Дело № 2-3196/2022
03RS0007-01-2022-004058-88
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июля 2022 года г. Уфа
Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Турьяновой Т.М.
при секретаре Киселевой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Уфы» к Шафееву Вадиму Ринатовичу о возврате суммы полученного пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ «Центр занятости населения ...» обратилось в суд с иском к Шафееву В.Р. о возврате суммы незаконно полученного пособия по безработице. В обоснование иска указано, что < дата > Шафеев В.Р. обратился в филиал ГКУ Центр занятости населения ... в целях содействия в поиске работы. При регистрации (признании) гражданина в качестве безработного ему назначаются выплаты в виде пособия по безработице. 20.112020 в ходе проверки документов ответчика было обнаружено и установлено, что ответчик является налогоплательщиком налога на профессиональный доход и зарегистрирован в налоговом органе в качестве налогоплательщика в отношении которого применяется данный специальный налоговый режим. За период нахождения ответчика на учете в ГКУ ЦЗН ... в статусе безработного с < дата > по < дата > ему было выплачено пособие на сумму 83 487 руб. 03 коп., в том числе неправомерно полученных 83 487 руб. 03 коп. Шафеев В.Р. вернул в бюджет Республики Башкортостан 714 руб. ГКУ «Центр занятости населения ...» просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере 82 773 руб.
Представитель истца ГКУ «Центр занятости населения ...» на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца.
Ответчик Шафеев В.Р. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 6 части 2, части 4 статьи 15 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" деятельность государственной службы занятости населения, в числе иного, направлена на осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности: заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В силу пункта 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее также - специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
Таким образом, налогоплательщиком по данному налоговому режиму являются граждане, которые осуществляют деятельность в целях получения дохода не требующие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии работодателя и без использования наемных работников по трудовым договорам.
В соответствии с п. 7.3 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет (снятие с учета) физического лица (за исключением лиц, указанных в статье 227.1 настоящего Кодекса), не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.
Таким образом, граждане, которые уведомили налоговые органы об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных нужд, домашних и (или) иных подобных нужд, относятся к занятым гражданам, так как понятие «Занятые граждане» включает понятие «самозанятые», поскольку последнее определяет только то, что такие граждане наряду с гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, самостоятельно обеспечивают себя работой.
Из материалов дела следует, что < дата > Шафеев В.Р. обратился в филиал ГКУ Центр занятости населения ... в целях содействия в поиске работы.
При регистрации (признании) гражданина в качестве безработного ему назначаются выплаты в виде пособия по безработице.
Судом установлено, что 20.112020 в ходе проверки документов ответчика было обнаружено и установлено, что ответчик является налогоплательщиком налога на профессиональный доход и зарегистрирован в налоговом органе в качестве налогоплательщика в отношении которого применяется данный специальный налоговый режим.
За период нахождения ответчика на учете в ГКУ ЦЗН ... в статусе безработного с < дата > по < дата > ему было выплачено пособие на сумму 83 487 руб. 03 коп., в том числе неправомерно полученных 83 487 руб. 03 коп.
Шафеев В.Р. вернул в бюджет Республики Башкортостан 714 руб.
83 487 руб. 03 коп. - 714 руб. = 82 773 руб. подлежит возврату в бюджет Республики Башкортостан.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию сумма в размере 82 773 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 713 руб. 19 коп., на основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию в доход местного бюджета с ответчика.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения ...» к Шафееву Вадиму Ринатовичу о возврате суммы полученного пособия по безработице – удовлетворить.
Взыскать с Шафеева Вадима Ринатовича, < дата > года рождения, ... в бюджет Республики Башкортостан неосновательное обогащение в размере 82 773 руб.
Взыскать с Шафеева Вадима Ринатовича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 713 руб. 19 коп.
Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Т.М. Турьянова