Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2022 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Теркулова Х.А.,
при помощнике судьи Шведове Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукашовой Нины Сидоровны к ООО «ЭкоПромСервис» о понуждении привести размещение контейнерной мусорной площадки в соответствии с требованиями законодательства, понуждении увеличить количество контейнерных мусорных площадок, понуждении произвести перерасчет оплате за обращение с твердыми бытовыми отходами, взыскании расходов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Лукашова Н.С. обратилась в суд с уточненным иском к ООО «ЭкоПромСервис» о понуждении привести размещение контейнерной мусорной площадки в соответствии с требованиями законодательства, понуждении увеличить количество контейнерных мусорных площадок, понуждении произвести перерасчет по оплате за обращение с твердыми бытовыми отходами с октября 2021 г., взыскании расходов по оплате юридических услуг в размере 75 000 рублей, расходов на лечение в размере 4718 рублей, компенсации морального вреда в размере 60 000 рублей.
В обоснование иска указано, что истец проживает по адресу: Московская область, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ ей приходят начисления за обращение с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором является ООО «ЭкоПромСервис». На территории <адрес> мусорные контейнеры отсутствуют, утилизация ТКО производится жителями самостоятельно. В период с 2019-2020 расчет производился исходя из площади помещения 57,3 кв.м., с июля 2021 расчет производится исходя из площади 112,6 кв.м. В октябре 2021 были установленные мусорные контейнеры, однако отдаленность от места проживания истца составляет более 1000 м., что является нарушением действующего законодательства.
Истец в судебном заседании доводы иска с учетом дополнения поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, по доводам письменных возражений.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ст.ст. 3, 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, применимы правила Гражданского кодекса РФ о публичном договоре. Публичный договор считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения, подписи потребителя. Моментом его заключения является момент, когда потребитель совершил любые действия о принятии им предложенных условий.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Пункт 1 ст. 432 ГК РФ предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 ГК РФ)
Пунктом 3 ст. 432 ГК РФ предусмотрено, что сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (п. 3 ст. 1).
На основании п. 1 ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Согласно п. 1 ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с. адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии с п. 3 ст. 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
В силу ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ, которым установлено, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
По общему правилу (п.8(17) Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Публичный договор считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения (подписи потребителя).
Как усматривается из материалов дела, истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, <адрес>.
На территории городского округа Клин услуги по обращению с ТКО оказывает ООО «Экопромсервис».
Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории городского округа Солнечногорск в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе - твердыми коммунальными отходами, а также постановлением администрации г.о. Клин от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении реестра существующих и планируемых к созданию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов».
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно п. 6 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7. Закона 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Предоставление собственникам жилых домов услуг по обращению с ТКО осуществляется на основании типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, размещенного в порядке публичной оферты, условия которой опубликованы, в том числе, в газете «Подмосковье сегодня» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 433 ГК РФ предложение принято истцом.
В рамках настоящего дела публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является по своей правовой природе договором возмездного оказания услуг, ввиду чего применению к сложившимся между сторонами правоотношениям подлежат положения главы 39 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, истцу выставляются квитанции на оплату услуг за обращение с ТКО, которую он не производит, у истца имеется задолженность по оплате услуг, предоставляемых ООО «Экопромсервис».
И.о. мирового судьи судебного участка № Клинского судебного района – мировым судьей судебного участка № Клинкого судебного района Московской области ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ о взыскании с Лукашовой Н.С. в пользу ООО «Экопромсервис» задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 089,66 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 755,10 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 237 руб.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Истец проживает в индивидуальном жилом доме, в процессе его жизнедеятельности образуются ТКО. В силу положений закона вывоз ТКО является обязательным, и истец самостоятельно их не вправе утилизировать.
Факт оказания ответчиком услуг по вывозу твердых бытовых отходов истцом не опровергнут. Так, истцом не доказано, что в спорный период он собственными силами осуществлял вывоз ТКО, не нарушая требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Также истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что он не пользуется площадками для сбора отходов, которые организованы на территории <адрес>, заключил договор на вывоз ТКО с другой специализированной организацией, с третьими лицами, на основании которых суд мог бы сделать вывод о том, что истец не пользуется услугой по вывозу твердых коммунальных отходов, предоставляемой ответчиком. При этом поскольку судом установлено, что ООО «Экопромсервис» оказывает услуги по вывозу бытовых отходов, а истец принимает услуги (поскольку обратное не доказано), то сложившиеся между ними отношения признаются договорными в силу ч. 3 ст. 438 ГК РФ вне зависимости от соблюдения формальных условий заключения договора. Иного истцом не доказано.
Таким образом, допустимых доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов истцом, заключения соответствующих договоров с иными лицами, а также не использования установленных на территории <адрес> мусорных контейнеров истцом в материалы дела не представлено. Обращение потребителя с требованиями о не начислении спорных платежей, а также расположение площадок для сбора отходов на удалении более 100 м от дома истца не свидетельствует об отказе от фактического использования рассматриваемой услуги, учитывая общедоступный характер ее оказания.
На основании изложенного, требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет задолженности по оплате коммунальной услуги с октября 2021 являются необоснованными, поскольку в судебном заседании установлено, что период начисления задолженности и ее размер, произведены верно.
Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Истцом заявлены требования о понуждении ответчика увеличить количество контейнерных площадок, а также привести размещение контейнерной площадки в соответствии с требованиями законодательства. Поскольку данные обязательства относятся к компетенции органом местного самоуправления, в удовлетворении иска в данной части должно быть отказано.
Поскольку оснований для удовлетворения иска не имеется, в удовлетворении требования о взыскании расходов по оплате услуг представителя, расходов на лечение, компенсации морального вреда, должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лукашовой Нины Сидоровны к ООО «ЭкоПромСервис» о понуждении привести размещение контейнерной мусорной площадки в соответствии с требованиями законодательства, понуждении увеличить количество контейнерных мусорных площадок, понуждении произвести перерасчет оплате за обращение с твердыми бытовыми отходами, взыскании расходов, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Х.А. Теркулов