№ 5-27/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
31 января 2023 года г. Волгоград
Судья Тракторозаводского районного суда г. Волгограда Степанюк Д.С., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Арутюнова Владислава Валерьевича,
у с т а н о в и л :
в Тракторозаводский районный суд г. Волгограда поступил составленный 12 января 2023 года консультантом отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области Проваторовым С.О. протокол №53-07-10/02 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Арутюнова В.В.
Ознакомившись с названным протоколом и приложенными к нему материалами, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении наряду с иными обстоятельствами выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушениям; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается, в том числе, вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
На основании п. 4 постановления Пленума ВС РФ № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, в том числе, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола; в тех случаях, когда протокол или другие материалы составлены неполно, содержат существенные недостатки, судье необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов в орган или должностному лицу, которым составлен протокол; при этом, существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Названные требования закона при составлении поступившего протокола должностным лицом административного органа соблюдены не были.
Так, протокол об административном правонарушении №53-07-10/02 от 12 января 2023 года составлен в отношении должностного лица – Арутюнова В.В., вместе с тем из его описательной части следует, что нарушение требований ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в части выданного комитетом разрешения от 29 августа 2022 года № 53-09-08/1714 и пунктов 6.3 и 6.4 ГОСТ Р 58169-2018 "Сохранение объектов культурного наследия. Положение о порядке производства и приемки работ по сохранению объектов культурного наследия" допустило юридическое лицо ООО "Ренессанс", в связи с чем протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
В тексте протокола об административном правонарушении отсутствуют ссылки на пункты должностной инструкции Арутюнова В.В., в которой определены его должностные обязанности. В протоколе отсутствует подтверждение тому, что выявленные нарушения явились следствием невыполнения Арутюновым В.В. своих служебных обязанностей, в то время как положения ст. 2.4 КоАП РФ обязывают давать ссылку на конкретные пункты должностных инструкций, нарушение которых должностными лицами образует в их действиях состав административного правонарушения. Указанные нарушения, допущенные при составлении протокола об административном правонарушении, являются существенными, свидетельствующими о том, что в формулировке вины Арутюнова В.В. не указаны обязательные данные, свидетельствующие о наличии в его действиях состава административного правонарушения.
Диспозиция ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность, в том числе, за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ являются противоправные действия (бездействие) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, в том числе выявленных объектов культурного наследия, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны, т.е. в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия, в том числе выявленных объектов культурного наследия.
Между тем, в протоколе не указано, какие конкретно действия Арутюнова В.В., как должностного лица, подпадают под состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Кроме того, в представленных материалах отсутствует трудовой договор, заключенный с Арутюновым В.В., не представлены должностные обязанности Арутюнова В.В. в соответствии с трудовым договором, приложенный к материалам дела контракт на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, не подписан сторонами.
В данном конкретном случае выявленные судьей недостатки, допущенные должностным лицом административного органа, имеют существенный характер, поскольку порождают правовую неопределенность в отношении обстоятельств, подлежащих установлению.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что поступивший протокол об административном правонарушении составлен неправильно с точки зрения указания лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, что не может быть восполнено при рассмотрении дела, а также ввиду неполноты представленных материалов, в связи с чем таковые подлежат возвращению в орган, должностному лицу, его составившему.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, выносится определение о возращении протокола об административном правонарушении и других материалов в орган или должностному лицу, которое составило протокол.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья
определил:
протокол №53-07-10/02 от 12 января 2023 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Арутюнова Владислава Валерьевича, и материал к протоколу, возвратить в орган, должностному лицу, составившему протокол.
Судья, подпись
Копия верна, судья Д.С.Степанюк