№ 2-353/2021
УИД: 25RS0033-01-2021-000665-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Черниговка 19 июля 2021 года
Черниговский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Бурик Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Идиятуллиной Т.В.,
с участием ФИО4 истца ФИО2 – ФИО8,
третьего лица ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации Черниговского района Приморского края о включении жилого дома и земельного участка в наследственное имущество,
установил:
истец ФИО2, с учётом уточнения исковых требований, обратился в Черниговский районный суд Приморского края, с исковым заявлением к Администрации Черниговского района Приморского края, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец ФИО3, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. Серия № №, выданном Отделом ЗАГС ФИО4 муниципального района <адрес>. После его смерти осталось наследственное имущество, состоящее из жилого дома с надворными хозяйственными постройками и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. ФИО2 является сыном умершего, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ Серия III-ВС №, выданным Отделом ЗАГС ФИО4 муниципального района <адрес>, и наследником указанного имущества по закону, так как отец ФИО3 и мать – ФИО8, расторгли брак 05.03.2012г.
Для оформления своих наследственных прав истец обратился к нотариусу. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>, вынесенного ФИО7, нотариусом ФИО4 нотариального округа <адрес>, ему было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, так как им не были предоставлены правоустанавливающие документы на жилой дом и земельный участок.
ФИО3 постоянно проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с № года по день смерти ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выписками из похозяйственных книг ФИО4 сельского поселения за 1986 – 1990, 1991 – 1995, 2017 - 2021 годы, а также справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ФИО4 сельского поселения. Со слов отца ФИО2 известно, что ФИО3 вселили в указанный дом его родители. Никаких документов на жилой дом у него не было. За время проживания ФИО3 систематически производил ремонт жилого дома: наклеил обои, красил окна, двери, переложил отопительную печь, заменил полы, построил новую веранду, заменил шифер на крыше дома.
Никто никогда не претендовал на указанный жилой дом. Право собственности на жилой дом нигде и ни за кем не зарегистрировано.
ФИО3 владел указанным жилым домом открыто, непрерывно, добросовестно как своим собственным более 30 лет и приобрел на указанное имущество право собственности в силу приобретательной давности. Однако при жизни документы на жилой дом не оформил в установленном законом порядке.
Земельный участок площадью 1700 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, был предоставлен ФИО3, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ. №, выданной Администрацией Черниговского сельского поселения, но он не зарегистрировал право собственности на земельный участок в установленном законом порядке, поэтому у него не возникло право собственности на указанный земельный участок.
Включить в наследственное имущество умершего указанные жилой дом и земельный участок ему необходимо, чтобы получить свидетельство о праве на наследство по закону, зарегистрировать право собственности на имущество и распоряжаться им.
В судебном заседании ФИО8, действующая в интересах истца по доверенности, исковые требования, с учётом уточнения поддержала, просила об их удовлетворении.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО8, с исковыми требованиями ФИО2 согласна.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО2, в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие, с исковыми требованиями полностью согласна, просила их удовлетворить.
ФИО4 <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в своё отсутствие. Не возражает против удовлетворения искового заявления ФИО2 к ФИО4 <адрес>, с учётом уточнённых исковых требований о включении в наследственное имущество ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилого дома с кадастровым номером №, площадью 45,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1700 кв. м, из состава земель населённых пунктов, вид разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя истца ФИО8, третье лицо ФИО8, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Статьёй 1141 ГК РФ определено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст.1142-1145 ГК РФ. В силу ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу ч.1 ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. серия II-ВС №, выданным Отделом ЗАГС ФИО4 муниципального района <адрес>.
Свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ Серии III-ВС №, выданным Отделом ЗАГС ФИО4 муниципального района <адрес> подтверждается, что ФИО2 является сыном ФИО3.
В соответствии со свидетельством о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ Серия I-ВС №, выданном Отделом ЗАГС ФИО4 муниципального района <адрес>, брак между ФИО3 и ФИО8 прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка № ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о расторжении брака №.
ФИО2 является наследником первой очереди после смерти ФИО3.
Постановлением нотариуса ФИО4 нотариального округа от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №№ ФИО2 было отказано в выдаче свидетельств о праве на наследство по закону на имущество умершего отца ФИО3 в связи с тем, что наследником не были представлены правоустанавливающие документы на наследственное имущество из-за их отсутствия. Также было рекомендовано обратиться в суд с заявлением о включении в состав наследственного имущества умершего жилого дома с надворными хозяйственными постройками и земельного участка, находящихся по адресу: <адрес>.
Согласно справке от 22.03.2021г. №, выданной Администрацией Черниговского сельского поселения, право собственности на дом по адресу: <адрес>, ни за кем не регистрировалось в Черниговском сельском Совете.
Уведомлением КГКУ «Управление землями и имуществом на территории <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что в реестровых книгах о праве собственности на объекты капитального строительства запись о праве собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствует.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом с кадастровым номером №, площадью 45,5 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, состоит на кадастровом учете, сведения о правах на объект отсутствуют.
Следовательно, право собственности на указанный жилой дом в установленном законом порядке ни за кем не зарегистрировано.
Правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности ФИО3 на указанный жилой дом, материалы дела не содержат.
Справкой администрации Черниговского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, не является муниципальной собственностью Черниговского сельского поселения и в реестре муниципальной собственности не значится.
В уведомлении ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что объект недвижимости – жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности администрации Черниговского района не значится.
Справкой администрации Черниговского сельского поселения от 02.07.2021г. № подтверждается, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживал и был зарегистрирован с 1986 года по день смерти ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Как указано истцом в исковом заявлении, умерший ФИО3 постоянно проживал и был зарегистрирован в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, с 1986 года по день смерти ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выписками из похозяйственных книг ФИО4 сельского поселения за 1986 – 1990, 1991 – 1995, 2017 - 2021 годы, а также справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ФИО4 сельского поселения. ФИО3 вселили в указанный дом его родители. Никаких документов на жилой дом у него не было. За время проживания ФИО3 систематически производил ремонт жилого дома: наклеил обои, красил окна, двери, переложил отопительную печь, заменил полы, построил новую веранду, заменил шифер на крыше дома. Никто никогда не претендовал на указанный жилой дом. Право собственности на жилой дом нигде и ни за кем не зарегистрировано.
ФИО3 владел указанным жилым домом открыто, непрерывно, добросовестно как своим собственным более 30 лет и приобрел на указанное имущество право собственности в силу приобретательной давности. Однако при жизни документы на жилой дом не оформил в установленном законом порядке.
В силу статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Однако, ФИО3 при жизни не зарегистрировал право собственности на жилой дом в установленном законом порядке.
Выпиской из похозяйственной книги от наличии у гражданина права на земельный участок от 06.04.2021г. №, выданной Администрацией Черниговского сельского поселения, подтверждается, что ФИО3 принадлежит земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 1700 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в похозяйственной книге № 62 стр. 39 за 1986 – 1990 гг. Черниговский сельский Совет народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ сделал запись.
ФИО3 при жизни также не зарегистрировал право собственности на указанный земельный участок в Управлении Росреестра по <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Согласно указанной выписке земельный участок площадью 1700 кв. м с кадастровым номером № из состава земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Статьёй 49 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании, в том числе, выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
В судебном заседании установлено, что ФИО3 пользовался земельным участком как своим собственным, использовал его по назначению, нес бремя по содержанию земельного участка.
Таким образом, доказательствами, исследованными при рассмотрении дела по существу, подтверждается, что предметом наследования является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю. Включение имущества в состав наследства обусловлено возникновением имущественных прав в отношении него при жизни наследодателя, который должен являться их носителем на день открытия наследства.
Законодателем предусмотрено, что в состав наследства могут входить лишь принадлежащие наследодателю ко дню смерти вещи. Такая принадлежность устанавливается в праве посредством правонаделения и может быть подтверждена соответствующими правоустанавливающими документами.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в пункте 8 Постановления от 29 мая 2019 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Доказательствами, исследованными при рассмотрении дела по существу, подтверждается, что ФИО3 являлся владельцем жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, был зарегистрирован в спорном жилом помещении с 1986 года по день смерти – ДД.ММ.ГГГГ.
Отсутствие у наследодателя правоустанавливающих документов на спорные объекты недвижимости не может влиять на права наследников после его смерти, поскольку в судебном заседании исследованы доказательства, предоставленные истцом, свидетельствующие о том, что на день открытия наследства наследодателю фактически принадлежало право собственности на спорное жилое помещение и земельный участок, однако при жизни наследодатель свое право собственности в установленном законом порядке не оформил, соответственно у суда имеются основания для включения его в наследственную массу.
Поскольку истец ФИО2 после смерти отца ФИО3 является наследником, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО2 и включении в состав наследственного имущества спорного жилого дома и земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования ФИО2 о включении в состав наследственного имущества жилого дома и земельного участка удовлетворить.
Включить в наследственное имущество ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом с кадастровым номером №, площадью 45,5 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, а также земельный участок, площадью 1700 кв. м с кадастровым номером № из состава земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Черниговский районный суд Приморского края.
Судья Ю.В. Бурик