Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-213/2023 ~ М-145/2023 от 28.04.2023

Копия

Дело

УИД RS0029-01-2023-000172-86

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

10 июля 2023 года                                                                    город Болгар,

Республика Татарстан

Спасский районный суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Ф.Г. Батыршина,

при секретаре О.В. Костиной,

с участием истца М.А. Якуповой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Якуповой М.А. к Исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан о признании решения об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным,

у с т а н о в и л :

М.А. Якупова обратилась в суд с названным выше иском к Исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ -Я на своё обращение по вопросу постановки на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно данному ответу оснований для её постановки на учёт не имеется ввиду превышения порогового значения дохода граждан, принятого и установленного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан. С решением -Я от ДД.ММ.ГГГГ она полностью не согласна, считает его незаконным и не основанным на действующем законодательстве Российской Федерации. Ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , просила признать решение Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ -Я незаконным.

В ходе судебного заседания истец М.А. Якупова исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Ответчик - Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, причин его неявки не сообщил, возражения на исковые требования М.А. Якуповой не представил.

Выслушав истца М.А. Якупову, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Перечень заболеваний утвержден приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации , утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, затраты, связанные с обеспечением жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в случае, если:

1) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, которые определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не превышают максимальный размер, устанавливаемый в соответствии с частью 2 этой же статьи;

2) гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации порядке.

В соответствии с положениями статьи 8.2 Закона Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ РТ "Об адресной социальной поддержке населения в <адрес>" инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, вставшим на учет после ДД.ММ.ГГГГ, предоставляется жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения. При наличии у инвалидов и детей-инвалидов, указанных в пункте 1 данной статьи, права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного частью 6 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) предоставляется с учетом такого права. Порядок определения размера жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) и порядок ее предоставления утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.

В целях реализации указанного Закона постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Порядок определения размера жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Республики Татарстан и Порядок предоставления жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Республики Татарстан отдельным категориям инвалидов.

В силу пункта 2 Порядка предоставления жилищной субсидии предоставление субсидий на приобретение жилья инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, вставшим на учет после ДД.ММ.ГГГГ, производится в порядке очередности согласно сводному списку граждан - получателей субсидии, сформированному Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан, в которых получатели субсидий были признаны в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее - нуждающиеся в предоставлении жилых помещений) в срок, указанный в пункте 1 данного Положения (далее - сводный список). Указанные списки представляются исполнительными комитетами муниципальных образований Республики Татарстан в уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня постановки на учет получателя субсидии в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по форме согласно приложению к данному Порядку.

Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан извещают уполномоченный орган о наступлении у получателей субсидий обстоятельств, влекущих изменение права на получение субсидии на приобретение жилья, в десятидневный срок со дня наступления таких обстоятельств.

Сводные списки формируются с учетом той хронологической последовательности, в какой получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Получатели субсидий, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке в алфавитном порядке.

Согласно подпункту 7 статьи 3 Закона Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования" (далее – Закон от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРТ) жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом Республики Татарстан или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма, в случае, если:

1) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества не превышают максимальный размер, устанавливаемый в соответствии со статьей 5 данного Закона;

2) гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в порядке, установленном Законом Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".

Аналогичные положения закреплены в Порядке учёта граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, утверждённом постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ . Учет осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства граждан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРТ максимальный размер дохода каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина и стоимости подлежащего налогообложению их имущества определяется в соответствии с прилагаемой к данному Закону Методикой определения максимального размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению.

Таким образом, исходя из содержания приведенных норм, гражданин, имеющий право на постановку на жилищный учет как малоимущий, не может быть поставлен на учет как нуждающийся в предоставлении жилого помещения по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

В судебном заседании установлено, что истец Якупова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована проживающей по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ М.А. Якуповой (до регистрации брака Пустоваловой) установлена инвалидность первой группы бессрочно, причина инвалидности - общее заболевание, что подтверждается справкой МСЭ-2018 , выданной ДД.ММ.ГГГГ бюро ФКУ "ГБ МСЭ по <адрес>" Минтруда России.

ДД.ММ.ГГГГ М.А. Якупова обратилась к главе Спасского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вне очереди и получения субсидии на приобретение жилья. В обоснование заявления М.А. Якупова указала, что является инвали<адрес> группы бессрочно, не имеет места и условий проживания, поскольку дом, в котором находилась квартира, где она ранее проживала, сгорел в результате пожара.

Вышеуказанное заявление М.А. Якуповой для рассмотрения было передано в исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при Исполнительном комитете Спасского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ М.А. Якуповой отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием оснований для признания её малоимущей в целях постановки на учёт нуждающейся и получении субсидии (денежной компенсации) на покупку (приобретение) жилья ввиду превышения совокупного дохода за 2022 год.

ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан направил в адрес М.А. Якуповой письмо за -Я, из содержания которого следует, что в целях принятия решения о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении жилищной комиссией был произведён расчет дохода, приходящегося на каждого члена семьи заявителя, который составил 17372 рубля 94 копейки, что превышает пороговое значение дохода граждан для принятия решения о признании граждан малоимущими, утверждённое постановлением Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ , следовательно, оснований для постановки М.А. Якуповой на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях нет.

Между тем, из заявления М.А. Якуповой следует, что она просила принять её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как инвалида первой группы с целью получения субсидии на приобретение жилья, что свидетельствует о необходимости решения вопроса о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. При этом для решения вопроса о постановке гражданина на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в силу прямого указания закона не требуется признание его малоимущим.

Из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Исполнительном комитете Спасского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам которого было принято оспариваемое истцом решение, следует, что предметом рассмотрения комиссии являлся вопрос о признании М.А. Якуповой малоимущей в целях постановки на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и получения субсидии (денежной компенсации) на покупку (приобретение) жилья, тогда как такое заявление М.А. Якуповой не подавалось. Соответствие истца иным условиям, необходимым для постановки на учёт, в ходе рассмотрения заявления не проверялось.

Из содержания ответа, который оспаривается истцом М.А. Якуповой по данному делу, следует, что фактически её обращение по существу ответчиком не рассматривалось, основания отказа в постановке истца на учёт и во включении в сводный список получателей субсидий в тексте ответа не приведены, не усматривается их и из решения жилищной комиссии, имеющегося в материалах учётного дела М.А. Якуповой.

    С учетом анализа заявленных требований, установленных обстоятельств по делу и приведённых законоположений, суд считает законным и обоснованным исковые требования М.А. Якуповой удовлетворить, признать незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального найма с возложением на ответчика обязанности повторно рассмотреть документы истца.

Руководствуясь статьями 12, 14, 56, 68, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

    исковые требования Якуповой М.А. (паспорт гражданина Российской Федерации 92 21 , выдан ДД.ММ.ГГГГ МВД по <адрес>, код подразделения 160-025) удовлетворить.

Признать решение Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан (идентификационный номер налогоплательщика 1637005464) от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ за -Я, об отказе в постановке на учёт Якуповой М.А. в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения незаконным.

Обязать Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан повторно рассмотреть заявление Якуповой М.А. от ДД.ММ.ГГГГ по существу в установленные законом срок и порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Спасский районный суд Республики Татарстан.

       Председательствующий

       судья                                                                             Ф.Г. Батыршин

Решение в окончательной форме принято 17 июля 2023 года

Копия верна:

Подлинник хранится в деле № 2-213/2023 в Спасском районном суде Республики Татарстан

2-213/2023 ~ М-145/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Якупова Марина Александровна
Ответчики
Исполнительный комитет Спасского муниципального района РТ
руководитель Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан Осокин В.А.
Суд
Спасский районный суд Республики Татарстан
Судья
Батыршин Фазыл Гарифович
Дело на странице суда
spassky--tat.sudrf.ru
28.04.2023Регистрация административного искового заявления
28.04.2023Передача материалов судье
02.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
02.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2023Судебное заседание
06.06.2023Судебное заседание
15.06.2023Судебное заседание
19.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Судебное заседание
17.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2023Дело оформлено
21.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее