Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-69/2023 (2-1507/2022;) ~ М-1211/2022 от 08.09.2022

Дело №2-69/2023

УИД75RS0003-01-2022-003019-65

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 июня 2023 года                                                                              г. Чита

Железнодорожный районный суд города Читы в составе

Председательствующего судьи Лытневой Ж.Н.,

При секретаре Степаненко И.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Константинова Сергея Николаевича к администрации городского округа «Город Чита», Межведомственной комиссии администрации городского округа «Город Чита», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Правительству Забайкальского края об установлении юридического факта аварийного технического состояния многоквартирного дома, возложении обязанности; третьего лица, заявляющего самостоятельные исковые требования Великановой Анастасии Александровны к администрации городского округа «Город Чита», Межведомственной комиссии администрации городского округа «Город Чита», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Правительству Забайкальского края об установлении юридического факта аварийного технического состояния многоквартирного дома, возложении обязанности,

установил:

Истец Константинов С.Н. обратился в суд с иском к администрации Городского округа «Город Чита», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта, Правительству Забайкальского края. В обоснование своих требований ссылался на то, что заключением межведомственной комиссии администрации городского округа «Город Чита» от 22 декабря 2016 года № 138 жилой дом по адресу: ... ... признан аварийным и подлежащим реконструкции. Данное заключение утверждено распоряжением администрации городского округа город Чита» № 49-р от 19 января 2017 г. Вместе с тем, администрацией городского округа «Город Чита» в нарушение требований пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 № 47, решение о дальнейшем использовании помещений и сроках отселения физических и юридических лиц не принималось. В связи с непринятием решения о дальнейшем использовании указанного многоквартирного жилого дома, о сроках отселения физических лиц, прокуратурой Железнодорожного района г. Читы 27 февраля 2017 г. в адрес администрации городского округа «Город Чита» внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства и принятии мер к устранению выявленных нарушений. Представление прокурором рассмотрено и удовлетворено, Распоряжением администрации городского округа «Город Чита» от 20 марта 2016 г. № 299-р «О дальнейшем использовании признанного аварийным и подлежащим реконструкции много квартирного ... в г. Чита» установлена организация мероприятий по реконструкции указанного жилого дома в срок до 01 января 2025 г., с предоставлением в случае необходимости жильцам данного дома на время реконструкции других жилых помещений. В дальнейшем, 24 апреля 2017 г. на Распоряжение администрации городского округа «Город Чита» от 20 марта 2016 г. № 299-р прокуратурой района был принесен протест ввиду неразумности установленного срока в силу его длительности. 25 октября 2017 г. Центральным районным судом г. Читы принято решение об удовлетворении требований прокурора района, распоряжение в части установленного срока признано незаконным, установлен новый срок до 01 сентября 2019 г. Во исполнение решения суда от 05 апреля 2018 г. в Распоряжение № 299-р внесены соответствующие изменения с установлением срока для реконструкции дома и в случае необходимости временного расселения жильцов до 01 января 2019 г. по состоянию на 02 сентября 2022 г. вышеуказанное решение суда администрацией не исполнено. В ходе проводимой прокуратурой района проверки установлено, что 13 сентября 2018 г. в адрес собственников жилых помещений направлено требование о реконструкции аварийного многоквартирного ... в ... в срок до 15 октября 2018 г. при этом, при наличии в указанном доме муниципальных жилых помещений меры к участию в реконструкции жилого дома органом местного самоуправления не приняты. Кроме того, несмотря на истечение срока требования реконструкции указанного жилого дома, органом местного самоуправления в адрес собственников жилых помещений вышеуказанного жилого дома уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, для государственных ил муниципальных нужд, не изымался, проект соглашения об изъятии недвижимости не направлен, размер возмещения за изымаемые жилые помещения, сроки и другие условия не определены. Таким образом, администрацией городского округа «Город Чита» допущено длительное бездействие, последствием которого явилось нарушение жилищных прав граждан, проживающих в жилом ... в .... Кроме того, указанный жилой дом признан аварийным на основании Заключения межведомственной комиссии от 22 декабря 2016 г. № 138. Указанное заключение вынесено на основании выводов строительно-технической экспертизы конструкций жилого дома, из выводов которой следует, что фактически несущие конструкции жилого дома находятся в аварийном состоянии и как следствие, проживание в указанном доме несет реальную угрозу для жизни и здоровья собственников помещений в указанном доме. Учитывая ограниченность муниципального бюджета, чьи жилые помещения также расположены в аварийном жилом доме, а также небольшой доход граждан, проживающих в указанном доме, в большинстве своем являющихся малоимущими пенсионерами, осуществить реконструкцию вышеуказанного жилого дома фактически не представляется возможным. В то время как дальнейшее проживание в аварийном доме может повлечь обрушение последнего и приведет к возникновению чрезвычайной ситуации. Таким образом, истец считает, что дом подлежало признать аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, в региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 11 апреля 2019 года № 124, включены жилые дома, признанные аварийными до 01 января 2017 года. Поскольку ... в г. Чите был признан таковым позднее, последний не подлежит включению в вышеуказанную программу. Волокита, допущенная администрацией городского округа «Город Чита» повлекла несвоевременное вынесения Распоряжения № 49-р от 19 января 2017 г. и указанный жилой дом не был включен в адресную региональную программу. Названное бездействие органов местного самоуправления, допущенная последним волокита повлекла за собой нарушение прав жителей многоквартирного дома на включение в региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. Между тем, длительное проживание в аварийном доме, который фактически подлежит сносу, представляет угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем лиц, а также иных лиц, находящихся и рядом с ним. Аварийный дом в любой момент может обрушиться, в связи с чем, нарушения жилищного законодательства подлежат устранению в кратчайшие сроки. На основании изложенного истец просил: установить юридический факт аварийного технического состояния многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., по состоянию на 22 декабря 2016 г.; обязать администрацию городского округа «Город Чита» признать дом по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу до 01 января 2017 г., направить в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края документы для рассмотрения вопроса о включении жилого дома, расположенного по адресу: ... «б» в Региональную программу переселения граждан из аварийного жилого фонда на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением Правительства Забайкальского края от 11 апреля 2019 № 124; обязать Правительство Забайкальского края включить дом, расположенный по адресу: ... «б» в Региональную программу переселения граждан из аварийного жилого фонда на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением Правительства Забайкальского края от 11 апреля 2019 № 124.

Протокольным определением от 07 ноября 2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», Комитет градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита», Межведомственная комиссия администрации городского округа «Город Чита».

Протокольным определением от 06 декабря 2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Гаврилова А.И., Терехова О.С., Ершова Т.В., Ершов А.Б., Мухтарова Е.И., Цветков П.А., Молочников Л.М., Смирнов А.А., Смирнов Б.А., Смирнов А.Б., Великанова А.А., Лефортовская Д.В., Березин А.В., Березина С.Г., Деревянко Д.В., Власов А.В., ООО «Кредитный дом».

Протокольным определением от 19 января 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО УК «Ингода».

Протокольным определением от 03 марта 2023 г. судом принят к производству иск третьего лица Великановой А.А., которая привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные исковые требования на предмет спора.

Протокольным определением от 17 апреля 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» и Государственная корпорация «Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства». Межведомственная комиссия администрации городского округа «Город Чита» из числа третьих лиц исключена и привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

Великанова А.А., обращаясь в суд с самостоятельным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела в порядке ст. 39 ГПК РФ, указала, что заключением межведомственной комиссии администрации городского округа «Город Чита» от 22 декабря 2016 года № 138 жилой дом по адресу: ... «б» признан аварийным и подлежащим реконструкции. Данное заключение утверждено распоряжением администрации городского округа город Чита» № 49-р от 19 января 2017 г. Вместе с тем, администрацией городского округа «Город Чита» в нарушение требований пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 № 47, решение о дальнейшем использовании помещений и сроках отселения физических и юридических лиц не принималось. В связи с непринятием решения о дальнейшем использовании указанного многоквартирного жилого дома, о сроках отселения физических лиц, прокуратурой Железнодорожного района г. Читы 27 февраля 2017 г. в адрес администрации городского округа «Город Чита» внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства и принятии мер к устранению выявленных нарушений. Представление прокурором рассмотрено и удовлетворено, Распоряжением администрации городского округа «Город Чита» от 20 марта 2016 г. № 299-р «О дальнейшем использовании признанного аварийным и подлежащим реконструкции много квартирного ... в г. Чита» установлена организация мероприятий по реконструкции указанного жилого дома в срок до 01 января 2025 г., с предоставлением в случае необходимости жильцам данного дома на время реконструкции других жилых помещений. В дальнейшем, 24 апреля 2017 г. на Распоряжение администрации городского округа «Город Чита» от 20 марта 2016 г. № 299-р прокуратурой района был принесен протест ввиду неразумности установленного срока в силу его длительности. 25 октября 2017 г. Центральным районным судом г. Читы принято решение об удовлетворении требований прокурора района, распоряжение в части установленного срока признано незаконным, установлен новый срок до 01 сентября 2019 г. Во исполнение решения суда от 05 апреля 2018 г. в Распоряжение № 299-р внесены соответствующие изменения с установлением срока для реконструкции дома и в случае необходимости временного расселения жильцов до 01 января 2019 г. по состоянию на 02 сентября 2022 г. вышеуказанное решение суда администрацией не исполнено. В ходе проводимой прокуратурой района проверки установлено, что 13 сентября 2018 г. в адрес собственников жилых помещений направлено требование о реконструкции аварийного многоквартирного ... в г. Чите в срок до 15 октября 2018 г. при этом, при наличии в указанном доме муниципальных жилых помещений меры к участию в реконструкции жилого дома органом местного самоуправления не приняты. Кроме того, несмотря на истечение срока требования реконструкции указанного жилого дома, органом местного самоуправления в адрес собственников жилых помещений вышеуказанного жилого дома уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, для государственных ил муниципальных нужд, не изымался, проект соглашения об изъятии недвижимости не направлен, размер возмещения за изымаемые жилые помещения, сроки и другие условия не определены. Таким образом, администрацией городского округа «Город Чита» допущено длительное бездействие, последствием которого явилось нарушение жилищных прав граждан, проживающих в жилом ... в г. Чите. Кроме того, межведомственной комиссией 11 августа 2016 г. по заключению № 92 было принято решение снова включить дом в программу капительного ремонта. Указанное решение было утверждено распоряжением администрации городского округа «Город Чита» № 1267-р от 29 августа 2016 г. Необходимо отметить, что жилой дом по адресу: ... «б» был исключен из программы Фонда капитального ремонта. Данное решение было принято без обследования, без учета фактического состояния жилого дома. При этом, в распоряжении администрации имелись документы об аварийном состоянии дома еще с 1970-х г.