Дело № 11-151/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Киров 06 июля 2021 года
Ленинский районный суд г. Кирова Кировской области в составе:
судьи Грухиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Лопатиной С.А.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Кирова Ворожцова В.Н.,
представителя ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» Ворожцова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Кирова на решение мирового судьи судебного участка № 70 Ленинского судебного района г. Кирова от 05 марта 2021 года по иску прокурора Ленинского района г. Кирова в интересах Катаева И. Б. к ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» и Министерству образования Кировской области о взыскании стипендии,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Кирова в интересах Катаева И.Б. обратился к мировому судье с иском к ФГБОУ ВО «ВятГУ» и Министерству образования Кировской области о солидарном взыскании академической стипендии, указав, что решением Министерства образования Кировской области по результатам состоявшегося публичного конкурса ФГБОУ ВО «ВятГУ» признано победителем для установления контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям среднего профессионального образования за счет областного бюджета в {Дата изъята} году, о чем Университет проинформирован письмом от {Дата изъята} № {Номер изъят} Приказом министра образования Кировской области от {Дата изъята} {Номер изъят} утвержден проект соглашения на период {Дата изъята} года о предоставлении ФГБОУ ВО «ВятГУ» гранта в форме субсидии из областного бюджета, который был направлен в адрес Университета. Однако, должных мер по получению указанных средств, заключению соглашения, в том числе по открытию лицевого счета в министерстве финансов Кировской области, Университетом не принято. Вопрос о взыскании в судебном порядке произведенных Университетом расходов на оплату преподавательского, методического состава не рассматривался. Соответствующее соглашение {Номер изъят} заключено ФГБОУ ВО «ВятГУ» с министерством образования только после {Дата изъята} на период {Дата изъята} года, а в части финансирования расходов на выплату стипендии - только в {Дата изъята} года. В связи с отсутствием заключенного соглашения на период {Дата изъята} года студенты колледжа, обучавшиеся по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», в период с {Дата изъята} по {Дата изъята} не получали меру социальной поддержки в виде государственной академической стипендии, что является нарушением п. 5 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Право на получение государственной академической стипендии студентами, обучающимися за счет средств областного бюджета по очной форме обучения, также закреплено п.п. «а» п. 5 ст. 11 Закона Кировской области от 14.10.2013 № 320-30 «Об образовании в Кировской области». Таким образом, вне зависимости от источника финансирования в период с {Дата изъята} по {Дата изъята} студенты очной формы обучения имели право на получение государственной академической стипендии. Катаев И.Б. в период с {Дата изъята} по {Дата изъята} имел право на получение государственной академической стипендии в связи с обучением в ФГБОУ ВО «ВятГУ» по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» в сумме 2 380 руб. Просит взыскать в пользу Катаева И.Б. солидарно с ФГБОУ ВО «ВятГУ» и Министерства образования Кировской области академическую стипендию за период с {Дата изъята} по {Дата изъята} в сумме 2 380 руб.
Решением мирового судьи судебного участка № 70 Ленинского судебного района г. Кирова Кировской области от 05.03.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением мирового судьи, прокурором Ленинского района г. Кирова было подано апелляционное представление, в котором он считает обжалуемое решение незаконным необоснованным и подлежащим отмене, поскольку исходя из системного толкования норм бюджетного законодательства, обязанность по финансированию расходов на выплату академической стипендии Катаеву И.Б. возлагается на Министерство как главного распорядителя денежных средств, которые вправе заниматься вопросами распределения и расходования денежных средств. Правовые отношения между Катаевым И.Б. и министерством образования Кировской области напрямую не возникли, соглашения между Катаевым И.Б. и Министерством по вопросам получения студеном образовательных услуг не подписывались, то обязанность по непосредственной выплате студенту возлагается в силу требований ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на образовательную организацию, в которой обучался истец – ФГБОУ ВО «ВятГУ». Просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение по делу об удовлетворении исковых требований.
Помощник прокурора Ленинского района г. Кирова Ворожцов В.Н. в судебном заседании доводы апелляционного представления поддержал, просил его удовлетворить.
Истец Катаев И.Б. в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель ответчика ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» Ворожцов С.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении представления прокурора.
Представитель ответчика Министерства образования Кировской области
в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на апелляционное представление, в которых просил в удовлетворении апелляционного представления отказать.
Представитель третьего лица Правительства Кировской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на апелляционное представление, в которых просил в удовлетворении представления отказать.
Третьи лица Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство финансов Кировской области в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав объяснения участников процесса, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
Государственная академическая стипендия назначается студентам, соответствующим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования (ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 7 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно ч. 8 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная академическая стипендия студентам выплачиваются в пределах средств, выделяемых организации, осуществляющей образовательную деятельность, на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный фонд). Стипендиальный фонд включает в себя средства на выплату стипендий, выплачиваемых за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
П.п. «а» п. 5 ч. 4 ст. 11 Закона Кировской области от 14.10.2013 № 320- 30 (в ред. от 30.11.2016) «Об образовании в Кировской области» (далее - Закон области) было предусмотрено право предоставления стипендий студентам-обучающимися за счет средств областного бюджета по очной форме обучения в областных государственных профессиональных образовательных организациях, в порядке и на условиях, установленных Правительством Кировской области.
Соответствующие Порядок и условия утверждены постановлением Правительства Кировской области от 03.03.2014 № 251/147 «О Порядке и условиях назначения стипендий студентам - обучающимся за счет средств областного бюджета по очной форме обучения» (далее - постановление Правительства).
Как установлено мировым судьей и следует из материалов дела, по результатам проведенного в {Дата изъята} году публичного конкурса решением Министерства образования Кировской области установлены контрольные цифры приема ФГБОУ ВО «ВятГУ» на обучение по очной форме по профессиям, специальностям среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета с {Дата изъята}.
Постановлением Правительства Кировской области от 20.11.2017 № 74-П утвержден Порядок предоставления грантов в форме субсидий из областного бюджета федеральным государственным образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, на финансовое обеспечение обучения граждан по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям (далее - Порядок).
Данный порядок не предусматривал расходы на стипендиальное обеспечение обучающихся.В адрес ФГБОУ ВО «ВятГУ» Министерством образования Кировской области направлен проект соглашения между Министерством образования Кировской области и ФГБОУ ВО «ВятГУ» о предоставлении гранта в форме субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение обучения граждан по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям на {Дата изъята} год (далее - Соглашение на {Дата изъята} год).
Проект соглашения между Министерством образования Кировской области и ФГБОУ ВО «ВятГУ» не предусматривал расходы на стипендиальное обеспечение обучающихся.
В связи с отсутствием у ФГБОУ ВО «ВятГУ» лицевого счета в Министерстве финансов Кировской области по учету операций со средствами гранта Соглашение на {Дата изъята} год не было заключено (соответствующее требование было предусмотрено ч. 2 ст. 22 Закона Кировской области от 30.11.2016 № 21-30 «Об областном бюджете на {Дата изъята} год и на плановый период {Дата изъята} и {Дата изъята} годов»). Средства, предусмотренные на финансовое обеспечение оказания государственных услуг образовательной организацией, в {Дата изъята} году не были освоены. Аналогичная ситуация сложилась на начало {Дата изъята} года.
Законом Кировской области от 12.07.2018 № 169-30 «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об областном бюджете на {Дата изъята} год и на плановый период {Дата изъята} и {Дата изъята} годов» внесены изменения, исключающие необходимость открытия лицевого счета в Министерстве финансов Кировской области образовательным организациям высшего образования.
{Дата изъята} заключено соглашение между Министерством образования Кировской области и ФГБОУ ВО «ВятГУ» о предоставлении гранта в форме субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение обучения граждан по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям.
Соглашение между Министерством образования Кировской области и ФГБОУ ВО «ВятГУ» от {Дата изъята} также не предусматривало расходы на стипендиальное обеспечение обучающихся.
В Закон области, постановление Правительства были внесены изменения в части установления права предоставления стипендий студентам -обучающимся за счет средств областного бюджета по очной форме обучения, вне зависимости от типа и форм собственности образовательной организации, в которой они обучаются (Закон Кировской области от 25.07.2018 № 175-30 «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об образовании в Кировской области», постановление Правительства Кировской области от 27.12.2018 № 627 «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 03.03.2014 №251/147).
Постановлением Правительства Кировской области от 17.10.2018 № 485-П «О внесении изменения в постановление Правительства Кировской области от 20.11.2017 № 74-П» был скорректирован порядок в части включения в размер гранта расходов на стипендиальное обеспечение обучающихся с {Дата изъята}.
Средства областного бюджета на выплату стипендий были предусмотрены с {Дата изъята}, после установления правовых оснований.
Таким образом, органами государственной власти Кировской области своевременно обязанность по установлению порядка назначения государственной академической стипендии студентам федеральных государственных образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований бюджета Кировской области в спорный период не была выполнена.
В период с {Дата изъята} по {Дата изъята} Катаев И.Б. обучался в ФГБОУ ВО «ВятГУ» по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения». В спорный период студент ФГБОУ ВО «ВятГУ» Катаев И.Б. государственную академическую стипендию не получал. Данных о том, что Катаев И.Б. не соответствовал требованиям, предъявляемым для студента, которому назначается государственная академическая стипендия, в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, пробел в законодательном регулировании субъекта РФ не должен служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание требования Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что студент ФГБОУ ВО «ВятГУ» Катаев И.Б. имеет право на получение государственной академической стипендии за период с {Дата изъята} по {Дата изъята} за счет средств областного бюджета.
Ввиду того, что установление порядка выплаты государственной академической стипендии находится в ведении субъектов Российской Федерации и устанавливается органами государственной власти субъектов РФ, суммы невыплаченной государственной академической стипендии студенту Катаеву И.Б. полежат взысканию за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Кировская область, и обязанность выплаты истцу стипендии за указанный период должна быть возложена на орган исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории области и координирующим деятельность в указанной сфере иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований области.
Учитывая, что к расходным обязательствам Министерства образования Кировской области финансирование соответствующих выплат не отнесено, соглашение между Министерством образования Кировской области и ФГБОУ ВО «ВятГУ» о предоставлении гранта в форме субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение обучения граждан по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям от {Дата изъята} не предусматривало расходы на стипендиальное обеспечение обучающихся, и из областного бюджета денежные средства в стипендиальных фонд на выплату государственной академической стипендии, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", образовательному учреждению не выделялись.
От лица казны субъекта Российской Федерации «Кировская область», которую в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Кировской области от 06.10.2008 № 287-30 составляет государственное имущество Кировской области, не закрепленное за унитарными предприятиями, областными государственными учреждениями, а также средства областного бюджета, выступает Министерство финансов, как финансовый орган субъекта Российской Федерации «Кировская область».
При таких обстоятельствах, учитывая, что средства областного бюджета на выплату стипендий были предусмотрены, после установления правовых оснований, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом мирового судьи об отсутствии оснований для солидарного взыскания в пользу Катаева И.Б. с ФГБОУ ВО «ВятГУ» и Министерства образования Кировской области академической стипендии за период с {Дата изъята} по {Дата изъята}.
Согласно п. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Учитывая, что средства областного бюджета на выплату стипендий были предусмотрены с {Дата изъята}, после установления правовых оснований, обязательств компенсации расходов на стипендиальное обеспечение у Министерства образования Кировской области в спорный период не имелось.
При таких обстоятельствах, ссылка прокурора на п. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации несостоятельна.
Доводов, по которым состоявшееся по делу решение могло бы быть отменено или изменено, а также ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу постановления суда первой инстанции, апелляционное представление не содержит.
Доводы, которые бы указывали на допущенные судом первой инстанций существенные нарушения норм материального или процессуального права, апелляционное представление не содержит.
Обстоятельства, на которые ссылается прокурор, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств.
Доводы апелляционного представления фактически являются позицией прокурора, и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшегося по делу решения. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение мирового судьи от 05.03.2021 подлежит оставлению без изменения, а апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Кирова - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 70 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 05 ░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░