<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2024 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Остапенко Н.В.,
при секретаре Колясниковой Д.С.,
с участием помощника Пугачевского межрайонного прокурора Саратовской области Князевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Пугачевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту неопределенного круга лиц к Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области, обществу с ограниченной ответственностью «Алькор» о возложении обязанности завершить работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома,
установил:
заместитель Пугачевского межрайонного прокурора Саратовской области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (далее – Фонд капитального ремонта), обществу с ограниченной ответственностью «Алькор» (далее – ООО «Алькор») о возложении обязанности завершить работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома. Требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой во исполнение Указания прокурора Саратовской области от <Данные изъяты> № <Данные изъяты> проведена проверка по факту нарушений со стороны ООО «Алькор» требований законодательства в сфере соблюдения жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что согласно региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на <Данные изъяты> год, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 № 800-П, проведение капитального ремонта в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Данные изъяты>, по краткосрочному плану реализации на 2018-2020 г.г. предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту кровли указанного многоквартирного дома. Капитальный ремонт вышеуказанного многоквартирного дома не проведен, условия договора № <Данные изъяты> от <Данные изъяты>, заключенного между Фондом капитального ремонта и ООО «Алькор» на проведение капитального ремонта кровли данного дома, не выполнены, стоимость работ по договору составляет 402,77 тыс. руб. По состоянию на <Данные изъяты>, согласно смете стоимостью 53 760,00 руб., необходимо выполнить следующие виды работ: устройство желобов: подвесных (Приказ от 04.09.2019 № 507/пр п.6.7.1 При применении сметных норм, включенных в сборники ГЭСН (аналогичные технологическим процессам в новом строительстве, в том числе по возведению новых конструктивных элементов) ОЗП=1,15; ЭМ=1,25 к расх.; ЗПМ=1,25; ТЗ=1,15; ТЗМ=1,25 НР (229 руб.):120%*0.9 от ФОТ (277 руб.) СП (153руб.):65%*0,85 от ФОТ (277 руб.). Ссылаясь на то, что непринятие ответчиком своевременных мер по капитальному ремонту существенно нарушает жилищные права собственников помещений указанного жилого дома и временных жильцов, нанимателей, арендаторов, лиц, случайно проходившим около указанного дома, и иных граждан, прокурор просил суд обязать НКО Фонд капитального ремонта и ООО «Алькор» завершить работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, а именно: устройство желобов: подвесных (Приказ от <Данные изъяты> № <Данные изъяты>/пр п<Данные изъяты> При применении сметных норм, включенных в сборники ГЭСН (аналогичные технологическим процессам в новом строительстве, в том числе по возведению новых конструктивных элементов) ОЗП=1,15; ЭМ=1,25 к расх.; ЗПМ=1,25; ТЗ=1,15; ТЗМ=1,25 НР (229 руб.):120%*0.9 от ФОТ (277 руб.) СП (153руб.):65%*0,85 от ФОТ (277 руб.).
Определением суда от <Данные изъяты> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «ЦенаСтройКонсалт» (далее ООО «ЦенаСтройКонсалт») (л.д. 118).
В судебном заседании помощник Пугачевского межрайонного прокурора Саратовской области Князева М.А исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.
Представители ответчиков Фонда капитального ремонта, ООО «Алькор» и третьего лица ООО «ЦенаСтройКонсалт» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Директором ООО «Алькор» Осмаковской О.Г. <Данные изъяты> подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ООО «Алькор» и письменный отзыв на исковое заявления, считая, что исковые требования удовлетворению не подлежат по тем основаниям, что прокурор не имел права обращаться с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, кроме того не мог подать иск в интересах неопределенного круга лиц, поскольку защищаются права жителей конкретного дома. Кроме того, по договору № <Данные изъяты>, при полном завершении выполнения работ Подрядчик в течение 5 рабочих дней уведомляет организацию, осуществляющую строительный контроль от имени Заказчика, в письменном виде о готовности к контрольным обмерам, а указанная организация осуществляет контрольные обмеры в течение 5 рабочих дней с момента получения уведомления (п. <Данные изъяты> договора). Во исполнение указанного пункта договора, <Данные изъяты> ООО «Алькор» направило в адрес ООО «ЦенаСтройКонсалт» письмо, в котором уведомило о полном завершении выполнения работ и готовности к контрольным обмерам (л.д. 151, 105-106).
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 1 распоряжения Правительства Саратовской области от 19.07.2013 N 171-Пр «О создании регионального оператора» в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области создана специализированная некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» в организационно-правовой форме - фонд.
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Саратовской области, созданный в организационно-правовой форме фонда согласно ст. 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) является региональным оператором, деятельность которого по организации капитального ремонта регламентируется главой 17 ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2, 3 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе: плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч. 7 ст. 168 ЖК РФ).
Перенос нормативно установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период допускается при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме либо в определенных частью 4 статьи 168 ЖК РФ случаях.
Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч. 4, 5, 7 ст. 168 ЖК РФ).
Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П «Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области», в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Данные изъяты>, утвержден краткосрочный план на <Данные изъяты> год.
В соответствии с разделом 5 постановления Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома; усиление несущих и ненесущих строительных конструкций, включая несущие и ненесущие стены, плиты перекрытий, несущие колонны, промежуточные и поэтажные лестничные площадки, лестничные марши, ступени, косоуры; утепление фасада; капитальный ремонт печей, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; разработка проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), проведение в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; услуги по строительному контролю;ремонт или замена оборудования в индивидуальных тепловых пунктах, расположенных в многоквартирных домах, в том числе замена циркуляционных насосов систем отопления и горячего водоснабжения.
Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от <Данные изъяты> № <Данные изъяты>-р утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта на <Данные изъяты> годы.
Согласно плану на <Данные изъяты> год для многоквартирного дома № <Данные изъяты> предусмотрены такие виды работ, как капитальный ремонт крыши и разработка соответствующей проектно-сметной документации.
Из сообщения Фонда капитального ремонта № <Данные изъяты> от <Данные изъяты> следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <Данные изъяты> включен в краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на <Данные изъяты> год. <Данные изъяты> между Фондом капитального ремонта и ООО «Алькор» был заключен договор № <Данные изъяты> на выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества (крыши) в многоквартирном доме по данному адресу. С целью контроля срока выполнения работ, качества используемых материалов и объема выполненных работ, <Данные изъяты> Фондом капитального ремонта заключен договор № <Данные изъяты> на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту крыши указанного многоквартирного дома с ООО «ЦенаСтройКонсалт». В связи с наступлением периода неблагоприятных погодных условий, между Фондом капитального ремонта и подрядной организацией ООО «Алькор» было заключено дополнительные соглашения о переносе сроков с <Данные изъяты> по <Данные изъяты>, а также с <Данные изъяты> по <Данные изъяты>. По состоянию на сегодняшний день работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома не закончены, выполнено 85 % работ (л.д. 14).
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными объяснениями директора ООО «Алькор» Осмаковской О.Г. от <Данные изъяты> (л.д. 15, 25).
Согласно договору № <Данные изъяты> от <Данные изъяты> Подрядчик (ООО «Алькор») обязуется выполнить работы по проведению капитального ремонта общего имущества (крыши) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Данные изъяты>, в соответствии с техническим заданием (Приложение № <Данные изъяты> к договору о выполнении работ) и проектно-сметной документацией (Приложение № <Данные изъяты> к договору о выполнении работ) и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его (п. <Данные изъяты> договора). Подрядчик обязуется выполнить и сдать заказчику работы в сроки, определенные настоящим договором о выполнении работ и Графиком выполнения работ (приложение № <Данные изъяты> к договору о выполнении работ) (п. <Данные изъяты> договора). При полном завершении выполнения работ подрядчик в течение 5 (пяти) рабочих дней уведомляет организацию, осуществляющую строительный контроль от имени заказчика, в письменном виде о готовности к контрольным обмерам (п. <Данные изъяты> договора) (л.д. 26-44).
Приложением № <Данные изъяты> к договору определен перечень и количество основных материалов и оборудования для выполнения работ, в соответствии с проектно-сметной документацией (п. 3); срок выполнения работ определен с даты подписания акта передачи строительной площадки (Приложение № <Данные изъяты>), дата окончания: не позднее 75 (семидесяти пяти) календарных дней с даты подписания акта передачи строительной площадки (п. 6). Указанные сроки выполненных работ также определены в графике выполнения работ (оказания услуг), включая стоимость этапов выполнения работ (оказания услуг) – Приложение № <Данные изъяты> к договору (л.д. 45-48, 62).
Акт передачи строительной площадки в многоквартирном доме по договору № <Данные изъяты> от <Данные изъяты> подписан подрядчиком ООО «Алькор» и заказчиком Фондом капитального ремонта (л.д. 63).
Сводным сметным расчетом стоимости капитального ремонта кровли многоквартирного дома по адресу: <Данные изъяты> определена общая сметная стоимость 402 774 тыс. руб. Кроме того, указанным сметным расчетом предусматривается ремонт желобов: подвесных (л.д. 49-61).
Из справки о стоимости выполненных работ и затрат от <Данные изъяты>; сообщений ООО «Алькор» о согласовании материалов для выполнения ремонтных работ, видов работ, устранения выявленных недостатков работ, согласовании способов устройств утепления чердачного перекрытия, выводов канализационного стояка, согласовании установки Т-образного крепежного элемента, схемы устройства утепления чердачного перекрытия; сообщений о согласовании внесения изменений в проектно-сметную документацию, с приложением локальных сметных расчетов, видно, что ООО «Алькор» согласовывало и выполняло работы по ремонту кровли многоквартирного дома по адресу: <Данные изъяты> (л.д. 66-75, 77-85, 87-91, 96-97).
Вместе с тем, постановлением мирового судьи судебного участка № <Данные изъяты> от <Данные изъяты> по делу № <Данные изъяты> должностное лицо директор ООО «Алькор» Осмаковская О.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения по факту неисполнения обязательств по вышеуказанному договору № <Данные изъяты> от <Данные изъяты> (л.д. 92-95).
Указанным постановлением установлено, что на <Данные изъяты> работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: <Данные изъяты> не закончены, акты о приеме выполненных работ по унифицированной форме не оформлялись, заявка на оплату выполненных работ в адрес регионального оператора не направлялась. На дату окончания работ по условиям договора по капитальному ремонту крыши не завершены. Фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области осуществлен комиссионный выезд по вышеуказанному адресу с привлечением представителя строительного контроля и представителя ООО «Алькор», в результате которого составлен акт обследования жилого дома б/н от <Данные изъяты>, согласно которому теплоизоляция чердачного помещения не соответствует проектной документации, нарушен узел карнизного свеса, ходовые доски в чердачном помещении не сколочены и не обработаны противопожарным составом (л.д. 92-95).
Из договора № <Данные изъяты> от <Данные изъяты>, заключенного между Фондом капитального ремонта (заказчик) и ООО «ЦенаСтройКонсалт» (исполнитель), следует, что ООО «ЦенаСтройКонсалт» принимает на себя обязательства на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: <Данные изъяты> (п.<Данные изъяты> и Приложение № <Данные изъяты> к договору); срок оказания услуг по договору с даты начала выполнения работ (с даты заключения договора на оказание услуг) по дату окончания выполнения работ (завершение выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Саратовской области, но не позднее <Данные изъяты> (п. <Данные изъяты> договора); порядок сдачи-приемки оказанных услуг осуществляется по акту приемки оказанных услуг. Работы по капитальному ремонту объекта принимаются соответствующей комиссией Заказчика при условии подтверждения Исполнителем соответствия качества выполненных подрядной организацией работ по капитальному ремонту объекта требованиям договора подряда, проектной документации (при наличии), исполнительной и технической документации подтверждающей объем и качество выполненных работ по капитальному ремонту объектов (п. 4.1 договора); исполнитель обязан предоставить Заказчику счет и (или) счет-фактуру, акт оказанных услуг, составленный в 2 (двух) экземплярах, не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты приемки объекта рабочей комиссией по приемке выполненных работ. Заказчик обязан подписать акт оказанных услуг одновременно с подписанием акта выполненных Подрядчиком работ. Акт оказанных услуг должен быть направлен Исполнителю в течение трех рабочих дней с момента его подписания (п.4.2 договора (л.д. 124-132).
Межрайонной прокуратурой во исполнение Указания прокурора Саратовской области от <Данные изъяты> № <Данные изъяты> проведена проверка по факту нарушений со стороны ООО «Алькор» требований законодательства в сфере соблюдения жилищного законодательства.
По результатам проверки от <Данные изъяты> выявлено, что работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: <Данные изъяты>, не закончены, акт о приемке выполненных работ по унифицированной форме не оформлялись, заявка на оплату выполненных работ в адрес регионального оператора не направлялась. На дату окончания работ по условиям договора работы по капитальному ремонту крыши не завершены (л.д. 13).
<Данные изъяты> ООО «Алькор» направило в адрес ООО «ЦенаСтройКонсалт» письмо, в котором уведомило о полном завершении выполнения работ и готовности к контрольным обмерам (л.д. 107).
Вместе с тем, согласно информации главного инженера ООО «ЦенаСтройКонсалт», указанное общество осуществило строительный контроль по выполнению работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № <Данные изъяты>, в ходе которого было установлено наличие недостатков в работе, даны рекомендации по их устранению, в связи с чем акты сдачи-приемки законченного капитального ремонта общего имущества в указанном многоквартирном доме не подписаны (л.д. 168).
Доказательств того, что на настоящий момент ответчиком подписаны акты о приемке выполненных работ по унифицированной форме и направлена заявка на оплату выполненных работ в адрес регионального оператора, в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении обязанности завершить работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: <Данные изъяты> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить.
Обязать Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (ИНН <Данные изъяты>) и общество с ограниченной ответственностью «Алькор» (ИНН <Данные изъяты>) завершить работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Данные изъяты>, а именно, осуществить устройство желобов: подвесных (Приказ от <Данные изъяты>/пр п. 6.7.1 При применении сметных норм, включенных в сборники ГЭСН (аналогичные технологическим процессам в новом строительстве, в том числе по возведению новых конструктивных элементов) ОЗП=1,15; ЭМ=1,25 к расх.; ЗПМ=1,25; ТЗ=1,15; ТЗМ=1,25) НР (299 руб.): 120%*0.9 от ФОТ (277 руб.) СП (153 руб.): 65%*0.85 от ФОТ (277 руб.).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято <Данные изъяты>.
Судья