Дело №2-455/2024 37RS0023-01-2024-000425-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ6 мая 2024 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Бордашевской А.С.,
при секретаре Голубенкове В.И.,
с участием представителя истца помощника Шуйского межрайонного прокурора Кондуровой М.А.,
представителя ответчика директора МБОУ «Вознесенская СОШ» Сибирякова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Вознесенская СОШ», Администрации Савинского муниципального района <адрес> о возложении обязанности произвести капитальный ремонт системы отопления, обеспечить финансирование,
установил:
<адрес> обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Вознесенская СОШ», Администрации Савинского муниципального района <адрес>, в котором с учетом уточнений просил обязать Администрацию Савинского муниципального района <адрес> выделить денежные средства на проведение ремонта системы отопления в здании МБОУ «Вознесенская СОШ», расположенной по адресу <адрес>, с Вознесенье, <адрес>; обязать МБОУ «Вознесенская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести ремонт системы отопления в здании школы в соответствии с проектной документацией, разработанной по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны здоровья несовершеннолетних, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об образовании. В ходе проверки установлено, что в осенне-зимний период учащиеся МБДОУ «Вознесенская СОШ» проходят обучение в классах с низкой температурой, что влечет наступление неблагоприятных последствий для их здоровья. В 2022 году разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт школы, в соответствии с которой определены работы по ремонту системы отопления. Однако до настоящего времени мер, направленных на реальное устранение причин ненадлежащей работы система теплоснабжения в МБОУ «Вознесенская средняя школа», не принято. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой внесено представление в администрацию района. ДД.ММ.ГГГГ в ответе на представление указано, что деньги на капитальный ремонт системы отопления будут выделены при наличии денежных средств в бюджете Савинского муниципального района.
В судебном заседании помощник Шуйского межрайонного прокурора Кондурова М.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Савинского муниципального района <адрес>, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство, в котором просил рассмотреть дело без своего участия, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика директор МБОУ «Вознесенская СОШ» Сибиряков А.В. с исковыми требованиями согласился, пояснил, что школа не может самостоятельно произвести ремонт системы отопления, поскольку для этого должно быть выделено финансирование. В 2024 году средств на ремонт системы отопления из бюджета района не выделено. При условии выделения средств учреждение готово выполнить необходимый ремонт.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.
Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из смысла статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Частью 1 статьи 15 этого Закона регламентировано, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является, в том числе, обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Из материалов гражданского дела следует, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вознесенская средняя школа» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц N ЮЭ№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 117-121).
В соответствии с Уставом МБОУ «Вознесенская СОШ» учредителем школы является Савинский муниципальный район <адрес>. Функции и полномочия учредителя, а также функции и полномочия собственника имущества школы осуществляет администрация Савинского муниципального района <адрес>. (п.1.8). Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за образовательной организацией Учредителем. Источниками формирования финансовых средств учреждения являются в том числе средства бюджета Савинского муниципального района в виде субсидии на выполнение муниципального задания, и иные цели (п. 4.1, п.4.2).
Согласно п. 2.10 става МБОУ «Вознесенская СОШ» школа при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
На основании Постановления Главы Савинского муниципального района ивановской области за Вознесенской муниципальной средней общеобразовательной школой на праве оперативного управления закреплено здание по адресу <адрес>.
Целями правового регулирования отношений в сфере образования, как это предусмотрено частью 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ юридические лица обязаны в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; разрабатывать и проводить в организации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия.
В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (пункт 1 статьи 28 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Гигиенические нормативы температуры воздуха в помещениях объектов социальной сферы установлены СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Показателями, характеризующими микроклимат, являются: - допустимая температура воздуха; - относительная влажность воздуха; - скорость движения воздуха.
Согласно п. 98 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 в помещениях должны обеспечиваться параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов. Микроклимат в учебных помещениях и кабинетах общеобразовательных организаций должен соответствовать требованиям - от +18 до +24 °C.
Несоблюдение параметров микроклимата в помещениях может способствовать распространению инфекций.
Согласно рапорту о проведении проверки заместителем прокурора <адрес> установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении выездных мероприятий в МБОУ «Вознесенская СОШ»по адресу <адрес> выявлен факт ненадлежащего содержания системы отопления.
Из объяснений начальника отдела образования администрации <адрес> Кузнецовой Л.А., полученных в ходе проверки, ей известно, что в МБОУ «Вознесенская СОШ»имеются проблемы с системой отопления. Температурный режим в некоторых кабинетах снижен до 16 градусов. Указанная температура держится постоянно и повышается только при наступлении благоприятных погодных условий. Проблемы с температурным режимом существуют на протяжении нескольких лет. Директором школы ежегодно направляются заявки о выделении денежных средств на поддержание системы отопления в удовлетворительном состоянии.
Согласно сведениям о мониторинге температуры в МБОУ «Вознесенская СОШ»в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ температура в образовательном учреждении составляла 16-19 градусов, что не соответствует нормативной.
На протяжении ДД.ММ.ГГГГ г.г. директором МБОУ «Вознесенская СОШ»направлялись заявки на финансирование текущего ремонта системы отопления школы.
На основании муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ПК «Баюн» была разработана проектная документация на капитальный ремонт МБОУ «Вознесенская СОШ», в составе которой предусмотрены мероприятия по капитальному ремонту системы отопления школы.
ДД.ММ.ГГГГ Главе Савинского муниципального района внесено представление об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об образовании с требованием принять конкретные меры направленные на реальное устранение причин ненадлежащей работы системы теплоснабжения МБОУ «Вознесенская СОШ».
В ответ на данное представление в письме от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Савинского поселения указано, что средства на текущий ремонт системы отопления МБОУ «Вознесенская СОШ» выделяются ежегодно. В учреждении имеется проект на капитальный ремонт здания школы, куда входит и капитальный ремонт системы отопления, имеющий положительное заключение. Кроме того из областного бюджета выделены финансовые средства на подготовку проектно-сметной документации на техническое перевооружение котельной МБОУ «Вознесенская СОШ». Директору школы дано поручение разработать смету на замену радиаторов в кабинетах с низкой температурой. Денежные средства будут выделены при их наличии в бюджете <адрес>.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик МБОУ «Вознесенская СОШ» владея, пользуясь и распоряжаясь зданием школы на праве оперативного управления, несет обязанность по надлежащему содержанию здания и проведению капитального ремонта, а ненадлежащее исполнение им данной обязанности нарушает права и законные интересы других лиц, в том числе обучающихся, пребывающих в ходе учебного процесса в здании школы, не соответствующем санитарным правилам и нормам в части температурного режима в отопительный период. Путем проведения капитального ремонта системы отопления в здании образовательной организации, права указанных лиц будут восстановлены. При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении обязанности на МБОУ «Вознесенская СОШ» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления здания школы являются законными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 295 ГК РФ Учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Р. Ф., субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Полномочия собственника бюджетного учреждения, подведомственного органам публичной власти федеральной территории, осуществляют органы публичной власти федеральной территории в соответствии с федеральным законом о федеральной территории.
Содержание имущества бюджетного учреждения осуществляется за счет средств, выделяемых учредителем в качестве субсидии на выполнение муниципального задания или субсидии на иные цели.
В соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов).
Согласно ч.1 ст. 78.1. Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества, а также из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Предоставление указанных субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из местных бюджетов устанавливается органами местного самоуправления.
Согласно п.1.1 Порядка определения объема и условий предоставления из бюджета Савинского муниципального района муниципальным бюджетным учреждениям Савинского муниципального района субсидий на иные цели, утв. Постановлением Администрации Савинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N 744-а (в редакции Постановления Администрации Савинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N 642-п), такие субсидии предоставляются муниципальным учреждениям, в том числе в целях проведения капитального ремонта недвижимого имущества, выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации для капитального ремонта недвижимого имущества и проведение их государственной экспертизы или проверки достоверности сметной стоимости, не включаемые в субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) Савинского муниципального района <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что финансирование деятельности МБОУ «Вознесенская СОШ», как в рамках муниципального задания, так и дополнительно, в случае необходимости проведения иных дополнительных работ по ремонту муниципального имущества, переданного учреждению в оперативное управление осуществляется учредителем данного бюджетного учреждения путем выделения субсидий на выполнение муниципального задания и субсидий на иные цели.
Как следует из утвержденного перечня лимитов бюджетных обязательств на ДД.ММ.ГГГГ год и плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов по Отделу образования администрации Савинского муниципального района <адрес> лимиты бюджетных средств на закупку работ и услуг в целях проведения капитального ремонта учреждения общего образования на ДД.ММ.ГГГГ годы не предусмотрены. (л.д.29).
Учитывая, что ответчиком Администрацией Савинского муниципального района, являющейся учредителем МБОУ «Вознесенская СОШ», доказательств выделения средств на выполнение бюджетным учреждением обязанности по капитальному ремонту системы отопления в здании школы не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении требования о возложении на Администрацию Савинского муниципального района обязанности по выделению денежных средств для проведения ремонта системы отопления в здании МБОУ «Вознесенская СОШ».
В соответствие со ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Представителем истца предложено установить срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный срок суд считает разумными достаточным, как для выделения денежных средств на проведение ремонтных работ с учетом установленного процесса формирования бюджета района, так и на заключение муниципального контракта и выполнение самих работ по ремонту. Доказательств обратного суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196 - 199, 204 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Возложить на Администрацию Савинского муниципального района (ИНН №, ОГРН №) обязанность выделить денежные средства на проведение ремонта системы отопления в здании МБОУ «Вознесенская СОШ» по адресу <адрес>.
Возложить на МБОУ «Вознесенская СОШ» (ОГРН №, ИНН №) обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести ремонт системы отопления в здании МБОУ «Вознесенская СОШ»по адресу <адрес> соответствии с проектной документацией, разработанной по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С.Бордашевская
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.