Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-1056/2024 (2-11539/2023;) ~ М-10684/2023 от 30.10.2023

УИД 11RS0001-01-2023-014598-30 Дело № 2-1056/2024 (2-11539/2023)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Чаркова Н.Н.,

при секретаре Никишиной В.В.,

с участием истца Шулеповой Н.В.,

представителя ответчика Фроловой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 26 января 2024 года дело по иску Шулеповой Надежды Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о перерасчете пенсии, индексации пенсии, взыскании невыплаченной пенсии, включении в трудовой стаж периода учебы, взыскании расчетного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов, материальной помощи, компенсации морального вреда, предоставлении бесплатной путевки, выдаче <данные изъяты>,

у с т а н о в и л:

Шулепова Н.В. обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – ОСФР по Республике Коми) с учетом уточнений в судебном заседании ** ** **, о перерасчете пенсии с ** ** **, индексации пенсии с ** ** ** на 10,65 %, включении в индексацию пенсии периода по уходу за детьми (8,1 б) с ** ** **, взыскании невыплаченной пенсии с ** ** ** в размере 3 728 230,66 руб. включении в трудовой стаж 2 года учебы очно в ТУ-6, взыскании расчетного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов, в сумме 142823,11 руб., материальной помощи в размере 5000 руб., компенсации морального вреда в размере 50 000 000 руб., предоставлении бесплатной путевки, выдаче <данные изъяты>.

В обоснование исковых требований указано, что истец вышла на пенсию ** ** **, в пенсионном удостоверении указан размер пенсии 7413,41 руб. Между тем, в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица указано, что истцу установлена страховая пенсия по старости с ** ** ** в размере 21785,17 руб., в том числе размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 9837,53 руб., т.е. с ** ** ** общая сумма пенсии составляет 31622,70 руб. (21785,17+9837,53). В связи с чем, истец считает, что ей недоплатили 3 728 230,66 руб., поэтому просит сделать перерасчет с ** ** ** и выплатить недополученную сумму пенсии. Поскольку истец в ** ** ** не получала материальную помощь, соответственно, она просит взыскать с ответчика 5000 руб. в качестве материальной помощи, указывая, что с ** ** ** в бюджет заложена в материальная помощь пенсионерам, при условии, что они не получали её в ** ** **. В п. 2.5 сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица указана сумма расчетного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов за 2002 ** ** ** (с учетом индексаций расчетного пенсионного капитала) – 142823,11 руб., указанную сумму истец просит взыскать с ответчика. Несмотря на обращение с заявлением в пенсионный орган о предоставлении путевки и <данные изъяты>, данные услуги истцу не оказаны.

Судебное заседание было начато ** ** ** и продолжено после перерыва ** ** **.

В судебном заседании истец на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала.

Представитель ответчика исковые требования не признала по доводам письменного отзыва на иск, указав, что пенсия истцу выплачивается в соответствии с пенсионным законодательством, направление на получение <данные изъяты> истцу выдано, путевкой будет обеспечена в соответствии с очередностью.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, обозрев пенсионное дело истца, и все представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.

До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В связи с изменением порядка исчисления трудовых пенсий, в том числе по старости, с даты вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.е. с 1 января 2002 года, законодатель в статье 30 данного Федерального закона установил для застрахованных лиц преобразование их пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, составным элементом которой является исчисляемый в установленном порядке расчетный размер трудовой пенсии. Для лиц, пенсия которым была назначена до указанной даты, перерасчет размеров трудовых пенсий, установленных по нормам Закона Российской Федерации
«О государственных пенсиях в Российской Федерации», может осуществляться по правилам, предусмотренным пунктами 3, 4 и 6 статьи 30 Федерального закона
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом в пункте 2 данной статьи, закреплено несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года, что позволяет указанным лицам выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав.

В частности, положение пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает календарный порядок исчисления общего трудового стажа, при этом расчетный размер пенсии не подлежит ограничению. В пункте 4 статьи 30 оспариваемого Федерального закона предусмотрена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года. Данная норма воспроизводит не только порядок исчисления общего трудового стажа, в том числе с зачетом в него периодов обучения в высших и средних учебных заведениях, но и положение об ограничении размера пенсии определенной суммой (абзац сороковой).

Согласно абзацу 40 пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек.

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении учете в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» органы Фонда, среди прочего, обязаны предоставлять бесплатно зарегистрированному лицу по его обращению сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете (в части его индивидуального лицевого счета), включая информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, о сумме средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии зарегистрированного лица, включая информацию о сумме дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, не подлежащего передаче в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, или сумме убытка, не подлежащего гарантийному восполнению в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, и о сумме средств пенсионных накоплений, переведенных в состав средств пенсионных резервов в качестве единовременного взноса по договору долгосрочных сбережений, а также в разделе «Сведения о трудовой деятельности» по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при личном обращении зарегистрированного лица в территориальный орган Фонда или в форме электронного документа, порядок оформления которого устанавливается Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Приказом Минтруда России от 09.01.2019 № 2н утверждена форма «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» (форма СЗИ-ИЛС).

Из данной формы следует, что сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по разделам формируются на определенную дату.

Судом установлено, что Шулепова Н.В. с ** ** ** является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Истец зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета - ** ** **.

Из заявления Шулеповой Н.В. от ** ** ** следует, что она просила назначить пенсию по представленным документам.

Согласно оценке пенсионных прав истца по состоянию на ** ** ** общий стаж истца составлял 32 года 11 месяцев 10 дней. В стаж учтены все периоды работы и иной деятельности, отраженные в трудовой книжке, справках о работе и сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта, имеющихся в распоряжении Отделения на дату установления пенсии.

Из пенсионного дела следует, что размер пенсии истца с ** ** ** составлял 7168,95 руб., в дальнейшем изменялся. В пенсионном удостоверении, выданном ** ** **, указан размер пенсии 7413,41 руб.

При установлении пенсии Шулеповой Н.В., размер её пенсии определен по пункту 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» согласно которому расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = ЗР x СК, где:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

В соответствии с п. 11 ст. 30 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации» индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости, размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца производится применительно к порядку, предусмотренному п. 6 ст. 17 названного Федерального закона, за весь период начиная с ** ** ** до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.

Согласно п. п. 4 п. 6 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации, исходя из уровня роста цен за соответствующий период.

В целях индексации расчетного пенсионного капитала принимались постановления Правительства РФ об утверждении соответствующего коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на первое число предшествующего года.

Как следует из представленных в дело документов, при назначении истцу пенсии с учетом оценки ее пенсионных прав пенсионным органом был определен начальный пенсионный капитал в размере 90 115,20 руб., процент валоризации начального пенсионного капитала составил 28%, с учетом процента валоризации сумма начального пенсионного капитала составила 115 347,46 руб.

Данная сумма начального пенсионного капитала проиндексирована пенсионным органом на следующие индексы: 1,307 (индексация РПК по состоянию на 01.01.2002, постановление Правительства РФ от 13.03.2003 № 125, предусматривает индексы увеличения с 01.04.2003); 1,177 (индексация РПК по состоянию на 01.01.2003, постановление Правительства РФ от 15.03.2004 № 141, предусматривает индексы увеличения с 01.04.2004); 1,114 (индексация РПК по состоянию на 01.01.2004, постановление Правительства РФ от 11.07.2005 № 417, предусматривает индексы увеличения с 01.08.2005); 1,127 (индексация РПК по состоянию на 01.01.2005, постановление Правительства РФ от 24.03.2006 № 165, предусматривает индексы увеличения с 01.04.2006); 1,16 (индексация РПК по состоянию на 01.01.2006, постановление Правительства РФ от 27.03.2007 № 181, предусматривает индексы увеличения с 01.04.2007); 1,204 (индексация РПК по состоянию на 01.01.2007, постановление Правительства РФ от 25.03.2008 № 205, предусматривает индексы увеличения с 01.04.2008); 1,269 (индексация РПК по состоянию на 01.01.2008, постановление Правительства РФ от 21.03.2009 № 248, предусматривает индексы увеличения с 01.04.2009); 1,1427 (индексация РПК по состоянию на 01.01.2009, постановление Правительства РФ от 18.03.2010 № 168, предусматривает индексы увеличения с 01.04.2010); 1,088 (индексация РПК по состоянию на 01.01.2010, постановление Правительства РФ от 26.01.2011 № 21, предусматривает индексы увеличения с 01.02.2011).

Также размер страховой части трудовой пенсии по старости был проиндексирован на 1,07 на основании постановления Правительства РФ от 25.01.2012 № 4р «Об утверждении коэффициента индексации с 01.02.2012 размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца». В последующем до 2015 размер страховой части трудовой пенсии по старости был проиндексирован на следующие индексы: 1, 0341 (с 01.04.2012, постановление Правительства РФ от 27.03.2012 № 237); 1,066 (с 01.02.2013, постановление Правительства РФ от 23.01.2013 № 26); 1,033 (с 01.04.2013, постановление Правительства РФ от 27.03.2013 № 264); 1,065 (с 01.02.2014, постановление Правительства РФ от 23.01.2014 № 46); 1,017 (с 01.04.2014, постановление Правительства РФ от 28.03.2014 № 241).

Истец полагает, что ей необоснованно не проведена индексация расчетного пенсионного капитала на коэффициенты индексации 1,1065 с даты назначения пенсии с 17.03.2012.

Постановлением Правительства РФ от 27.03.2012 № 238 «Об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц» вступившим в силу с 01.04.2012, утвержден коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 1 января 2011 г., в размере 1,1065.

При этом, положения приведенного Постановления Правительства РФ не предусматривают его применение с более ранней даты, а также не предусматривают перерасчет пенсионного капитала по уже назначенным трудовым пенсиям.

Таким образом, требования истца о проведении индексации на 10,65 % с ** ** ** удовлетворению не подлежат.

Также не подлежат удовлетворению требования истца о включении в индексацию с ** ** ** периода по уходу за детьми - 8,1 б., поскольку Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующий в период обращения Шулеповой Н.В. с заявлением об установлении пенсии, не предусматривал расчет размера пенсии с учетом индивидуального пенсионного коэффициента (с учетом использования баллов), в том числе и за нестраховые периоды, связанные с периодами ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет.

** ** ** Шулепова Н.В. обратилась с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости за периоды до ** ** ** по пункту 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от ** ** ** №400-ФЗ «О страховых пенсиях», представив три свидетельства о рождении детей.

На основании заявления истца периоды ухода за детьми были учтены исходя из суммы ИПК в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ в размере 16,200, в том числе: 2,700 - уход за первым ребенком 01 год 06 месяцев; 5,400 - уход за вторым ребенком 01 год 06 месяцев; 8,100 - уход за третьим ребенком 01 год 06 месяцев. Размер пенсии был увеличен с ** ** **.

Из трудовой книжки истца следует, что Шулепова Н.В. обучалась в период с ** ** ** по ** ** ** в ТУ №....

В материалах выплатного дела истца имеются сведения о трудовом стаже, из которых следует, что период обучения в ТУ №... с ** ** ** по ** ** ** (1 год 10 мес. 16 дней) при установлении Шулеповой Н.В. страховой пенсии по старости был учет в страховой стаж.

Оснований для включения в стаж с ** ** ** периода обучения в количестве двух лет не имеется.

Как следует из материалов пенсионного выплатного дела в отношении Шулеповой Н.В., помимо перерасчетов на оснований заявлений истца, а также в связи с индексацией, Шулеповой Н.В. производился беззаявительный перерасчет страховой пенсии при увеличении индивидуального пенсионного коэффициента в связи с продолжением трудовой деятельности по данным Пенсионного фонда Российской Федерации на основании пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Из материалов выплатного дела истца следует, что все отраженные в трудовой книжке истца периоды трудовой деятельности учтены при исчислении продолжительности страхового стажа пенсионным органом, расчетный размер пенсии установлен верно и выплачивается в соответствии с нормами пенсионного законодательства. При этом истцом не уточнены, какие именно периоды работы не приняты пенсионным органом во внимание при назначении либо при перерасчете размера получаемой истцом пенсии.

В рассматриваемом случае, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (л.д. 9-10), на которые ссылается истец сформированы по состоянию на ** ** **, соответственно, размер пенсии в пункте 5.1 указан именно на ** ** **. При этом, размер фиксированной выплаты 9837,53 руб., входит в сумму размера пенсии 21785,17 руб., а не прибавляется к размеру пенсии, как указано в расчетах истца.

Таким образом, доводы истца о том, что размер её пенсии на ** ** ** должен составлять 31622,70 руб. являются несостоятельными.

Доводы истца о расхождении данных в ответах пенсионного органа, сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета не являются основанием для признания факта, что ответчиком неверно произведен расчет стажа и размера пенсии.

Проанализировав представленные ответчиком доказательства, в числе которых, выписки из ИЛС, сведения о состоянии ИЛС, расчет стажа, данные о стаже, выплатное дело, в совокупности с представленной истцом полученной выпиской из индивидуального лицевого счета, ответами на обращения, суд не усматривает оснований согласиться с позицией истца, поскольку сведения о состоянии индивидуального лицевого счета носят информационный характер и не определяют продолжительность стажа в целях определения размера пенсии, тогда как полная информация о пенсионных правах истца изложена в выплатном деле, в котором имеются документы о стаже и заработке, представленные при обращении за назначением пенсии, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, полученные через Единый портал государственных и муниципальных услуг или «Личный кабинет застрахованного лица» на официальном сайте Пенсионного фонда России, наиболее эффективны для граждан, которые начинают свою трудовую деятельность в 2015 году и позже, - то есть для тех, чья будущая пенсия будет формироваться и рассчитываться в соответствии с новыми правилами. При этом, ответы на обращения не являются решением пенсионного органа, справки носят информационный характер и в отсутствии иных доказательств не могут достоверно устанавливать размер пенсии.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о перерасчете пенсии, индексации пенсии, взыскании невыплаченной пенсии, включении в трудовой стаж периода учебы.

Также суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании расчетного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов, в сумме 142 823,11 руб.

В действующем пенсионном законодательстве размер трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) зависит от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо на ее финансирование страховых взносов в течение всего периода, предшествовавшего назначению или перерасчету пенсии (абзацы четвертый и восьмой статьи 2, пункты 5 и 9 статьи 14, пункты 3 и 5 статьи 15, пункт 2 статьи 16, пункты 3 - 5 и 10 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пункт 1 статьи 9, часть первая статьи 20 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Так, расчетный пенсионный капитал, исходя из которого определяется размер страховой части трудовой пенсии, формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование этой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 № 407, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы страховых взносов включаются в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы Фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах Фонда данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в Фонд за календарный год (абзац первый); поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов (абзац третий).

Такой порядок распределения сумм страховых взносов по индивидуальным лицевым счетам - в силу индивидуально возмездного характера этих платежей и обязательности их уплаты страхователем - позволяет осуществлять их надлежащий учет в составе расчетного пенсионного капитала каждого застрахованного лица и тем самым реализацию застрахованными лицами права на получение страхового обеспечения в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на их индивидуальных лицевых счетах.

Учитывая, что расчетный пенсионный капитал по своей правовой природе не является объектом гражданского оборота или денежными накоплениями гражданина, указанная величина предназначена для определения размеров пенсий конкретных их получателей и выплата расчетного пенсионного капитала получателям пенсии Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом «О страховых пенсиях» не предусмотрена, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для выплаты истцу расчетного пенсионного накопительного капитала, сформированного из страховых взносов, в размере 142 823,11 руб.

Рассматривая требования о взыскании материальной помощи в размере 5000 руб., суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 22.11.2016 № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» установлено, что гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и являющимся по состоянию на 31 декабря 2016 года получателями пенсий, которые назначены в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также иных пенсий, выплата которых производится Пенсионным фондом Российской Федерации, осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей (статья 1).

Единовременная денежная выплата и оплата услуг по доставке единовременной денежной выплаты осуществляются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (статья 2).

Единовременная денежная выплата производится в январе 2017 года органами, осуществляющими соответствующее пенсионное обеспечение, на основании документов, содержащихся в выплатном или пенсионном деле, без подачи гражданами заявления об осуществлении единовременной денежной выплаты. При этом гражданам, являющимся получателями одновременно двух пенсий, одна из которых выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации, единовременная денежная выплата осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 3).

Согласно Порядку осуществления единовременной денежной выплаты, утвержденному Приказом Минтруда России от 25.11.2016 № 674н, доставка единовременной денежной выплаты осуществляется кредитной организацией либо организацией почтовой связи, либо иной организацией, занимающейся доставкой пенсий, через которую осуществляется доставка пенсии пенсионеру (п. 6); доставка единовременной денежной выплаты осуществляется по 28 января 2017 года (п. 7).

Исходя из буквального толкования приведенного Федерального закона, для осуществления выплаты не имело значение являлся ли на тот момент пенсионер работающим или нет.

Из представленных ответчиком выписок из програмного комплекса следует, что ** ** ** Шулепова Н.В. получила единовременную выплату в размере 5000 руб, установленную Федеральным законом от 22.11.2016 № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию», в отделении почтовой связи 167026. Оснований не доверять данным пенсионного органа, у суда не имеется.

Доводы истца о неполучении данной выплаты допустимыми доказательствами не подтверждены.

В дальнейшем, иных единовременных денежных выплат в размере 5000 руб. для пенсионеров не было.

Указом Президента РФ от 24.08.2021 № 486 «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» была предусмотрена единовременная денежная выплата в размере 10 000 рублей, единовременная денежная выплата осуществлялась в сентябре 2021 г.

Принимая во внимание факт получения истцом единовременной денежной выплаты в размере 5000 руб. в январе 2017 года, оснований для удовлетворения требований в указанной части не имеется.

Судом установлено, что Шулепова Н.В. состоит в очереди на предоставление санаторно-курортного лечения по заявлению от ** ** ** по профилю «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани», номер в общей электронной очереди среди граждан-получателей набора социальных услуг по Республике Коми – 4056.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Отделением в пределах выделенных бюджетных средств, утвержденных на текущий финансовый год. Отбор санаторно-курортных организаций, оказывающих услуги по санаторно-курортному лечению отдельных категорий граждан по различным профилям заболеваний производится ОСФР по Республике Коми на конкурентной основе в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ. Решение об участии в конкурентных процедурах принимается непосредственно руководством санаторно-курортных организаций. По результатам проведенных процедур Отделением заключаются государственные контракты и формируются графики заездов с учетом возможности санатория.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что сложившаяся с 1 января 2005 г. практика функционирования механизма государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг показывает, что не все граждане, подавшие заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, могут быть обеспечены ею в течение календарного года. Соответственно, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при соблюдении последовательности их предоставления, определяемой датой регистрации заявлений, - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (в частности, определения от 3 апреля 2014 г. № 686-О, от 26 мая 2020 г. № 1103-О).

Таким образом, гражданину, сохраняющему статус получателя рассматриваемой социальной услуги, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена согласно установленной очередности, в том числе за пределами календарного года, в течение которого он рассчитывал ее получить.

Принимая во внимание, положения Конституционного Суда Российской Федерации, предоставление путевки истцу вне очереди будет нарушать права иных граждан, ранее подавших заявления.

Рассматривая требования истца о выдаче <данные изъяты>, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ) Правительство Российской Федерации постановлением от 7 апреля 2008 г. № 240 утвердило Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее также - Правила)

Как следует из положений пунктов 2 - 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года
№ 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления.

Согласно Правил № 240 обеспечение инвалида TCP, указанными в ИПРА, осуществляется бесплатно организацией, отобранной территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по месту жительства инвалида.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил № 240 установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 Правил № 240 заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил № 240 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 № 86 внесены изменения в Правила № 240, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.

Так, при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил № 240, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и пунктом 15(1) Правил № 240, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации TCP и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее TCP и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и пункта 15 (2) Правил № 240 по выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом, приведенные правовые нормы не возлагают на инвалида обязанности по приобретению названных в Перечне технических средств реабилитации. Самостоятельное приобретение инвалидами технических средств реабилитации с последующей компенсацией их стоимости, а также их приобретение с использованием электронного сертификата является правом, а не обязанностью инвалида и может быть реализовано только при наличии желания и возможности.

Судом установлено, что индивидуальной программой реабилитации или абилитации №... истцу рекомендовано техническое средство реабилитации: <данные изъяты>

На основании заявления о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации от ** ** ** Шулепова Н.В. была поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, о чем истцу направлено уведомление.

В целях обеспечения инвалидов в 2023 г. <данные изъяты>, регулируемыми по высоте, с устройством противоскольжения Отделение в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ на официальном сайте единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru неоднократно размещались запросы ценовой информации с целью формирования НМЦК. Коммерческие предложения от поставщиков, в количестве, достаточном для формирования НМЦК, не поступили, в связи с чем, закупки на официальном сайте не размещались, государственные контракты не заключались.

Ответчиком в адрес истца направлено направление от ** ** ** на получение технического средства реабилитации: <данные изъяты> (1 шт.).

Как пояснила истец в ходе рассмотрения дела, данное направление ею получено.

Принимая во внимание, что истцу выдано направление на получение технического средства реабилитации, предусмотренного индивидуальной программой реабилитации, следовательно, ответчиком услуга истцу оказана.

При этом, выдача <данные изъяты> индивидуальной программой реабилитации не предусмотрена.

Таким образом, учитывая, что направление на получение <данные изъяты> выдано уже после обращения истца с иском в суд, требования истца в части выдачи <данные изъяты> предусмотренной индивидуальной программой реабилитации, подлежат уловлетворению, при этом решение суда не подлежит приведению в исполнение.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Здоровье является неотъемлемым и не отчуждаемым благом, принадлежащем человеку от рождения и охраняемым государством, которое Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Несвоевременное обеспечение техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации, нарушает социальные права Шулеповой Н.В., в частности, право на охрану здоровья.

Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает фактические обстоятельства дела, принимает во внимание характер физических и нравственных страданий истца, степень вины ответчика, длительность не обеспечения истца техническим средством реабилитации, и находит возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размее 5000 руб., находя данную сумму разумной и справедливой, соответствующей установленным по делу обстоятельствам, а также характеру и объему перенесенных истцом нравственных страданий.

Руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд

ре ш и л:

Исковые требования Шулеповой Надежды Викторовны (...) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН 1101471400) удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми обеспечить Шулепову Надежду Викторовну техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, а именно: <данные изъяты>.

Решение в указанной части к исполнению не приводить.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в пользу Шулеповой Надежды Викторовны компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В удовлетворении исковых требований Шулеповой Надежды Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о перерасчете пенсии, индексации пенсии, взыскании невыплаченной пенсии, включении в трудовой стаж периода учебы, взыскании расчетного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов, материальной помощи, предоставлении бесплатной путевки, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -              Н.Н. Чаркова

Мотивированное решение составлено 29 января 2024 года.

2-1056/2024 (2-11539/2023;) ~ М-10684/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шулепова Надежда Викторовна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Чаркова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
30.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2023Передача материалов судье
07.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.01.2024Предварительное судебное заседание
25.01.2024Предварительное судебное заседание
26.01.2024Предварительное судебное заседание
26.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее