Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 14 августа 2024 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Канюшевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 3а-1630/2024 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственность «Континент-С» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л :
административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества по состоянию на 01.01.2021:
- нежилого помещения с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 339, 3 кв.м, равной его рыночной стоимости в размере 16 206 036 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> 7 кв.м, равной его рыночной стоимости в размере 4 127 735 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, 6 кв.м, равной его рыночной стоимости с учетом уточнений в размере 5 627 831 рубль;
- нежилого помещения с кадастровым номером №, по адресу<адрес> площадью 114, 5 кв.м, равной его рыночной стоимости с учетом уточнений в размере 4 957 176 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами: №, №, №, №. Объекты недвижимости включены в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, утвержденный Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233, под пунктами 1286, 1287, 12388, 1289 Приложения № 2. Утвержденная кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2021, ставшая архивной, существенно превышает рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную отчетом об оценки. Данное обстоятельство затрагивает права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, что влечет за собой увеличение размера налога на имущество организаций.
В судебное заседание административный истец, административные ответчики министерство имущественных отношений Самарской области, Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», а также заинтересованные лица ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
В письменном отзыве на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость нежилых помещений, определенная в отчете об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты недвижимости.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:
– помещение с кадастровым номером №, местоположение по адресу: <адрес> площадью 339,3 кв.м, назначение: нежилое, наименование: данные отсутствуют;
– помещение с кадастровым номером №, местоположение по адресу: <адрес> площадью 80, 7 кв.м, назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение 1 этаж: комнаты №№ 1-5, 32;
– помещение с кадастровым номером №, местоположение по адресу: <адрес> площадью 112,6 кв.м, назначение: нежилое, наименование: данные отсутствуют;
– помещение с кадастровым номером №, местоположение по адресу: <адрес> площадью 114,5 кв.м, назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение: комнаты №№ 16-24.
Под пунктами 1286, 1287, 12388, 1289 Приложения № 2 Приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год» включены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами: №, №, №, №.
По сведениям ЕГРН в январе 2022 года на основании приказа министерства имущественных отношений Самарской области № 2451 от 25.11.2021 внесена информация об утверждении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2021 в отношении объектов недвижимого имущества: с кадастровым номером № в размере 18 181 724 рубля 28 коп., с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>., с кадастровым номером № в размере 6 546 907 рублей 45 коп., с кадастровым номером № в размере 6 519 958 рублей 62 коп., дата начала применения 01.01.2022.
Актом ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» № от 07.04.2023 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2021 объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 17 402 788 рублей 61 коп., о чем в ЕГРН внесены сведения 11.04.2023, применением с 22.03.2023.
Актом ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» № № от 13.04.2023 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2021 объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 6 417 435 рублей 45 коп., о чем в ЕГРН внесены сведения 14.04.2023, применением с 28.03.2023.
Кроме того, приказом министерства имущественных отношений Самарской области № от 27.10.2023 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2023 в отношении объектов недвижимого имущества: с кадастровым номером № в размере 23 664 648 рублей 15 коп., с кадастровым номером № в размере 5 789 653 рубля 64 коп., с кадастровым номером № в размере 8 168 558 рублей 10 коп., с кадастровым номером № в размере 7 622 323 рубля 40 коп., дата начала применения 01.01.2024, о чем в ЕГРН внесены сведения 01.01.2024.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Исходя из представленных материалов, оспариваемая кадастровая стоимость рассматриваемых объектов по состоянию на 01.01.2021 является архивной.
Оспариваемой архивной кадастровой стоимостью объектов недвижимого имущества права и законные интересы административного истца затрагиваются, как плательщика налога на имущество. Установление кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налогов.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и 31.05.2024 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 0140-01/23 от 09.01.2024 независимой оценочной компании ООО «Логика» об определении итоговой рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 объектов недвижимого имущества:
- с кадастровым номером № в размере 16 206 036 рублей;
- с кадастровым номером № в размере 4 127 735 рублей;
- с кадастровым номером № в размере 5 627 831 рубль;
- с кадастровым номером № в размере 4 957 176 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости помещения основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, содержащих сведения об иной рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», являясь уполномоченным учреждением по расчету кадастровой оценки, замечаний, нарушений в представленном отчете об оценке не выявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости каждого объекта недвижимого имущества на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости каждого помещения, ставшей архивной, равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 31.05.2024, период применения оспариваемой кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и № с 01.01.2022 по 31.12.2023, объекта недвижимости с кадастровым номером № с 22.03.2023 по 31.12.2023, объекта недвижимости с кадастровым номером № с 28.03.2023 по 31.12.2023, что следует отразить в резолютивной части решения (абзац 2 и 3 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск общества с ограниченной ответственностью «Континент-С» удовлетворить.
Установить архивную кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2021 в отношении объектов недвижимого имущества местоположением по адресу: <адрес>:
– с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 16 206 036 рублей, периодом применения с 22.03.2023 по 31.12.2023,
– с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 4 127 735 рублей, периодом применения с 01.01.2022 по 31.12.2023,
– с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 5 627 831 рубль, периодом применения с 28.03.2023 по 31.12.2023,
– с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 4 957 176 рублей, периодом применения с 01.01.2022 по 31.12.2023.
Датой подачи заявления в суд считать 31.05.2024.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 21.08.2024.
Судья И.А. Щетинкина