Дело № 2-169/2023
УИД: 18RS0003-01-2022-003960-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2023 года г. Ижевск УР
Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Городиловой Д.Д.,
при секретаре Давтян А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЛВВ к САО «РЕСО-Гарантия» о признании незаконным одностороннего расторжения договора, признании договора действующим,
у с т а н о в и л :
ЛВВ (далее по тексту – истец) обратился в суд с исковыми требованиями к САО «РЕСО-Гарантия» (далее по тексту – ответчик) о признании незаконным одностороннее расторжение договора ОСАГО серии <номер> от <дата>, заключенного между САО «РЕСО-Гарантия» и ЛВВ; признании договора ОСАГО серии <номер> от <дата>, заключенного между САО «РЕСО-Гарантия» и ЛВВ, действующим на период его заключения с 00 час. 00 мин. <дата> по 24 час. 00 мин. <дата>; возместить расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
Исковые требования мотивированы следующим образом.
<дата> между Страховым акционерным обществом «РЕСО - Гарантия» и ЛВВ заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (страховой полис № <номер>), транспортное средство: <данные изъяты>, VIN <номер>, грз. <номер>, срок страхования с 00 ч. 00 мин. <дата> по 24 ч. 00 мин. <дата>.
Данный договор страхования в одностороннем порядке был прекращен Страховщиком <дата> г. по мотиву предоставления неполных/ недостоверных сведений со стороны Страхователя.
Истец полагает, что у САО «РЕСО-Гарантия» отсутствовали законные основания для расторжения в одностороннем порядке договора обязательного страхования. Односторонний отказ от договора ОСАГО является незаконным и нарушает права истца как потребителя в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В судебное заседание истец ЛВВ не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии истца.
В судебное заседание представитель ответчика САО «РЕСО-Гарантия» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, возражений по существу иска не представил.
Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть данное дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
<дата> между Страховым акционерным обществом «РЕСО-Гарантия» и ЛВВ заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (страховой полис серии <номер>), транспортное средство: <данные изъяты>, VIN <номер>, грз. <номер>, срок страхования с 00 ч. 00 мин. <дата> по 24 ч. 00 мин. <дата>, лицо, допущенное к управлению – ЧПА, в графе "цель использования транспортного средства" проставлена отметка "личная".
<дата> САО «РЕСО-Гарантия» направило в адрес ЛВВ уведомление о расторжении вышеуказанного договора ОСАГО, в связи с выявлением предоставления при заключении договора ложных и (или) неполных сведений, имеющих существенное значение для определения страхового риска.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Согласно пункту 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Истец действия ответчика по одностороннему расторжению договора ОСАГО считает незаконными, поскольку отсутствуют доказательства умысла страхователя при сообщении заведомо ложных сведений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктами 1 и 2 статьи 927 ГК РФ предусмотрено, что страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы. Для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным.
Согласно пункту 1 статьи 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
В соответствии со статьей 944 ГК РФ, при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Встречное предоставление со стороны страховщика по договору страхования заключается в том, что страховщиком предоставляется страховая защита на определенный период по оговоренным сторонами страховым рискам в связи со случайным характером наступления событий, относящихся к таким рискам.
При этом страховщик имеет право на получение страховой премии за сам факт страхового покрытия рисков страхователя вне зависимости от наступления соответствующих событий, поскольку существо страхования заключается в распределении вероятности наступления страховых рисков между множеством страхователей в связи с незначительной потенциальной возможностью их наступления, что обеспечивает превышение совокупного объема страховых премий страховщика над суммой выплачиваемых им страховых возмещений, несмотря на то, что сумма страховой премии в каждом конкретном случае меньше суммы потенциальной страховой выплаты.
Под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования (статья 954 ГК РФ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом N 40-ФЗ.
Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства (статье 6 Закона "Об ОСАГО").
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона "Об ОСАГО" регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с указанным Законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 40-ФЗ страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) устанавливаются Банком России в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей транспортного средства, собственника транспортного средства (физическое или юридическое лицо), а также от назначения и (или) цели использования транспортного средства (транспортное средство специального назначения, транспортное средство оперативных служб, транспортное средство, используемое для бытовых и семейных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности (такси).
Увеличение степени страхового риска находится в непосредственной связи с условиями и характером эксплуатации принятого на страхование имущества.
При этом, владелец транспортного средства несет ответственность за полноту и достоверность сведений и документов, представляемых страховщику (пункт 1.6 Правил ОСАГО - N 431-П).
Согласно п. 1, подп. "а" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации в правилах обязательного страхования, которые наряду с другими положениями включают в себя положения о порядке заключения, изменения, продления, досрочного прекращения договора обязательного страхования.
В силу абзаца второго п. 1.15 и абзаца шестого п. 1.16 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19.09.2014 г. N 431-П, страховщик вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования, в том числе в случае выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска; при этом датой досрочного прекращения действия договора обязательного страхования считается дата получения страхователем письменного уведомления страховщика.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщик вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования на будущее время в случае выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт "а" пункта 2 статьи 5 Закона об ОСАГО и пункт 1.15 Правил).
Договор обязательного страхования в этом случае прекращается с момента получения страхователем уведомления страховщика о прекращении договора (пункт 1 статьи 450.1, статья 165.1 ГК РФ).
Из представленной в материалы дела копии полиса ОСАГО <номер> от <дата>, следует, что цель использования транспортного средства марки <данные изъяты>, VIN <номер>, грз. <номер>, определена как личная.
Указанная информация занесена на основании сведений, изложенных страхователем при обращении с заявлением о заключении договора ОСАГО.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики выдано разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на транспортное средство <данные изъяты>, VIN <номер>, грз. <номер>, сроком с <дата> по <дата>, вышеуказанное разрешение аннулировано <дата>.
Наличие выданного разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси является безусловным доказательством факта использования транспортного средства в качестве такси, то есть действующее разрешение по условиям договора исключает возможность оспаривания факта использования транспортного средства в качестве такси другими доказательствами.
При этом указанное разрешение было аннулировано лишь после досрочного прекращения ответчиком действий договора ОСАГО в отношении транспортного средства марки <данные изъяты>, VIN <номер>, грз. <номер>.
Таким образом, в рассматриваемом случае ЛВВ, как страхователь, при заключении договора обязательного страхования предоставил ООО «РЕСО-Гарантия» как страховщику недостоверные сведения, относительно цели использования транспортного средства, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, в связи с чем, у ООО «РЕСО-Гарантия» возникло право досрочно прекратить действие договора обязательного страхования, поскольку страховщиком выявлены недостоверные сведения, представленные страхователем при заключении договора ОСАГО, имеющие существенное значение для определения степени страхового риска.
Использование застрахованного транспортного средства для цели такси не было предусмотрено заключенным между сторонами договором страхования, что является существенным обстоятельством, имеющим значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков, а также основанием для определения страховщиком возможности заключения договора страхования, степени принимаемого на страхование риска, установления тарифа страховой премии, включения в договор иных условий.
При указанных обстоятельствах и в их совокупности у суда не имеется оснований для признания договора ОСАГО действующим на определенный договором период страхования, поскольку истец при заключении договора не уведомил страховщика об использовании автомобиля в качестве такси, в то время как сообщение такой информации является обязательным для страхователя. При этом наличие или отсутствие умысла страхователя на предоставление недостоверных сведений правого значения не имеет, иск не подлежит удовлетворению.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении требования и признании одностороннего отказа ответчика от исполнения договоров ОСАГО незаконным, признании договора страхования действующим, оснований для возмещения понесенных судебных расходов в силу ст. 98 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ЛВВ (паспорт серии <номер>) к САО «РЕСО-Гарантия» (ОГРН <номер>) о признании незаконным одностороннего расторжения договора ОСАГО серии <номер> от <дата>, заключенного между САО «РЕСО-Гарантия» и ЛВВ, признании договора действующим на период его заключения с 00 час. 00 мин. <дата> по 24 час. 00 мин. <дата>, возмещении судебных расходов оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.03.2023 года.
Председательствующий судья: Д.Д. Городилова