Дело № 2-1645/2024 6 августа 2024 года город Котлас
УИД 29RS0008-01-2024-002836-76
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Шиляковой Н.В.
при секретаре Алдохиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митюговой Татьяны Викторовны к обществу с ограниченной ответственностью «Экоинтегратор» о признании незаконным начисление платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами,
у с т а н о в и л :
Митюгова Т.В. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Экоинтегратор» (далее – общество, ООО «ЭкоИнтегратор») о признании незаконным начисление платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование иска указала, что проживает с семьей в собственном жилом доме в д..... района с осени .... года. В августе .... года по почте пришла квитанция от ООО «ЭкоИнтегратор» за услугу «обращение с ТКО» на сумму 3473 руб. 21 коп. Однако в мусорные контейнеры отходы жизнедеятельности её семья не выбрасывает, поскольку утилизируют различными способами (пищевые отходы идут на корм домашним животным, бумажное вторсырье, металл, пластик сдают на переработку, остатки древесных отходов используются в строительстве на участке или на сжигание). Кроме того, договор с ООО «ЭкоИнтегратор» не заключался, контейнерная площадка расположена в 470 метрах от дома, что не соответствует санитарным нормам. В адрес ответчика направлялось заявление об отказе от услуги, но оно не было удовлетворено.
Просит признать незаконным начисление ответчиком платы за услугу по обращению с ТКО в виду отсутствия заключенного между сторонами договора на предоставление коммунальных услуг и отсутствия необходимости в услугах ответчика.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено акционерное общество «Центр расчетов».
Протокольным определением суда от __.__.__ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен супруг истца и собственник жилого дома Митюгов А.В.
В судебном заседании истец Митюгова Т.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Третье лицо Митюгов А.В. указал на обоснованность требований Митюговой Т.В., полагал, что они подлежат удовлетворению, поскольку услугами ответчика их семья не пользуется, договор с ответчиком не заключался.
Представитель ответчика ООО «ЭкоИнтегратор» в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом. В материалы дела представил возражения на иск, в которых указал, что ООО «ЭкоИнтегратор» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Архангельской области на основании соглашения, заключенного с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29 октября 2019 года. К оказанию указанной услуги ответчик приступил с января .... года. Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора. Истец обязан утилизировать отходы посредством услуг, предоставляемых региональным оператором, при этом отсутствие письменного договора на обращение с ТКО с потребителем не освобождает истца от исполнения этой обязанности. Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта РФ порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта РФ видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО. Раздельный сбор ТКО вводится на территории Архангельской области в соответствии со сроками, установленными территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной Правительством Архангельской области от 11.04.2017 №144-пп. В соответствии с п. 9.4 территориальной схемы обращения с отходами внедрение раздельного накопления отходов на территории Архангельской области запланировано к 2025 году. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица АО «Центр расчетов» в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Рассмотрев исковое заявление, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) закреплено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с ТКО (п. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) определено, что ТКО являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях, в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 Закон N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В силу положений п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее – Правила № 1156), потребителем является собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как указано в п. 8(1) указанных Правил, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника.
В силу пункта 8 (4) Правил №1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) данных Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8 (18) Правил № 1156).
ООО «ЭкоИнтегратор» выполнена обязанность по доведению до потребителей информации о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Проект типового договора был опубликован региональным оператором в газете «Архангельск» 16 января 2020 года (№ 1 (4930)).
На официальном сайте ООО «ЭкоИнтегратор» размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, адресованное неопределенному кругу лиц, содержащее разъяснения порядка деятельности регионального оператора, основания, обязывающие граждан заключить договор, а также непосредственно типовой договор.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, также закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354).
В соответствии с п. 148(1) Правил № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (то есть действий, свидетельствующих о намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг) и считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем в соответствии с п. 148 (21) Правил.
Часть 8 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» предусматривает наступление обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Судом установлено, что третье лицо Митюгов А.В. с __.__.__ является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .....
Из искового заявления и пояснений истца следует, что в жилом доме с осени .... года проживает истец, третье лицо Митюгов А.В. и их сын М.М.А.
Согласно сведений отдела по вопросам миграции МО МВД России «Котласский» в жилом доме зарегистрированы по месту жительства:
- Митюгов А.В. (с __.__.__);
- М.М.А. (с __.__.__);
- Митюгова Т.В. (с __.__.__).
ООО «ЭкоИнтегратор» является региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, в ведении которого находится осуществление деятельности по сбору, транспортированию, утилизации обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Архангельской области на основании Соглашения об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, заключенного __.__.__ между ООО «ЭкоИнтегратор» и Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. На ООО «ЭкоИнтегратор» возложена обязанность приступить к осуществлению деятельности по обращению с ТКО не позднее __.__.__.
Ни третье лицо, являясь собственником жилого дома, ни истец, являясь членом семьи собственника жилого помещения, не направляли заявку и документы в соответствии с п.п. 8(5) - 8(7) Правил № 1156, являющиеся основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового.
Следовательно, учитывая содержание указанных выше правовых норм, истец обязан оплачивать коммунальные услуги по вывозу ТКО.
Договор о вывозе ТКО с региональным оператором считается заключенным с определенного законом срока независимо от волеизъявления потребителя, поэтому доводы истца о том, что она и члены её семьи договор с региональным оператором не заключали и в связи с чем действия ответчика по начислению ей платы за услугу по обращению с ТКО являются незаконными, суд признает необоснованными и не принимает их во внимание.
Из материалов дела следует, что по жилому дому лицевой счет открыт на третье лицо Митюгова А.В., с июля .... года ведутся начисления за коммунальные услуги за 3 чел., одновременно в июле .... года ответчиком была доначислена плата за коммунальные услуги по обращению с ТКО за период с __.__.__ (дата регистрации права собственности на жилое помещение за Митюговым А.В.) по июнь .... года.
Истец ссылается на то, что услугами ответчика не пользуется, контейнерная площадка находится на значительном расстоянии (более 100 м).
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (п. 4 Правил обустройства мест накопления ТКО).
Полномочия по определению схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п. 2.2.3 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88) (действовавших до 2021 года) площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров.
В соответствии с п. 4 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений (СанПиН 2.1.3684-21) (действующих с 1 марта 2021 года) расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В силу требований 4.1.7 Свода Правил по проектированию и строительству «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» СП 30-102-99 мусороудаление территорий малоэтажной жилой застройки, как правило, следует проводить путем вывозки бытового мусора от площадок с контейнерами, расстояние от которых до границ участков жилых домов, детских учреждений, озелененных площадок следует устанавливать не менее 50 метров, но не более 100 метров.
ООО «ЭкоИнтегратор» осуществляет вывоз ТКО с контейнерных площадок, внесенных в Реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Из ответа администрации ГО АО «Котлас» от __.__.__ следует, что согласно Реестру мест (площадок) накопления ТКО, утвержденному постановлением администрации МО АО «Котлас» от __.__.__ № (в ред. от __.__.__ №, от __.__.__ №, от __.__.__ №), а также Реестру мест (площадок) накопления ТКО, утвержденному постановлением администрации ГО АО «Котлас» от __.__.__ №, владельцы жилых домов в д....., в том числе дома №, являются источниками накопления ТКО, за жилыми домами в д..... закреплена и оборудована контейнерная площадка с __.__.__. Ориентировочное расстояние от данной площадки до дома № в д..... составляет 390 м.
Региональный оператор, выполняя сбор ТКО, обязан соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого он осуществляет свою деятельность (пункты 1, 8, 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в том числе в целях организации и осуществления деятельности по сбору ТКО и включает в себя, в частности, данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); схему потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункты 1, 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ).
Доводы истца о том, что она самостоятельно утилизирует отходы, суд находит необоснованными в силу следующего.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Пункт 15 Правил № 1156 устанавливает, что потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора путем складирования ТКО в установленных местах (площадках) накопления ТКО.
Из искового заявления, пояснений истца, фотографий следует, что истец складирует часть ТКО (пластик) на площадках экопунктов, что в силу действующего законодательства не является основанием для освобождения истца от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, оказываемой ответчиком жителям д. Слуда.
Кроме того, суд учитывает, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО относится к полномочиям субъектов Российской Федерации (абзац шестнадцатый статьи 6 Закона №89-ФЗ).
Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (пункт 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителем разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Однако порядок раздельного накопления ТКО на территории Архангельской области в настоящее время не утвержден, поэтому истец обязан складировать ТКО в установленных местах (площадках) накопления ТКО.
Региональный оператор вывозит ТКО из мест, определенных органом местного самоуправления на территории ГО АО «Котлас», и не может нести ответственность за недостаток или отсутствие контейнерных площадок. В обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание площадок для накопления ТКО.
В данном случае контейнерная площадка расположена на расстоянии без соблюдении установленного норматива – 100 м, следовательно, не отвечает в полной мере требованиям СанПиН 2.1.3684-21. Однако указанный недостаток не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с существующих мест (площадок) накопления.
Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для изменения или отмены платы за услугу по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 148(30) Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении (п. 148(44) Правил № 354) предусмотрен перерасчет размера такой платы. Обязанность по подтверждению факта временного отсутствия лежит на потребителе.
Учитывая, что в отношении коммунальной услуги по обращению с ТКО отсутствует механизм установления факта индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с ТКО, то, как было указано выше, в соответствии с п. 148(36) Правил № 354, установлено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Из материалов дела следует, что в спорный период истцам производилось начисление платы за обращение с ТКО, исходя из количества проживающих граждан в жилых помещениях. Расчет платы истцом не оспаривается. В случае несогласия с расчетом истца по причине временного отсутствия кого-либо из членов семьи, истец Митюгова Т.В. не лишена права обратиться к ответчику с заявлением о перерасчете платы, представив подтверждающие документы.
Руководствуясь изложенными выше нормами права, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения исковых требований Митюговой Т.В. к ООО «ЭкоИнтегратор» отсутствуют. В связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Митюговой Татьяны Викторовны (СНИЛС №) к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» (ИНН №) о признании незаконным начисление платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий Н.В.Шилякова
Мотивированное решение составлено 13.08.2024.