Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2977/2023 ~ М-1720/2023 от 21.04.2023

Гражданское дело № ******

В мотивированном виде решение изготовлено 01 июня 2023 года

УИД: 66RS0№ ******-44

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Хрущевой О.В.,

при секретаре Колесовой А.В.,

с участием представителя ответчика Шавалиевой Г.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к государственному казенному учреждению <адрес> «Управление автомобильных дорог» о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Белоярский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению <адрес> «Управление автомобильных дорог» о возложении обязанности по устранению нарушений в сфере безопасности дорожного движения.

В обоснование заявленных требований указано, что Белоярской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Председателя Думы городского округа Заречный Кузнецова А.А. о неисполнении Государственным казённым учреждением <адрес> «Управление автомобильных дорог» требований законодательства о безопасности дорожного движения. Установлено, что постановлением администрации городского округа Заречный от ДД.ММ.ГГГГ № ******-П «Об утверждении Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном городского округа Заречный» утвержден маршрут следования автобуса № ******: <адрес>), автомобильная дорога «<адрес>», Р351 Екатеринбург - Тюмень, автомобильная дорога «<адрес> - д. Курманка - д. Боярка - Гидроузел». По результатам комиссионного обследования автомобильных дорог «<адрес> - д. Курманка - д. Боярка - Гидроузел» и «<адрес>», принято решение о необходимости строительства новых остановочных пунктов на км 2+940 (справа), км 4+730 (справа и слева), км 6+450 (справа и слева) на автомобильной дороге «<адрес> - д. Курманка - д. Боярка- Гидроузел». Кроме того, остановочные пункты км 0+053 (справа), км 0+096 (слева), км 3+ 629 (слева) на автодороге «<адрес>» и км 1+104 (слева), км 1+162 (справа) автодороги «<адрес> - д. Курманка - д. Боярка - Гидроузел» не соответствуют требованиям ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». В ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой установлено, что до настоящего времени нарушения требований нормативных документов на вышеуказанных остановочных пунктах не устранены, строительство новых остановочных пунктов не организовано.

На основании вышеизложенного, Белоярский межрайонный прокурор просит возложить на ГКУ СО «Управление автомобильный дорог» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения требований ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», на остановочных пунктах автодороги

«<адрес> - г.    Заречный»:- км 0+053 (справа) установить освещение, обустроить заездной карман и тротуары,- км 0+096 (слева) установить освещение, обустроить посадочную площадку, заездной карман, боковую разделительную полосу, тротуары автопавильон, скамью, урну для мусора, - км 3+629 (слева) установить освещение, обустроить переходно - скоростные полосы, автопавильон, скамьи.

«<адрес> - д. Курманка - д.    Боярка-Гидроузел»:- км 1+104 (слева) установить освещение, обустроить остановочную площадку посадочную    площадку,    площадку    

ожидания,    переходно- скоростные полосы, заездной карман, тротуары и пешеходные дорожки, автопавильон, скамьи, контейнер и урны для мусора, - км 1+162 (справа) установить освещение, обустроить остановочную площадку,    посадочная    площадку, площадку    ожидания,    переходно-скоростные полосы, заездной карман, тротуары и пешеходные дорожки, автопавильон, скамьи, контейнер и урны для мусора.

Возложить на ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать строительство остановочных пунктов на автомобильной дороге «<адрес> - д. Курманка - д. Боярка- Гидроузел» км 2+940 (справа), км 4+730 (справа и слева), км 6+450 (справа и слева).

В судебное заседание Белоярский межрайонный прокурор не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении, либо рассмотрении заявления в свое отсутствие не заявлял.

Представитель ответчика ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» Шавалиева Г.Х. в судебном заседании просила в исковых требованиях прокурора отказать. Представила отзыв, в котором указала, что в установленном законодательством порядке УАД осуществлены закупки и заключены государственные контракты на выполнение работ по содержанию автодорог. В том числе заключен государственный контракт № ******-С от ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с подрядной организацией АО «Свердловскавтодор», куда входят а/д «<адрес>-д.Курманка-.Боярка-Гидроузел» и а/д «<адрес>». С целью приведения участков автодорог требованиям законодательства о безопасности дорожного движения Управление автодорог в план разработки проектной документации по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального значения <адрес> включены объекты, которые являются предметом искового заявления. Проведение торгов на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации по названным объектам возможно после включения в государственную программу «Развитие транспортного комплекса <адрес> до 2027 года», на основании инвестиционного проекта, прошедшего проверку на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения в Министерстве экономики и территориального развития <адрес>. Ориентировочный срок получения заключения об эффективности инвестиционного проекта составит 0,5-1,5 года. Заключение государственного контракта на проектные работы и непосредственно выполнение проектных работ составляет 2-3 года. Учитывая длительное время для подготовки документов в целях проведения конкурсных мероприятий, выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной документации, проекта планировки территории, прохождение государственной экспертизы и утверждение, проектная документация по каждому объекту может быть выдана не ранее II квартала 2026 года. Ориентировочная продолжительность реконструкции составит 1 год.

Представитель третьего лица Администрации ГО Заречный в судебное заседание не явился, надлежащим образом был уведомлен о времени и месте его проведения, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. Представил отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.

Суд, выслушав представителя ответчика и исследовав материалы дела, находит, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Часть 5 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что постановлением администрации городского округа Заречный от ДД.ММ.ГГГГ № ******-П «Об утверждении Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном городского округа Заречный» утвержден маршрут следования автобуса № ******: <адрес>), автомобильная дорога «<адрес>», Р351 Екатеринбург - Тюмень, автомобильная дорога «<адрес> - д. Курманка - д. Боярка - Гидроузел».

Автомобильные дороги «<адрес> - д. Курманка - д. Боярка - Гидроузел» на участке с км 0+000 по км 9+501 и «<адрес>» на участке с км 0+000 по км 6+987 в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения <адрес>.

По результатам комиссионного обследования автомобильных дорог «<адрес> - д. Курманка - д. Боярка - Гидроузел» и «<адрес>», проведенного ДД.ММ.ГГГГ с участием представителей ГКУ СО «Управление автодорог», администрации городского округа Заречный и АО «Свердловскавтодор», принято решение о необходимости строительства новых остановочных пунктов на км 2+940 (справа), км 4+730 (справа и слева), км 6+450 (справа и слева) на автомобильной дороге «<адрес> - д. Курманка - д. Боярка- Гидроузел».

Кроме того, вышеуказанным комиссионным обследованием установлено, что остановочные пункты км 0+053 (справа), км 0+096 (слева), км 3+ 629 (слева) на автодороге «<адрес>» и км 1+104 (слева), км 1+162 (справа) автодороги «<адрес> - д. Курманка - д. Боярка - Гидроузел» не соответствуют требованиям ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Согласно протокола осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД МО МВД России «Заречный» по поручению межрайонной прокуратуры, на остановочных пунктах автодороги «<адрес>»:

км 0+053 (справа) в нарушение п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют освещение, заездной карман, тротуары,

км 0+096 (слева) в нарушение п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют освещение, посадочная площадка, заездной карман, боковая разделительная полоса, тротуары автопавильон, скамья урна для мусора,

км 3+629 (слева) в нарушение п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют освещение, переходно - скоростные полосы, автопавильон, скамьи.

На остановочных пунктах автодороги «<адрес> - д. Курманка - д. Боярка- Гидроузел»: км 1+104 (слева) в нарушение п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют освещение, остановочная площадка, посадочная площадка, площадка ожидания, переходно-скоростные полосы, заездной карман, тротуары и пешеходные дорожки, автопавильон, скамьи, контейнер и урны для мусора,

км 1+162 (справа) в нарушение п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют освещение, остановочная площадка, посадочная площадка, площадка ожидания, переходно-скоростные полосы, заездной карман, тротуары и пешеходные дорожки, автопавильон, скамьи, контейнер и урны для мусора.

Выявленные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения на данных участках автодорог, что в свою очередь влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе пешеходов.

Уставом ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» предусмотрено, что предметом деятельности данного учреждения является оказание государственных услуг, организация выполнения работ и осуществление государственных функций в целях обеспечении реализации полномочий органов государственной власти <адрес> в пределах, установленных Уставом в сфере дорожной деятельности. Учреждение является владельцем автомобильных дорог общего пользования регионального значения, закрепленных за ним на праве оперативного управления. Учреждение самостоятельно осуществляет определенную Уставом деятельность.

Из этого следует, что обязанность по реконструкции и капитальному ремонту указанной в исковом заявлении дороги, должна быть возложена на ответчика ГКУ СО «Управление автомобильных дорог».

Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог устанавливаются ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», которым, помимо прочего, предусмотрено, что остановочные    пункты    общественного

пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.

Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: - остановочная площадка; - посадочная площадка; - площадка ожидания; - переходно-скоростные полосы; - заездной «карман» (при размещении остановки в зоне переходно-скоростной полосы у пересечений и примыканий автомобильных дорог); - боковая разделительная полоса (для дорог I - III категорий); - тротуары и пешеходные дорожки; - пешеходный переход; - автопавильон; - скамьи; - туалет (через 10 - 15 км для дорог I - III категорий); - контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна); - технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); - освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м) (п.п. 5.3.2.1, 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007).

Согласно требованиям п. 3.3.2 ОСТ 2ДД.ММ.ГГГГ-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденного распоряжением Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № ИС-460-р (далее - ОСТ 2ДД.ММ.ГГГГ-2003), введенного в действие ДД.ММ.ГГГГ, ширину посадочной площадки принимают не менее 3 м, а длину - не менее длины остановочной площадки.

Пунктом 3.4 ОСТ 2ДД.ММ.ГГГГ-2003 установлено, что площадку ожидания размещают за посадочной площадкой. Размеры площадки ожидания должны обеспечивать размещение на ней автопавильона и нахождение на ней пассажиров, пользующихся остановкой в час пик, из расчета 2 чел./кв. м.

Автопавильон предназначен для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.) (п. 3.10.1 ОСТ 2ДД.ММ.ГГГГ- 2003).

Ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки (п. 3.10.6 ОСТ 2ДД.ММ.ГГГГ-2003).

В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог регионального значения <адрес> утвержден Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******-ПП. Указанным нормативным актом установлено следующее.

Организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог включает в себя, в том числе, разработку проектов работ по ремонту автомобильных дорог или сметных расчетов стоимости работ по содержанию автомобильных дорог и непосредственно само проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения <адрес>, находящихся в оперативном управлении ГКУ СО «Управление автомобильных дорог», осуществляется указанным учреждением. Данное учреждение осуществляет формирование плана разработки проектов ремонта или сметных расчетов по содержанию автомобильных дорог.

Таким образом, для проведения работ по обустройству автомобильной дороги регионального значения «<адрес> - д. Курманка - д. Боярка - Гидроузел» на участке с км 0+000 по км 9+501 и «<адрес>» на участке с км 0+000 по км 6+987» необходима разработка соответствующего проекта, включение его в перечень объектов ремонта, которые разрабатываются ГКУ СО «Управление автомобильных дорог», согласовываются и утверждается Министерством транспорта и связи <адрес>.

Пункт 7 раздела 3 Государственной программы <адрес> «Развитие транспортного комплекса <адрес> до 2027 года», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******-ПП, предусматривает, что полномочия государственного заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения и иных связанных с этой деятельностью работ и услуг осуществляет ГКУ СО «Управление автодорог» в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с указанным пунктом ГКУ СО «Управление автодорог» готовит перечни объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, в отношении которых планируется разработка проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, и представляет перечни на согласование в Министерство для дальнейшего утверждения распоряжением <адрес>. Согласно пункту 9 Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог регионального значения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******-ПП, перечень объектов ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального значения на очередной финансовый год разрабатывается ГКУ СО «Управление автодорог» и согласовывается главным распорядителем бюджетных ассигнований дорожного фонда <адрес> Министерством. Перечень представляется в Министерство в течении пятнадцати дней после принятия закона <адрес> об областном бюджете на очередной финансовой год и плановый период, и согласовывается Министерством в течении пятнадцати дней, после чего утверждается распоряжениями <адрес>. Планирование закупок товаров, работ, услуг, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключение государственных контрактов на выполнение работ для обеспечения государственных нужд <адрес> осуществляется ГКУ СО «Управление автодорог» с учетом сроков, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Работы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения выполняются подрядными организациями на основании заключенных с ГКУ СО «Управление автодорог» государственных контрактов, по результатам конкурсных (аукционных) процедур.

На основании изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению к ГКУ СО «Управление автомобильных дорог».

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

    Устанавливая указанный срок, суд должен исходить из того, что такой срок должен быть разумным, то есть достаточным для того, чтобы ответчик имел реальную возможность исполнить решение суда.

    Учитывая объем работ по устранению выявленных нарушений, необходимость соблюдения требований бюджетного законодательства при их организации, а также с учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий, суд считает необходимым установить ответчику для исполнения обязанности организовать мероприятия по обустройству и приведению в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007, ГОСТ 50597-2017 остановочные пункты на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения <адрес>: - «<адрес>» на км 0+053 (справа), на км 0+096 (слева), на км 3+629 (слева); - «<адрес>- д. Курманка- д. Боярка- Гидроузел» на км 1+104 (слева), на км 1+162 (справа) срок до ДД.ММ.ГГГГ, установить ответчику для исполнения обязанности организовать мероприятия по строительству остановочных пунктов на автомобильной дороге общего пользования регионального значения <адрес> «<адрес>- д. Курманка- д. Боярка-Гидроузел» на км 2+940 (справа), км 4+730 (справа и слева), км 6+450 (справа и слева) срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Оснований для установления срока, предложенного стороной ответчика, суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Белоярского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к государственному казенному учреждению <адрес> «Управление автомобильных дорог» о возложении обязанностей- удовлетворить частично.

Возложить на Государственное казенное учреждение <адрес> «Управление автомобильных дорог» обязанность организовать мероприятия по обустройству и приведению в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007, ГОСТ 50597-2017 остановочные пункты на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения <адрес>: - «<адрес>» на км 0+053 (справа), на км 0+096 (слева), на км 3+629 (слева); - «<адрес>- д. Курманка- д. Боярка- Гидроузел» на км 1+104 (слева), на км 1+162 (справа) в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Государственное казенное учреждение <адрес> «Управление автомобильных дорог» обязанность организовать мероприятия по строительству остановочных пунктов на автомобильной дороге общего пользования регионального значения <адрес> «<адрес>- д. Курманка- д. Боярка-Гидроузел» на км 2+940 (справа), км 4+730 (справа и слева), км 6+450 (справа и слева) в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий      Хрущева О.В.

2-2977/2023 ~ М-1720/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Белоярский межрайонный прокурор
Ответчики
ГКУ СО "Управление автомобильных дорог"
Другие
Администрация ГО Заречный
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Хрущева Ольга Викторовна
Дело на сайте суда
oktiabrsky--svd.sudrf.ru
21.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2023Передача материалов судье
26.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее