18 августа 2020 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу защитника Семеновой М.Р. – Алексеевой М.В. на постановление заместителя министра финансов Чувашской Республики № 05-13-04/2020 от 18 февраля 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 мая 2020 года, вынесенные в отношении начальника отдела организации и управления госзакупками бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканская детская клиническая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики Семеновой Марии Рюриковны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением заместителя министра финансов Чувашской Республики № 05-13-04/2020 от 18 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 мая 2020 года, начальник отдела организации и управления госзакупками бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканская детская клиническая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики Семенова М.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник Семеновой М.Р. – Алексеева М.В. просит об отмене вынесенных по делу актов по мотивам их незаконности.
Признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие ее автора, Семеновой М.Р. и прокурора, возбудившего дело об административном правонарушении, извещенного надлежащим образом, исследовав представленные материалы и проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Семеновой М.Р. к административной ответственности) несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2019 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с частями 1, 2, пунктом 1 части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе № 44 – ФЗ начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) может быть определена и обоснована посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам.
К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, относится информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами.
Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (пункт 20 статьи 22 Закона о контрактной системе).
Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены Методические рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с Методическими рекомендациями № 567 в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур, в том числе:
-направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет») (пункт 3.7.1);
- осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет (пункт 3.7.3).
В соответствии с пунктом 22 статьи 22 Закона о контрактной системе приказом Минздрава России от 26.10.2017 № 871н утвержден Прядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения )далее – Порядок № 871н).
Согласно пункту 2 Порядка № 871н при осуществлении расчета НМЦК применяется цена единицы планируемого к закупке i-го лекарственного препарата с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и оптовой надбавки.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинскогорайона г. Чебоксары Чувашской период с 16 января 2020 года по 31 января 2020 года проведена проверка по обращениям ФИО1и ФИО2, в ходе которой в деятельности бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканская детская клиническая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее – Учреждение) выявлены существенные нарушения федерального законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона (извещение № размещено на официальном сайте Единой информационной системы ДД.ММ.ГГГГ) на поставку лекарственного препарата «нусирсен», торговое наименование лекарственного препарата - спинраза.
Проверкой выявлено, что в нарушение пункта 1 части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, пункта 3.7.3 Методических рекомендаций № 567 в утвержденном 11 декабря 2019 года обосновании НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) Учреждением использована информация о цене товара из контракта, размещенного в Единой информационной системе от 12.11.2019 № 0148200003919002115-01 (реестровая запись № 2500000116219002010), который на дату утверждения не был исполнен; в нарушение пункта 2 Порядка № 871н в НМЦК Учреждением рассчитана без учета НДС и оптовой надбавки.
В ходе проведенного анализа выявлено, что при обосновании НМЦК на приобретение лекарственного препарата нурсисен Учреждением допущено занижение стоимости1 мл. на 284,7 тыс. рублей, занижение НМЦК на 4275, 5 тыс. рублей.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника отдела организации и управления госзакупками бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканская детская клиническая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики Семеновой М.Р. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
Факт совершения Семеновой М.Р. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.29.3 КоАП РФ и ее виновность подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе актом камеральной проверки от 30 января 2020 года (л.д. 49-54), обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, утвержденной Учреждением 11 декабря 2019 года (л.д. 19-21), должностной инструкцией и локальными актами, определяющей служебные полномочия Семеновой М.Р. (л.д. 64-71), обращением ФИО1, ФИО2, (л.д. 42-45) и проектом договора (56-62), из которых не следует, что закупка лекарственного препарата по определенной Учреждением НМЦК состоялась (л.д. 56-62), и иными другими.
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении должностного лица органа администратвной юрисдикции от 18 февраля 2020 года и решении судьи Ленинскогорайонного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 мая 2020 года сделан обоснованный вывод о несоблюдении указанных выше требований законодательства при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, деяние должностного лица Семеновой М.Р. по части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ квалифицировано правильно.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.
Доводы жалобы защитника о том, что Учреждением была использована также иная информация и НМЦК определена в соответствии с законодательством, тщательно проверены должностным лицом органа административной юрисдикции и судьей районного суда, эти доводы обоснованно опровергнуты.
Материалы дела объективно свидетельствуют, что ценовая информация использована Учреждением с нарушением установленных законодательством требований, что повлияло на обоснование НМЦК.
Указанное образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Семеновой М.Р. как должностному лицу с учетом требований статей 2.2, 2.4, 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя министра финансов Чувашской Республики № 05-13-04/2020 от 18 февраля 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 мая 2020 года, вынесенные в отношении начальника отдела организации и управления госзакупками бюджетного учреждения Чувашской республики «Республиканская детская клиническая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики Семеновой Марии Рюриковны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев