31RS0016-01-2021-000681-05
№ 5-624/2021 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Белгород 01 июня 2021 года
Судья Октябрьского районного суда г. Белгорода Подзолков Ю.И. (г. Белгород ул. Сумская д. 76-а зал. 209),
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Соловьева ФИО12, родившегося ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца пос. Кочетовка гор. Мичуринска Тамбовской области, зарегистрированного по адресу: <адрес> проживающего по адресу: г<адрес>, работающего ИП, ранее не привлекавшего к административной ответственности за совершение административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена Гл. 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
24.01.2021 года в УМВД РФ по г. Белгороду поступил рапорт ОУУП по ОВД УЭБ и ПК УМВД РФ по Белгородской области Жирова О.В., согласно которому 23 01.2021 года в период времени с14 час. 30 мин до 15 час. 00 мин на «Соборной площади» г. Белгорода состоялось несогласованное с органами местного самоуправления общественно-политическое мероприятие в форме митинга.
В ходе проведенных мероприятий установлено, что одним из активных участников являлся Соловьев В.В., который принял участие несанкционированном публичном мероприятии.
В ходе проведенной проверки было установлено, что 19.01.2021 года в администрацию г. Белгорода от Климова М.Е. (координатора штаба А. Навального в г. Белгород) поступило уведомление о проведении на территории г. Белгорода публично-массового мероприятия.
19.01.2021 года Климов М.Е. был уведомлен о невозможности проведения вышеуказанного публично-массового мероприятия, в связи с нарушением сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
23.01.2021 года в 14 час. 00 мин. непосредственно после начала проводимого с нарушением установленного порядка публичного мероприятия (митинга), участвующие в данном мероприятии граждане были предупреждены сотрудником ОВД о несогласовании данного митинга администрацией г. Белгорода и о нарушении установленного порядка проведения публичных мероприятий.
Участники публичного мероприятия (митинга) имели при себе плакаты и иную печатную продукцию, высказывали различные мнения.
В ходе проведения проверки установлено, что одним из участников состоявшегося публичного мероприятия являлся Соловьев В.В., который выступал на митинге и использовал звукоусиливающую аппаратуру, высказывал слова в поддержку проводимого митинга, свое отношение к собравшимся людям, с нарушением установленного п.1 и п. 2 ч. 3 ст. 6 Федерального Закона № 54-фз.
В связи с этим, в действиях Соловьева В.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Соловьев В.В. не явился, извещен надлежащим образом, путем СМС-сообщением, которое ему было доставлено. Сведений об уважительности неявки в адрес суда Соловьевым В.В. не предоставлено.
В связи с этим, неявка Соловьева признана судом не уважительной.
Исследовав материалы дела, выслушав свидетелей ФИО13 обозрев предоставленные видеозаписи проводимого митинга, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной.
На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17).
Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2).
При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о собраниях, митинга, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пункты 1 и 2 части 4 статьи 5).
Частью 1 статьи 6 Закона о собраниях, митинга, шествиях и пикетированиях установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Согласно части 3 указанной статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о собраниях, митинга, шествиях и пикетированиях неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В ходе судебного заседания судом установлено, что Соловьев В.В. принимал участие в проведении несанкционированного митинга - 23.01.2021 года в период с 14-30 до 15-00 часов на Соборной площади г. Белгорода, выступал на митинге и использовал звукоусиливающую аппаратуру, высказывал слова в поддержку проводимого митинга, свое отношение к собравшимся людям, проведение которого не было согласовано с органом исполнительной власти администрации г. Белгорода, несмотря на требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в данном публичном мероприятии.
Как следует из имеющихся объяснений Соловьева В.В. от 24.01.2021 года, он не отрицал своего нахождения в указанное время на месте проведения публичного мероприятия, участия в нем и выступления, и отрицал тот факт, что данное публичное мероприятие не было согласовано администрацией г. Белгорода.
Согласно пункту 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" установлено, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.
Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Таким образом, прихожу к выводу, что данные действия Соловьева В.В. содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 24.01.2021 года (л.д.3-5), рапортом ОУПП по ОВД УЭБиПК УМВД РФ по Белгородской области от 24.01.2021 года с имеющимися фототаблицами (л.д.7-14);
-видеозаписью с проводимого несанкционированного публичного мероприятия от 23.01.2021 года (л.д.15);
-рапортом ОУПП по ОВД ЦПЭ УМВД РФ по Белгородской области Балахонова М.А от 21.01.2021 года;
-уведомлением руководителя Управления безопасности администрации г. Белгорода от 19.01.2021 года в адрес начальника УМВД РФ по Белгородской области об обеспечения присутствия сотрудников УМВД РФ по г. Белгороду в местах проведения несанкционированных публичных мероприятиях (л.д.20-21);
-обращением Климова в адрес администрации г. Белгорода о проведении публичного мероприятия от 19.01.2021 года (л.д.23);
-уведомлением администрации г. Белгорода от 19.01.2021 года об отказе в согласовании митинга (л.д.22);
-свидетельскими показаниями ФИО14. от 21.01.2021 года (л.д.26-28).
Как установлено судом, сотрудники администрации г. Белгорода перед началом проведения данного публичного мероприятия в парке им. Ленина и на Соборной площади д. 4 г. Белгорода предупреждали собравшихся о незаконности проведения публичного мероприятия.
Данное обстоятельство нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Так, свидетель Бахарев В.А. суду пояснил, что перед началом проведения данного публичного мероприятия в парке им. Ленина и на Соборной площади д. 4 совместно с начальником Управления безопасности администрации г. Белгорода Чиж В.Н., они лично предупреждали собравшихся о незаконности проведения публичного мероприятия.
Указанный факт нашел свое подтверждение и при обозрении имеющейся видеозаписи с проводимого публичного мероприятия от 23.01.2021 года, согласно которой сотрудники администрации г. Белгорода предупреждают собравшихся о том, что данное публичное мероприятие не санкционировано,
Свидетель Каменев М.А. суду пояснил, что он, как сотрудник полиции, присутствовал на данном несанкционированном публичном мероприятии, с целью соблюдения общественного порядка, видел как сотрудники администрации г. Белгорода предупреждали участников несанкционированного митинга о незаконности проводимого публичного мероприятия.
У судьи нет оснований сомневаться в достоверности данных свидетелями – очевидцами совершения Соловьевым В.В. указанного административного правонарушения, объяснениям, у которых была отобрана подписка о разъяснении им прав и обязанностей, предусмотренных ст.25.6 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, а так же предупреждённых за дачу заведомо ложных показаний по ст.17.9 КоАП РФ.
Какой-либо заинтересованности сотрудников полиции в исходе дела также не установлено, в связи с чем, не доверять сведениям сообщённым сотрудниками полиции в рапортах у судьи основания отсутствуют.
Кроме того, согласно сайту социальной сети «Вконтакте» по адресу «https://vk.com/teamnavalny_blq» 19.01.2021 года был размещен отказ администрации г. Белгорода в согласовании проведения публичного мероприятия, что свидетельствует об обязательном выполнении Климовым требований п. 4 ч. 12 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, в части обязательного информирования граждан об отказе от проведения публичного мероприятия.
Таким образом, прихожу к выводу, что данные действия Соловьева В.В. содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Исследованные доказательства отвечают требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, они являются относимыми и допустимыми, а их совокупность достаточной для доказанности вины Соловьева В.В. в совершении административного правонарушения.
Факт проведения несанкционированного публичного мероприятия (митинга) доказан материалами дела об административной ответственности.
Как следует из материалов дела, факт присутствия на данном публичном мероприятии Соловьев В.В. не отрицал.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия.
Согласно позиции Европейского Суда по правам человека уведомительный (и даже разрешительный) порядок организации публичного мероприятия обычно не посягает на существо права на свободу собраний и не является несовместимым со статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; он не только позволяет примирить это право, в частности, с правом на свободное передвижение и законными интересами других лиц, но и служит предотвращению беспорядков и преступлений, а также дает возможность властям принять разумные и целесообразные меры для обеспечения надлежащего проведения любого собрания, митинга или иного мероприятия политического, культурного и иного характера; при этом Европейский Суд по правам человека полагает, что перед ним не стоит задача стандартизации существующих в Европе систем, к числу которых относится и российский порядок, определяемый как уведомление и согласование (постановления от 5 декабря 2006 года по делу "Оя Атаман (Oya Ataman) против Турции", от 18 декабря 2007 года по делу "Нуреттин Альдемир (Nurettin Aldemir) и другие против Турции", от 7 октября 2008 года по делу "Мольнар (Molnar) против Венгрии" и от 10 июля 2012 года по делу "Берладир и другие против России").
Как установлено судом и предоставленными доказательствами подтверждено, что Соловьев В.В. принимал участие в указанном несанкционированном публичном мероприятии, был предупрежден сотрудниками полиции о необходимости прекращения данного публичного мероприятия, что составляет объективную сторону, правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Таким образом, действия Соловьева В.В., квалифицирую по ст.20.2 ч.5 КоАП РФ – нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Административное правонарушение совершено умышленно. Зная, об отсутствия согласования с органами местного самоуправления, Соловьев В.В. принял участие в проведении несанкционированного митинга - 23.01.2021 года в период с 14-30 до 15-00 часов на Соборной площади г. Белгорода, с нарушением установленных требований, согласно Федерального Закона № 54-фз, несмотря на требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в данном публичном мероприятии.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность привлекаемого, судом не установлено.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность привлекаемого, судом не установлено.
С учетом характера совершенного Соловьевым В.В. административного правонарушения, свидетельствующего о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области общественной безопасности, его пренебрежении интересами общества, учитывая, что организация несанкционированного публичного мероприятия может привести к наступлению серьезных негативных последствий, в том числе к заражению большого количества граждан коронавирусной инфекцией и её распространению, нарушению социальной дистанции, в период режима повышенной готовности, введенного на территории Белгородской области (постановление № 58 от 08.05.2020 года), личности привлекаемого, который трудоустроен, является индивидуальным предпринимателем, его доход составляет от 40000 до 80000 рублей, что свидетельствует о возможном назначении наказания в виде административного штрафа.
По мнению суда, административное наказание должно основываться на данных, подтверждающих необходимость применения той меры государственного принуждения, которая с наибольшем эффектом достигла бы целей административного наказания, а также её соразмерность в качестве единственного возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В рассматриваемом случае цели административного наказания могут быть достигнуты путем назначения Соловьеву В.В. наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренной санкцией.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ,
постановил:
Признать Соловьева ФИО15 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 ч.5 КоАП РФ, и назначить ему по этой статье наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
<данные изъяты>
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения сроков отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, лицо, не уплатившее административный штраф, может быть привлечено к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ, предусматривающий назначение наказания в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административного ареста на срок до пятнадцати суток.
Постановление может быть обжаловано путем подачи жалобы в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ю.И. Подзолков