05RS0№-75
2-244/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июля 2023 года <адрес>
Унцукульский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО5.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием прокурора <адрес> РД ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДО «<данные изъяты>» и администрации МО «<адрес>» об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность здания,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> РД ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДО «СДЮТЭ» и администрации МО «<адрес>» с требованием обязать обеспечить антитеррористическую защищенность здания. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка законодательства в части несоблюдения мер по антитеррористической защищенности объектов образования <адрес>. В ходе проведения проверки в МБУ ДО «СДЮТЭ» выявлены существенные нарушения требований законодательства, а именно, в образовательном учреждении отсутствует кнопка тревожной сигнализации с выводом на ПЦН МОВО по <адрес> – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по РД». Просит возложить на ответчика – МБУ ДО «СДЮТЭ» обязанность по устранению выявленных нарушений, а на ответчика – администрацию МО «<адрес>», возложить обязанность по финансированию расходов, необходимых для выполнения мероприятий, направленных на устранение указанных нарушений норм законодательства об антитеррористической защищенности.
Истец – прокурор <адрес> ФИО3, выступая в судебном заседании, исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить требования в полном объеме.
Ответчик – МБУ ДО «СДЮТЭ», которому при подготовке дела к судебному разбирательству было разъяснено его право на представление возражений на иск, таких возражений суду не представил, будучи надлежаще извещенным о дате и времени судебного заседания, участие своего представителя не обеспечил, о причинах неявки не сообщил, об отложении не просил.
Ответчик – администрация МО «<адрес>» РД, также будучи надлежаще извещен о дате, месте и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, при этом представив в суд письменный отзыв, в котором ходатайствовал о рассрочке исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 167 ГПК РФ препятствий для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц суд не усматривает.
Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно части 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с абз. «в» п. 25 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов России рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов России и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты.
<адрес> проведена проверка законодательства в части несоблюдения мер по антитеррористической защищенности объектов образования <адрес>.
В ходе проведения проверки в МБУ ДО «СДЮТЭ» выявлен факт отсутствия в образовательном учреждении кнопки тревожной сигнализации с выводом на ПЦН МОВО по <адрес> – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по РД».
ДД.ММ.ГГГГ прокурором района внесено представление директору МБУ ДО «СДЮТЭ», по которому не приняты должные меры для устранения требований законодательства в сфере соблюдения мер антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Согласно пп. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N273-ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» основными направлениями развития в области государственных и социальных гарантий обучающихся являются разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся, введение в действие нормативно-правовых актов, касающихся повышения ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся: создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья, формирование их здорового образа жизни.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями на осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенных выше положений закона, а также того обстоятельства, что непринятие мер по устранению выявленных в МБУ ДО «СДЮТЭ» нарушений законодательства о противодействии терроризму, угрожает жизни и здоровью находящихся и обучающихся в нём граждан, посещающих данное заведение, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что на устранение выявленных нарушений потребуются значительные финансовые средства, целевое предназначение которых следует предусмотреть в бюджете муниципального района, с учетом требований разумности и исполнимости решения суда суд полагает возможным установить срок исполнения – в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции или мировыми судьями, освобождаются.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> РД ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать МБУ ДО «Станция детско-юношеского туризма и экскурсии» <адрес> устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования, а именно, установить в образовательном учреждении кнопку тревожной сигнализации с выводом на ПЦН МОВО по <адрес> – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>».
Обязать Администрацию МО «<адрес>» Республики Дагестан профинансировать расходы для МБУ ДО <данные изъяты>» <адрес>, необходимые для выполнения мероприятий, направленных на устранение указанных нарушений норм законодательства об антитеррористической защищенности.
Установить срок для выполнения мероприятий по устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Унцукульский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий ФИО6