не представляется возможным.

Из ответа КГКУ «Государственный архив ....» № М-1216 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в документах объединенного архивного фонда ликвидированных организаций и предприятий .... документы по личному составу ООО «Южный-плюс», ООО «Евробус-Плюс», ООО «Виадук+» отсутствуют.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО «Южный-плюс» внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию. Дата прекращения юридического лица ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО «Виадук+» внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию. Дата прекращения юридического лица ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО «Евробус-Плюс» регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении.

В подтверждение работы истца в материалы дела ООО «Евробус-плюс» представлен приказ -к от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО3, приказ от ДД.ММ.ГГГГ -к о прекращении трудового договора с ФИО3, табель учета рабочего времени за спорный период, приказ о прекращении трудового договора -к от ДД.ММ.ГГГГ, устав ООО «Евробус-плюс», должностная инструкция водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Также в подтверждение работы истца представлены приказы о приеме, увольнении истца ООО «Виадук+», а также табели учета рабочего времени.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч.2 ст.3 данного закона).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункты 1 - 7 ст.7 Закона).

В силу положений п.1 ч.6 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховых пенсий по старости.

К таким спискам отнесены Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, Список должностей работников государственной противопожарной службы…, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 №437.

Водитель автобуса на регулярных городских маршрутах в указанных списках не поименован, в связи с чем, после 01.01.2013 должны учитываться результаты специальной оценки условий труда на предприятии.

В справке ООО «Евробус-плюс» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 130) указано, что ФИО3 работал водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, в течение полного рабочего дня в режиме полной рабочей недели, месяца. ООО «Евробус+» с 05.11.2007 по 21.09.2007, ООО «Виадук+» с 05.11.2007 по 23.01.2008, с 13.06.2012 по 30.09.2012, ООО «Евробус+» с 01.10.2012 по 08.11.2012, с 10.09.2013 по 18.11.2013, с 21.10.2015 по 29.05.2017.

Индивидуальные сведения за 2007, 2008, 2012 на водителей были поданы как о работе на общих основаниях, в связи с тем, что была проведена специальная оценка условий труда. По результатам которой, условия труда на рабочих местах водителей были отнесены к 2 классу (допустимый уровень условий труда).

Михайлов В.М. работал в особых условиях труда, согласно проведенной специальной оценке условий труда 3 классу с 10.09.2013 по 18.11.2013, с 21.10.2015 по 31.07.2016.

Индивидуальные сведения с 01.08.2016 по 29.05.2017 на водителей были поданы как о работе на общих основаниях, в связи с тем, что проведена специальная оценка условий труда. По результатам которой условия труда на рабочих местах водителей были отнесены к 2 классу (допустимый уровень условий труда).

При этом в материалах пенсионного дела также имеется справка ООО «Евробус-плюс», от 13.06.2023, где указано, что с 10.09.2013 по 18.11.2013 проведена оценка специальных условий труда, по результатам которой условия труда на рабочих местах водителей были отнесены к 02 классу (допустимый уровень условий труда). С 21.10.2015 по 31.10.2015 принят на работу с 21.10.2015 – стажировка без оплаты. С 11.07.2016 по 31.08.2021 индивидуальные сведения на водителей были поданы как о работе на общих основаниях, в связи с тем, что была проведена специальная оценка условий труда. По результатам которой условия труда на рабочих местах водителей были отнесены к 02 классу (допустимый уровень условий труда) на основании приказа № 14 от 28.03.2016.

Таким образом, с учетом оценки условий труда, предприятие не стало оплачивать дополнительные страховые взносы и указывать в персонифицированных данных рабочих на особые условия труда. В установленном порядке оценка условий труда не оспорена.

Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО3 периоды с 01.11.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016 по 31.03.2016, с 01.04.2016 по 05.05.2016, с 06.05.2016 по 12.05.2016, с 13.05.2016 по 30.05.2016, с 01.07.2016 по 10.07.2016 отражены с кодом особых условий труда 27-10, то есть за указанные периоды работодателем произведено начисление страховых взносов по дополнительному тарифу. Указанные периоды учтены пенсионным органом в специальный стаж истца, оснований для повторного включения не имеется.

Периоды работы с 12.02.2007 по 03.06.2007, с 26.06.2007 по 21.09.2007, с 05.11.2007 по 23.01.2008, с 17.05.2008 по 18.07.2008, с 13.06.2012 по 30.09.2012, с 01.10.2012 по 08.11.2012, с 10.09.2013 по 18.11.2013, с 21.10.2015 по 31.10.2015, с 11.07.2016 по 29.05.2017 отражены в выписке без кода особых условий труда.

На основании изложенного, поскольку не представлено достаточных доказательств, подтверждающих работу истца в льготных условиях труда, не имеется правовых оснований для включения в специальный стаж периода работы с 12.02.2007 по 03.06.2007, с 26.06.2007 по 21.09.2007, с 05.11.2007 по 23.01.2008, с 17.05.2008 по 18.07.2008, с 13.06.2012 по 30.09.2012, с 01.10.2012 по 08.11.2012, с 10.09.2013 по 18.11.2013, с 21.10.2015 по 31.10.2015, с 11.07.2016 по 29.05.2017. В указанной части исковые требования не подлежат удовлетворению.

Действительно материалами дела подтверждается факт работы истца в спорные периоды в должности, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, в том числе вышеперечисленными документами.

Между тем, истцом не представлено доказательств того, что работодатель внес изменения в сведения индивидуального лицевого счета застрахованного лица с учетом указанных документов в спорные периоды.

Именно работодателю предоставлено право давать характеристику работе, выполняемой работником, так как работодатель располагает всеми необходимыми для этого документами - технологические процессы, сведения об условиях, продолжительности труда и т.д., при этом, в силу ст. 28 Закона "О страховых пенсиях", физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

На основании изложенного исковые требования истца удовлетворению не подлежат.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме, понесенные им расходы по оплате государственной пошлины, юридических услуг не подлежат взысканию.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о защите пенсионных прав оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула.

Председательствующий Н.Н. Попова

2-223/2024 (2-4791/2023;) ~ М-4019/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Михайлов Вячеслав Михайлович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по АК
Другие
ООО Евробус-Плюс
Суд
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края
Судья
Попова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
centralny--alt.sudrf.ru
10.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2023Передача материалов судье
11.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.08.2023Предварительное судебное заседание
11.09.2023Судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
10.10.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
01.11.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее