Дело №2-701/2021
УИД-05RS0022-01-2021-004902-90
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кизилюрт 23 сентября 2021 года
Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего - судьи Абдулаева М.М., при секретаре Идрисовой П.М., с участием: представителя истца Магдиевой К.С. – Алиевой П.А. (Дубуховой П.А.), действующей на основании доверенности от 20.04.2021 года, представителя ответчика ГУ ОПФ РФ по РД - Аршаева М.А., действующего на основании доверенности №101 от 03.02.2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МагдиевойКапиратСайгитнуровнык ГУ ОПФР по РД о признании незаконным решение об отказе досрочной страховой пенсии и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Магдиева К.С. обратилась через своего представителя по доверенности Дубуховой П.А. в Кизилюртовский городской суд РД с иском к ГУ ОПФР по РД о признании незаконным решение об отказе о назначении ей досрочной страховой пенсии и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование своих требований истец указала, что с 02.05.2006 г. работала в должности уборщицы в Кизилюртовском межрайонном противотуберкулезном диспансере, а с 01.09.2006г. по настоящее время в должности санитарки (специальный стаж по позиции 22600000 а, раздела XXIV, списка №2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10). Однако, стаж работы с 2006г. по 2012 гг. не включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с тем, что в этот период времени в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют коды особых условий труда. Истец обратилась в Управление ОПФР по РД в г.Кизилюрт и Кизилюртовском районе за назначением ей досрочной пенсии. 10.03.2021г. истец получила ответ со ссылкой на то, что на момент ее обращения в ОПФР стаж работы с особыми условиями труда составляет 8 лет, 8 месяцев, 1 день (при необходимом стаже для досрочного назначения пенсии 10 лет). Не согласившись с отказом в назначении досрочной пенсии, она обратилась к руководству ГБУ РД Кизилюртовской центральной городской больницы за разъяснениями, по какой причине ей не выставлялись коды, дающее право на досрочную пенсию. Ответа ни от руководства ГБУ РД Кизилюртовской центральной городской больницы, ни от ОПФР она не смогла получить. Отказ ГУ ОПФР по РД в г. Кизилюрт и Кизилюртовском в назначении истцу, досрочной пенсии она считает незаконным
В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержала требования истца и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - ГУ ОПФ РФ по РД просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Истец, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения не явилась на судебное заседание и не представила суду сведения, по которым она не смогла явиться в суд.
Согласно ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть данное в отсутствие неявившегося истца.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы искового заявления, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденным Постановлением Кабинета Министерств СССР от 26.01.1991 г. N 10, предусмотрено, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" предоставлено работникам инфекционных учреждений, непосредственно обслуживающим больных, в частности, младшему медицинскому персоналу (раздел XXIV, подраздел 1а, код льготы2260000а).
Согласно разъяснениям, данным в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Судом установлено, что истец Магдиева К.С. с 02 мая 2006 года работала на должности уборщицы в стационарном отделении ГБУ РД КМПД, а с 01.09.2006 года переведена на должность санитарки, где по настоящее время работает.
Указанные должности согласно позиции 2260000а отнесены в туберкулезных отделениях к младшему медицинскому персоналу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Согласно названному Списку право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста в соответствии с разделом XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" имеют работники, непосредственно обслуживающие больных (позиция 22600000-1754б), в том числе средний медицинский персонал и младший медицинский персонал в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах (позиция 2260000а).
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в пункте 4 которых предусмотрено общее правило о возможности включения в специальный стаж периодов работы при условии выполнения ее постоянно в течение полного рабочего дня.
Таким образом, приведенные положения Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, подлежащего применению при решении вопроса о праве на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодовработы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", прямо предусматривают условие осуществления трудовой деятельности в непосредственном контакте медицинского персонала и пациента (выполнение диагностических, лечебных, профилактических, санитарных и иных мероприятий по обслуживанию больных) и выполнение данной работы в течение полного рабочего дня (не менее80 процентов рабочего времени).
10.03.2021 года ОПФР по РД в г.Кизилюрт и Кизилюртовском районе Магдиевой К.С. отказано в назначении досрочной пенсии и не зачтено в специальный стаж ее работа с 01.01.2002 года по 30 июня 2012 года, ввиду отсутствия кодов, подтверждающих льготный характер работы.
Из объяснений представителя истца следует, что с 01.01.2002 года по 30 июня 2012 года учреждение – ГБУ РД «КМПД МЗ РД» находилось на счетном обслуживании в Централизованной бухгалтерии при Минздраве РД и регистрационный номер в ПФР принадлежало Минздраву РД. Централизованная бухгалтерия при Минздраве РД занималась вопросами занесения кодов в частности и в отношении Магдиевой К.С.
Дав оценку представленным доказательствам, и руководствуясь вышеприведенным нормативно правовым актам, суд приходит к выводу о том, отказ ОПФР по РД в г.Кизилюрт и Кизилюртовском районе в назначении досрочной трудовой пенсии Магдиевой К.С. является незаконным, поскольку отсутствие кодов, подтверждающих льготный характер работы, не должны ущемлять права работника, от которого не зависит их выставление.
Истец также просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей, которые связаны с незаконным отказом ей в назначении пенсии и действиями ответчика.
В соответствии с ч.2 ст.151 ГК РФ при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ч.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При определении размера компенсации суд учитывает обстоятельства причинения морального вреда, характер и степень причиненных истцу физических и нравственных страданий, индивидуальные особенности истца.
МагдиеваК.С. работает в тяжелых и вредных условиях труда, что т согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".
Суд считает, что отказ в назначении досрочной трудовой пенсии принесли МагдиевойК.С. определенные нравственные страдания и неудобства, связанные с необходимостью обратиться в суд за защитой своих прав. При таких обстоятельствах суд находит справедливым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Правила, предусмотренные статьями 98 и 100 ГПК РФ, согласуется с позицией, изложенной в абз.5 п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Согласно представленному договору на оказание юридических услуг и акту приема-передачи денежных средств от 20.04.2021 года Магдиева К.С. передала денежные средства Алиевой П.А. (Дубуховой П.А.) на оказание юридических услуг в размере 50000 рублей, а последняя приняла их.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковое требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя, с учетом принципа разумности, отсутствия правовой сложности дела, малого объема собранных и представленных доказательств, одной подготовки к судебному разбирательству и одного судебного заседания, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Взысканная судом в пользу истца сумма расходов на оплату услуг представителя отвечает критерию разумности, который по смыслу статьи 100 ГПК РФ является основополагающим, обеспечивает необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.
Руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление МагдиевойКапиратСайгитнуровне удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения Отделения пенсионного фонда РФ по РД в г. Кизилюрте и Кизилюртовском районе от 10.03.2021 года в назначении МагдиевойКапиратСайгитнуровне досрочной страховой пенсии.
Обязать Государственное учреждение Отделение пенсионного фонда РФ по РД в г.Кизилюрте и Кизилюртовском районе включить МагдиевойКапиратСайгитнуровне период времени работы с 02.05.2006 года по 30.06.2012 год в специальный стаж необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости и назначить Магдиевой К.С. льготную досрочную пенсию со дня возникновения прав на пенсию.
Взыскать с Отделения пенсионного фонда РФ по РД в г.Кизилюрте и Кизилюртовском районе компенсацию морального вреда в пользу МагдиевойКапиратСайгитнуровны в размере 1000 (одной тысячи) рублей.
Взыскать с Отделения пенсионного фонда РФ по РД в г.Кизилюрте и Кизилюртовском районе в пользу МагдиевойКапиратСайгитнуровны судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
В удовлетворении требований Магдиевой К.С. к Отделению пенсионного фонда РФ по РД в г.Кизилюрте и Кизилюртовском районе в остальной части - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: