Дело №а-2685/2023
решение
Именем Российской Федерации
10 октября 2023 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего судьи Калиматовой З.М.,
при секретаре Ганижевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «<адрес>» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по принятию мер по формированию маневренного фонда,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации <адрес>, выразившиеся в непринятии мер по формированию маневренного жилого фонда и обязать Администрацию <адрес> принять исчерпывающие меры по формированию маневренного жилого фонда.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется малоимущим гражданам на основаниях и в порядке, установленных законодательством.
Народным Собранием Республики Ингушетия ДД.ММ.ГГГГ принят Закон Республики Ингушетия от 3ДД.ММ.ГГГГ NQ61-РЗ «О регулировании жилищных отношений в <адрес>».
Согласно статье 2 указанного закона органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Ингушетия.
Пунктом 3 статьи 3 указанного закона установлено, что нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде признаются малоимущие граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм законодательства на администрацию <адрес>, возложены полномочия по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Судом установлено, что прокуратурой города по заданию прокуратуры республики проведена проверка соблюдения прав лиц, имеющих трех и более детей (далее-многодетные семьи) на получение жилых помещений и земельных участков.
Администрацией <адрес> рассматриваются заявления многодетных семей о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на учете в администрации <адрес> состоят 916 многодетных семей.
Вместе с тем, согласно предоставленной администрацией МО «<адрес>» информации в рамках проводимой прокуратурой проверки установлено, что свободный муниципальный жилищный фонд в городе отсутствует, а также отсутствуют денежные средства для его строительства.
При этом в нарушение требований вышеуказанных норм закона администрацией МО «<адрес>» не принимаются меры по организации строительства муниципального жилищного фонда, что приводит к нарушению прав граждан, нуждающихся в жилище, на предоставление жилых помещений.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.1 0.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
- используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для при обретения или строительства жилых помещений;
- в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
Как следует из положений ч. 2 ст. 19, п. 1,4,9 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 СТ. 92 ЖК РФ).
Статьей 95 ЖК РФ установлено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (п. 1); граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (п. 2); граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (п. 3); граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 3.1); иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (п. 4).
Учитывая, что в нарушение указанных требований закона, административным ответчиком не принимаются меры по организации строительства муниципального жилищного фонда, а также формированию маневренного жилого фонда, административное исковое заявление прокурора <адрес> подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по принятию мер по формированию маневренного фонда удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по формированию маневренного жилого фонда.
Обязать Администрацию <адрес> принять исчерпывающие меры по формированию маневренного жилого фонда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий:
Копия верна:
Судья
Магасского районного суда РИ З.М.Калиматова