№2-41/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
судьи Сухопарова В.И.,
при секретаре судебного заседания Козловой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 5 декабря 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Тарабукина А.А. к администрации сельского поселения «Выльгорт», администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Бурчак А.Н., Филиппову А.В. о возложении обязанности обустроить проезд, организовать освещение и установить указатели с наименованием улиц и номеров домов,
установил:
Тарабукин А.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения «Выльгорт» о возложении обязанности по обустройству проезда <адрес> с. Выльгорт, организации освещения и установке указателей с наименованием улиц и номеров домов. В обоснование заявленных требований указал, что в 2012 году приобрел земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с. Выльгорт, построил на нем жилой дом и проживает в нем совместно со своей семьей. При этом, до настоящего времени ответчиком не установлены указатели с наименованием улиц и номеров домов, также отсутствует уличное освещение и автомобильная дорога, обеспечивающая подъезд экстренных служб к указанному дому.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 25.06.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 28.07.2015 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Бурчак А.Н. и Филиппов А.В..
Истец Тарабукин А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчиков администрации сельского поселения «Выльгорт» Попова В.Н. и администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Кашкар Ю.Н. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились.
Ответчик Филиппов А.В. в судебном заседании с заявленными требованиями согласился.
Ответчик Бурчак А.Н., надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Тарабукин А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с. Выльгорт, Сыктывдинский районный, Республика Коми.
На указанном земельном участке расположен жилой дом.
При этом, как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиками, проезд к земельному участку и дому Тарабукина А.А., равно как уличное освещение и указатели с наименованием улиц и номеров домов на момент рассмотрения дела отсутствуют.
Ссылаясь на отсутствие беспрепятственного доступа к своему дому и земельному участку, Тарабукин А.А. обратился с заявлением в администрацию сельского поселения «Выльгорт» об обеспечении проезда.
Ответ на указанное заявление в адрес Тарабукина А.А. не поступил.
Разрешая заявленные требования о возложении обязанности обустроить проезд к дому истца, суд исходит из следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что установлено в пункте 6 статьи 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Частью 1 статьи 22 этого Федерального закона установлено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Часть 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
В соответствии со ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В силу п.п. 5, 6 ст. 13, ч.ч. 1, 2, 3, ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Полномочия по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечении безопасности дорожного движения на них к вопросам местного значения поселения не относятся.
Данные полномочия в соответствии с положением ст.14 Федерального закона №131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законом Республики Коми от 09.12.2014 №148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» с 01.01.2015 отнесены к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что именно на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» необходимо возложить обязанность по обустройству проезда к дому истца.
Суд находит несостоятельным довод ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о том, что обустройство проездов не относится к дорожной деятельности, и соответственно данная обязанность лежит на сельском поселении.
Постановлением Правительства от 23.10.1993 №1090 « О правилах дорожного движения» установлено, что дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Поскольку истцом заявлены требования об обустройстве проезда с целью обеспечения движения транспортных средств, то проезд в рассматриваемом случае является дорогой.
Как указано выше обеспечение дорожной деятельности относится именно к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом суд приходит к выводу, что именно на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» должна быть возложена соответствующая обязанность.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.
Суд в рассматриваемом случае с учетом характера и вида требуемых к выполнению работ по обустройству проезда <адрес>, с. Выльгорт, Сыктывдинского района, Республики Коми устанавливает срок до 1.09.2017, находя его разумным и достаточным.
Разрешая исковые требования об организации освещения и установке указателей с наименованием улиц и номеров домов, суд исходит из следующего.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится, в частности, организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм.
Аналогичные положения закреплены в пункте 21 статьи 10 и подпункте 2.16 пункта 2 статьи 47 Устава муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», утвержденного решением Совета сельского поселения «Выльгорт» от «27» апреля 2012 № 35/04-01-303, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по РК 01.06.2012, согласно которым к вопросам местного значения сельского поселения «Выльгорт» относится организация освещения улиц и установка указателей с названиями улиц и номерами домов.
В соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" в городах и поселках должно быть искусственное освещение в вечернее и ночное время.
Судом установлено и не отрицается стороной ответчика администрации сельского поселения «Выльгорт», что уличное освещение на промежутке от дома 25 до дома 5б по улице Вавилина, с. Выльгорт не организовано.
При этом, организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также обеспечение безопасности дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Данная обязанность напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и установкой конструкций уличного освещения.
Учитывая изложенное, суд находит заявленные требования о необходимости организации уличного освещения обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.
Суд в рассматриваемом случае с учетом характера и вида требуемых к выполнению работ по организации уличного освещения на улице Вавилина, с. Выльгорт, Сыктывдинского района, Республики Коми, <адрес>, устанавливает срок до 1.09.2017, находя его разумным и достаточным.
Согласно пункту 3.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, указатели наименования улиц размещаются на фасадах жилых зданий домов в соответствии с проектом, утверждаемым городской (районной) архитектурной службой.
Из материалов дела следует, что на фасаде жилого дома Тарабуина А.А. отсутствует соответствующее указание на наименование улицы и нумерацию дома, в связи с чем исковые требования в указанной части также подлежат удовлетворению.
С учетом характера и вида требуемых к выполнению работ по установке указателя с номером дома и наименованием улицы на фасаде жилого дома, суд устанавливает срок до 1.03.2017, находя его разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Тарабукина А.А. удовлетворить.
Возложить на администрацию сельского поселения «Выльгорт» обязанность в срок до 1.09.2017 организовать освещение улицы Вавилина, с. Выльгорт, Сыктывдинского района Республики Коми <адрес>
Возложить на администрацию сельского поселения «Выльгорт» обязанность в срок до 1.03.2017 установить указатель с наименованием улицы и номером дома на доме <адрес>, с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми.
Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность в срок до 1.09.2017 обустроить проезд на улице Вавилина, с. Выльгорт, Сыктывдинского района Республики Коми <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 10.12.2016.
Судья В.И. Сухопаров