г., когда дом находился на балансе Управления Забайкальской железной дороги. Жилой дом был неоднократно обследован Государственной жилищной инспекцией с 2009 года, по результатам обследований выданы акты о непригодности многоквартирного дома и соответственно каждого жилого помещения к проживанию. По инициативе жильцов проведена экспертиза, по результатам обследования технического состояния строительных конструкций жилого ... в ... было составлено экспертное заключение № 119/16 от 19 ноября 2016 г и на основании этого экспертного заключения было вынесено решение об аварийном состоянии дома, подлежащим реконструкции. Вместе с тем, экспертное заключение содержит выводы о том, что дальнейшая эксплуатация здания возможна при проведении мероприятий по усилению грунтов и основания фундаментов и реконструкции несущих стен, экономическая целесообразность проведения должна определяться проектом по реконструкции и усилению. Указанный жилой дом признан аварийным на основании Заключения межведомственной комиссии от 22 декабря 2016 г. № 138. Указанное заключение вынесено на основании выводов строительно-технической экспертизы конструкций жилого дома, из выводов которой следует, что фактически несущие конструкции жилого дома находятся в аварийном состоянии и как следствие, проживание в указанном доме несет реальную угрозу для жизни и здоровья собственников помещений в указанном доме. Учитывая ограниченность муниципального бюджета, чьи жилые помещения также расположены в аварийном жилом доме, а также небольшой доход граждан, проживающих в указанном доме, в большинстве своем являющихся малоимущими пенсионерами, осуществить реконструкцию вышеуказанного жилого дома фактически не представляется возможным. В то время как дальнейшее проживание в аварийном доме может повлечь обрушение последнего и приведет к возникновению чрезвычайной ситуации. Таким образом, истец считает, что дом подлежало признать аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, в региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 11 апреля 2019 года № 124, включены жилые дома, признанные аварийными до 31 января 2016 г. Поскольку ... в г. Чите был признан таковым позднее, последний не подлежит включению в вышеуказанную программу. Волокита, допущенная администрацией городского округа «Город Чита» повлекла несвоевременное вынесения Распоряжения № 49-р от 19 января 2017 г. и указанный жилой дом не был включен в адресную региональную программу. Названное бездействие органов местного самоуправления, допущенная последним волокита повлекла за собой нарушение прав жителей многоквартирного дома на включение в региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. Длительное время дом находится в аварийном состоянии, ни разу не проводился капитальный ремонт, деревянные перекрытия, системы водоснабжения и отопительная система со времен постройки здания не менялись, деревянные опоры перекрытия кровли также сгнившие, подвержены биологическим и физическим разрушениям. Экспертиза и комиссии проводились только визуальным осмотром снаружи здания. Между тем, несвоевременное принятие мер к признанию дома аварийным в установленном законом порядке повлекло за собой невозможность включения аварийного дома в региональную программу. На основании изложенного Великанова А.А. просила: установить юридический факт аварийного технического состояния многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., по состоянию на 11 августа 2016 г.; обязать администрацию городского округа «Город Чита» признать дом по адресу: ... «б» аварийным и подлежащим сносу до 01 января 2017 г. соответствующим нормативно-правовым актом, направить в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края документы для рассмотрения вопроса о включении жилого дома, расположенного по адресу: ... «б» в Региональную программу переселения граждан из аварийного жилого фонда на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением Правительства Забайкальского края от 11 апреля 2019 № 124; обязать Правительство Забайкальского края включить дом, расположенный по адресу: ... «б» в Региональную программу переселения граждан из аварийного жилого фонда на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением Правительства Забайкальского края от 11 апреля 2019 № 124 на основании Распоряжения администрации № 593-р от 10 апреля 2023 г., совершить действия по расселению собственников жилых помещений № ... в порядке, установленном ч. 1-2, 5-7 ст. 31, ч. 1-2, 5-10 Жилищного кодекса Российской Федерации; обязать администрацию городского округа «Город Чита» организовать мониторинг деформаций дома по адресу: ... с момента принятия судебного решения, на основании ГОСТа 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния (мониторинг деформаций зданий и сооружений, попадающих в зону влияния строительства и природно-техногенных воздействий); обязать администрацию городского округа «Город Чита» обеспечить безопасность населения в условиях угрозы чрезвычайной ситуации на основании Федерального Закона № 68 ст. 7,11,13,18 п. 1, ст. 28 (в ред. от 04.11.2022) «О защите населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Протокольным определением судом принят иск Великановой А.А. в части возложения на Правительство Забайкальского края включить дом, расположенный по адресу: ... «б» в Региональную программу переселения граждан из аварийного жилого фонда на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением Правительства Забайкальского края от 11 апреля 2019 № 124 на основании Распоряжения администрации № 593-р от 10 апреля 2023 г., совершить действия по расселению собственника жилого помещения № 13.

Определением суда от 21 июня 2023 г. требования Великановой А.А. в части возложения обязанности на администрацию городского округа «Город Чита» обеспечить безопасность населения в условиях угрозы чрезвычайной ситуации на основании Федерального Закона № 68 ст. 7,11,13,18 п. 1, ст. 28 (в ред. от 04.11.2022) «О защите населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» оставлены без рассмотрения.

Ответчики администрация городского округа «Город Чита», Межведомственная комиссии администрации городского округа «Город Чита», Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайства об отложении дела не заявили. Ранее опрошенные представители администрации городского округа «Город Чита» Солдатов С.Б., Шабухин А.В., представитель Межведомственной комиссии администрации городского округа «Город Чита и Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» Шабанова Н.И. исковые требования не признали. Представитель Правительство Забайкальского края и Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края Лыткина А.С. направила письменные возражения на иск.

Третье лицо, заявляющее самостоятельные исковые требования – Великанова А.А., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайства об отложении дела не заявила.

Третьи лица Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», Комитет градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита», ООО УК «Ингода», Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» и Государственная корпорация «Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайства об отложении дела не заявили. Представитель Комитета градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» Стромилова Е.С. просила рассмотреть дело в её отсутствие, ранее опрошенная возражала против удовлетворения исковых требований. Ранее опрошенная представитель ООО УК «Ингода» полагала возможным удовлетворение заявленных требований.

Третьи лица Гаврилова А.И., Терехова О.С., Ершов А.Б., Мухтарова Е.И., Цветков П.А., Молочников Л.М., Смирнов А.А., Смирнов Б.А., Смирнов А.Б., Великанова А.А., Лефортовская Д.В., Березин А.В., Березина С.Г., Деревянко Д.В., Власов А.В., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайства об отложении дела не заявили. Ранее опрошенный Власов А.В. и его представитель Власова И.В. возражали против удовлетворения заявленных требований. Ранее опрошенный Цветков П.А. просил об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании истец Константинов С.Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель третьего лица ООО «Кредитный дом» Совпель К.Ю. и третье лицо Ершова Т.В. подержали заявленные исковые требования.

    Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» и Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Правительством Забайкальского края утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы (от 11 апреля 2019 № 124).

    В соответствии с пунктами 3,6 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями; организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

    Согласно пунктам 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее - государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищный контроль.

    К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно части 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Согласно абзацу 4 указанного пункта орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Согласно пункту 42 Положения от 28 января 2006 года № 47 комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно подпункту «г» пункта 45 Положения от 28 января 2006 года № 47 в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявитель предоставляет в комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

Пунктом 44 Положения от 28 января 2006 года № 47 предусмотрено, что решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводившей обследование.

По результатам работы комиссия принимает одно из решений, указанных в пункте 47 Положения от 28 января 2006 года № 47:

заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом по адресу: ... состоит из 14-ти жилых помещений и 2-х нежилых помещений, из которых – 2 жилых помещения находятся в собственности городского округа «...», а остальные помещения в собственности граждан и юридического лица.

    Заключением межведомственной комиссии администрации городского округа «Город Чита» от 22 декабря 2016 г. № 138 указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. Данное заключение утверждено распоряжением руководителя администрации городского округа «Город Чита» от 19 января 2017 г. № 49-р.

    По общему правилу, жилищные права собственников жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

    Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равноценного жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с нарушением положений статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – программа переселения) должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - аварийные дома).

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона программа переселения утверждается высшим исполнительным органом власти субъекта Федерации.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 19 Федерального закона высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) подает в Фонд заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. В случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, к заявке прилагается, среди прочих документов, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона.

Поскольку решение органа местного самоуправления о признании многоквартирного жилого дома по адресу: ... принято после 01 января 2017 года, в региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года, утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 11 апреля 2019 № 124, указанный дом не включен, что явилось основанием для обращения Константинова С.Н. и Великановой А.А. с указанными исками.

В частности, Константинов С.Н. просит установить юридический факт аварийного технического состояния многоквартирного дома по состоянию на 22 декабря 2016 г., а Великанова А.А. – по состоянию на 11 августа 2016 г.

Согласно ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 264, ст. 265 и 267 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций; суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов; в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить этот факт в судебном порядке, а именно зависят ли от установления данного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность восстановления утраченных документов.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, факт аварийности технического состояния многоквартирного жилого дома по адресу: ... на даты, указанные Константиновым С.Н. и Великановой А.А. никем из сторон не оспаривается, подтвержден материалами дела.

Так, в материалах дела имеется заключение межведомственной комиссии администрации городского округа «Город Чита» от 22 декабря 2016 г. № 138, согласно которому установлен факт аварийности многоквартирного жилого дома по адресу: ....

В ходе рассмотрения дела сам истец Константинов С.Н. указывал на то, что факт аварийности дома установлен.

Согласно Выписки из реестра аварийных домов, многоквартирный жилой дом по адресу: ... включен в реестр аварийных 14.12.2018 г.

Из пояснений истца Константинова С.Н. и третьего лица Великановой А.А. следует, что установление юридического факта о признании дома аварийным до 01 января 2017 г. заявлено с целью включения дом в адресную программу по переселению на 2019-2025 г. Вместе с тем, датой признания дома аварийным (на момент возникновения спорных правоотношений) является дата принятия решения органом исполнительной власти субъекта. Фактически истец, 3-е лицо оспаривают дату принятия распоряжения об утверждении межведомственной комиссии, что исключает возможность установления юридического факта. Кроме того, признание дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, вместе с тем, дом подлежащим сносу не признавался, истец просит в обход установленного порядка признать дом авариным и подлежащим сносу, что не входит к компетенцию суда.

Таким образом, установление указанного юридического факта не повлечет никаких правовых последствий для истца Константинова С.Н. и третьего лица Великановой А.А., поскольку указанные вопросы разрешаются в ином порядке.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований Константинова С.Н. и Великановой А.А. в данной части.

Требования Константинова С.Н. о признании многоквартирного жилого дома по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу удовлетворению также не подлежат, поскольку, как указано выше, вопросы признания многоквартирных домов аварийными отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, однако такого решения суду не представлено. Как установлено материалами дела, указанный жилой дом был признан аварийным и подлежащим реконструкции, подлежащим сносу данный жилой дом не признавался, решение межведомственной комиссии о признании жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции Константиновым С.Н. в установленном законом порядке не оспаривалось.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 г.) разъяснено, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду.

Таким образом, требования истца Константинова С.Н. о признании многоквартирного жилого дома по адресу: ... не основаны на законе.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела Распоряжением администрации городского округа «Город Чита» от 10 апреля 2023 г. № 593-р «О внесении изменений в распоряжение администрации городского округа «Город Чита» от 19.01.2017 г. № 49-р «Об утверждении решений межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые и согласовании переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных жилых домах на территории городского округа «Город Чита», признанию жилых помещений жилищного фонда городского округа непригодными для проживания, многоквартирного дома авариным и подлежащим сносу или реконструкции», в распоряжение администрации городского округа «Город Чита» от 19.01.2017 г. № 4-9-р внесены изменения, пункт 4 изложен в следующей     редакции:

«4. Утвердить решение межведомственной комиссии от 22.12.2016 г.                      № 138 о выявлении основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции следующему адресу: ... и признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим реконструкции с 31 декабря 2016 года».

Указанное Распоряжение комитетом градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» в рамках своих полномочий направлено в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края для внесения изменений в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 1 апреля 2019 года № 124, что подтверждается информацией, полученной судом 13 апреля 2023 г. от комитета градостроительной политики, а также сопроводительным письмом от 12 апреля 2023 г., ответом Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края на обращение и.о. руководителя администрации городского округа «Город Чита» от 26 апреля 2023 г. за № 20-3852.

Аналогичный отзыв также поступил от администрации городского округа «Город Чита».

Таким образом, требования истца Константинова С.Н. и третьего лица Великановой А.А. о признании дома аварийным до 1 января 2017 г. и возложении обязанности на администрацию городского округа «Город Чита» обязанности направить в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края документы для внесения изменений в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы администрацией городского округа «Город Чита» удовлетворены в добровольном порядке, в связи с чем суд полагает, что в удовлетворении иска в данной части надлежит отказать.

Согласно ответу Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края на запрос суда от 28 апреля 2023 г. за № 20-3930, в связи с внесением изменений (распоряжением администрации городского округа «Город Чита» от 10 апреля 2023 г. № 593-р) в распоряжение администрации городского округа «Город Чита» от 19 января 2017 года № 49-р в части корректировки даты признания многоквартирного дома аварийным будут внесены изменения в Региональную программу, предусматривающие включение аварийного дома, расположенного по адресу: .... На момент формирования Региональной программы в 2019 году, включались дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года. Внесение изменений в части включения аварийных домов, уточнения расселяемому площади, численности переселяемых граждан, осуществляется не чаще, чем раз в 5 месяцев, в связи с длительной процедурой согласования.

Таким образом, требование истца Константинова С.Н. и третьего лица Великановой А.А. к Правительству Забайкальского края о возложении обязанности по включению вышеуказанного дома в региональную программу переселения заявлены преждевременно и не подлежат удовлетворению.

    Что касается требований третьего лица Великановой А.А. о возложении на Правительство Забайкальского края обязанности совершения действий по расселению в порядке, установленном ч. 1-2, 5-7 ст. 31, ч. 1-2, 5-10 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

    Обосновывая свои требования Великанова А.А. ссылалась на то, что решение о сроках расселения и дальнейшего использования помещения администрацией городского округа «Город Чита» не принималось.

Вместе с тем, указанный довод суд находит надуманным и не соответствующим действительности, поскольку согласно вступившему в законную силу решению Центрального районного суда г. Читы от 25 октября 2017 г. по иску прокурора Железнодорожного района г. Читы в интересах Ершовой Татьяны Валентиновны, Константинова Сергея Николаевича к администрации городского округа «Город Чита» о признании бездействия незаконным, признании распоряжения от 20.03.2016 года № 299-р незаконным в части, понуждении к действиям, с учетом определения о разъяснении решения суда от 25 октября 2018 г. и определения об исправлении описки от 28 апреля 2018 г., установлен срок расселения граждан, проживающих в аварийном доме, расположенном по адресу: г. Чита, ул. Набережная, д. 66 «б» не позднее 01.01.2019г., разъяснено, что переселение жильцов дома должно производиться на период реконструкции на временное проживание до окончания реконструкции жилого дома, вынесено распоряжение от 05 апреля 2018 г.                № 425-р, исполнительное производство № 1363/1975031-ИП окончено фактическим исполнением. Более того, в ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что жильцы многоквартирного жилого дома по адресу: г. Чита, ул. Набережная, д. 66 «б» от переселения на период реконструкции жилого дома отказались.

    Великанова А.А. в обоснование иска ссылается на п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако требований об изъятии жилого помещение путем выкупа не заявлено.

Вопреки доводам иска Великановой А.А., экспертное заключение № 119/16 от 19 ноября 2016 г., не содержит выводов о том, что техническое состояние дома и проживание в указанном доме несет реальную угрозу для жизни и здоровья собственников жилого помещения.    Представленные Великановой А.А. иные документы свидетельствуют о необходимости проведения капитального ремонта.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

В соответствии с абз. 1, 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определены ключевые понятия аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, наличие которых могут образовать чрезвычайную ситуацию.

Так, согласно статье 2 указанного Федерального закона авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде; техногенные воздействия - опасные воздействия, являющиеся следствием аварий в зданиях, сооружениях или на транспорте, пожаров, взрывов или высвобождения различных видов энергии, а также воздействия, являющиеся следствием строительной деятельности на прилегающей территории.

Статьей 2 указанного Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

Органы местного самоуправления самостоятельно: принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

Предусмотренный адресной программой Забайкальского края срок расселения дома, в котором находится жилое помещение, принадлежащее Великановой А.А., ограничен 2025 г., режим повышенной готовности и установления местного уровня реагирования по защите населения и территории от чрезвычайной ситуации в связи с существенной угрозой обрушения строительных конструкций многоквартирного по адресу: ... не вводился. Обстоятельств, свидетельствующих о необходимости незамедлительного решения вопроса о переселении Великановой А.А. в другое жилое помещение в связи с опасностью для её жизни и здоровья с учетом состояния дома, в ходе рассмотрения дела не установлено, таких доказательств Великановой А.А. не представлено.

При таких обстоятельствах требования Великановой А.А. о возложении обязанности на Правительство Забайкальского края по расселению в порядке, установленном ч. 1-2, 5-7 ст. 31, ч. 1-2, 5-10 Жилищного кодекса Российской Федерации, удовлетворению не подлежат.

    Требования Великановой А.А. о возложении на администрацию городского округа «Город Чита» обязанности организовать мониторинг деформаций дома не основаны на законе.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество дома, в соответствии с требованиями законодательства РФ, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан.

В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпунктах "д(1)" и "л" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Согласно пункту 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).

В силу пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Согласно Раздела II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, управляющая организация должна осуществлять техническое обслуживание и текущий ремонт жилищного фонда.

В соответствии с п. 2.1.3 вышеуказанного Постановления обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении № 2 к Правилам.

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.

В соответствии с п. 4.2.1.14. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.

Судом установлено, что управление многоквартирным жилым домом по адресу: ... осуществляет управляющая компания ООО УК «Ингода». Следовательно, обязанность по организации мониторинга деформаций дома по адресу: ... должна быть возложена на управляющую компанию. Вместе с тем, требований к управляющей компании Великановой А.А. не предъявлялось, администрация городского округа «Город Чита» по данным требованиям является ненадлежащим ответчиком.

При этом суд обращает внимание на то, что управляющей компанией 01 февраля 2023 г. был составлен Акт о том, что техническое состояние жилого дома характеризуется снижением несущей способности, при которой существует опасность для пребывания людей, таким образом, управляющей компанией фактически проводится мониторинг технического состояния дома.

    При установленных обстоятельствах суд не находит оснований и для удовлетворения требований Великановой А.А. в данной части.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197, 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Константинова Сергея Николаевича ... к администрации городского округа «Город Чита», Межведомственной комиссии администрации городского округа «Город Чита», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Правительству Забайкальского края об установлении юридического факта аварийного технического состояния многоквартирного дома, возложении обязанности; третьего лица, заявляющего самостоятельные исковые требования Великановой Анастасии Александровны ...) к администрации городского округа «Город Чита», Межведомственной комиссии администрации городского округа «Город Чита», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Правительству Забайкальского края об установлении юридического факта аварийного технического состояния многоквартирного дома, возложении обязанности, отказать.

    Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Читы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

                        Судья                                      Лытнева Ж.Н.

Мотивированное решение составлено 04 июля 2023 г.

2-69/2023 (2-1507/2022;) ~ М-1211/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Константинов Сергей Николаевич
Ответчики
Администрация городского округа "Город Чита"
Правительство Забайкальского края
Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края
Соладатов Сергей Борисович
Другие
ООО Кредитный дом"
Ершова Татьяна Валентиновна
Лефортова Дарья Владимировна
Власова Инна Вячеславовна
Ершов Александр Борисович
Деревянко Дмитрий Викторович
Смирнов Александр Борисович
Терехова Ольга Сергеевна
Гаврилова Анна Ивановна
Березина Светлана Геннадьевна
Цветков Павел Альбертович
Мухтарова Елена Ивановна
Государственная корпорация "Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства"
Власов Александр Владимирович
Березин Алексей Владимирович
ООО УК "Игнода"
Смирнов Борис Александрович
Великанова Анастасия Александровна
Молочников Леонид Меметович
Смирнова Александра Александровна
Суд
Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края
Судья
Лытнева Жанна Николаевна
Дело на странице суда
gd--cht.sudrf.ru
08.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.09.2022Передача материалов судье
13.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.11.2022Предварительное судебное заседание
06.12.2022Судебное заседание
19.01.2023Судебное заседание
16.02.2023Судебное заседание
03.03.2023Судебное заседание
17.04.2023Судебное заседание
04.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Судебное заседание
21.06.2023Судебное заседание
04.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2023Дело оформлено
01.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее