УИД 21RS0024-01-2021-001340-85
№2-1308/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2021 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Егоровой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Архипова В.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов,
установил:
Архипов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности по включению в подсчет его специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов:
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего Крымзарайкинского ФАП Аликовской центральной районной больницы в льготном исчислении, как один месяц работы за 1,2 месяца;
- службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности массажиста ФТО Республиканской больницы;
- нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ пор ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АУ ЧР «Республиканская поликлиника восстановительного лечения (вертебрологии и мануальной терапии) МЗ ЧР»; взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Архипов В.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчиком ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы на дату обращения за пенсией. При этом в его специальный стаж, в том числе в льготном исчислении, не были включены вышеуказанные спорные периоды работы, нахождения на курсах повышения квалификации и службы в армии по призыву. С решением ответчика истец не согласен, считает, что указанные спорные периоды неправомерно не включены в подсчет его специального стажа, в том числе в льготном исчислении, поскольку в спорные периоды им осуществлялась медицинская деятельность, а исходя из функциональных обязанностей, часть периодов работы подлежит включению в стад в льготном исчислении. В период нахождения на курсах повышения квалификации за ним сохранялось рабочее место и средний заработок, а непредставление работодателем индивидуальных сведений на застрахованное лицо не может являться основанием для ограничения его пенсионных прав.
Истец Архипов В.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, суду представлено заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела ответчик извещен надлежащим образом, о причинах неявки представителя суду не сообщено. Суду представлено письменное заявление (отзыв на иск), в котором представитель управления просит отказать в удовлетворении заявленных Архиповым В.А. требований по доводам, изложенным в решении от ДД.ММ.ГГГГ, и рассмотреть дело в его отсутствие.
В порядке ст. 167 ГПК РФ судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие истца и представителя ответчика.
Рассмотрев требования истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского и пенсионного дел Архипова В.А., суд приходит к следующему.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 названной статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона).
Частью 3 ст. 30 Федерального закона предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Как следует из материалов дела, истец Архипов В.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с письменным заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № Архипову В.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией, поскольку фактическая продолжительность специального стажа истца по подсчетам ответчика составила 25 лет 2 месяца 23 дня, при требуемом стаже – 30 лет.
При этом в подсчет специального стажа истца Архипова В.А. пенсионным органом не были включены периоды: работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего Крымзарайского ФАП Аликовской центральной районной больницы и работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности массажиста ФТО Республиканской больницы, поскольку наименование должности не отнесено к числу должностей, предусмотренных Списком; нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 5 Правил от ДД.ММ.ГГГГ №; работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ пор ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АУ ЧР «Республиканская поликлиника восстановительного лечения (вертебрологии и мануальной терапии) МЗ ЧР», поскольку представленные работодателем сведения не подтверждают выполнение медицинской деятельности.
Вопрос о включении в подсчет специального стажа истца Архипова В.А. периода службы в составе вооруженных сил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом не рассматривался, соответствующие выводы относительно данного периода решение ответчика не содержит.
Оценивая выводы пенсионного фонда, послужившие основанием для отказа во включении в подсчет специального стажа истца Архипова В.А. спорных периодов, суд учитывает следующее.
Как следует из копии трудовой книжки истца и копии справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной БУ «Аликовская центральная районная больница» Минздрава Чувашии, Архипов В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №) работал в качестве заведующего Крымзарайкинским ФАП Аликовского ТМО (территориального медицинского объединения).
При этом в справке обозначено, что БУ «Аликовская центральная районная больница» Минздрава Чувашии располагается в сельской местности: Чувашская Республика, Аликовский район, с. Аликово, ул. Октябрьская, д. 12.
Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), льготное исчисление специального медицинского стажа при работе в учреждениях здравоохранения - «амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований, в том числе фельдшерско-акушерские пункты» предусматривалось для следующей категории должностей «врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности; дезинфекционные инструкторы».
В примечании к Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
Пункт 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного вышеназванным постановлением, предусматривал, что в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывается работа на руководящих должностях независимо от их наименований.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464, действующим до 01 ноября 1999 года, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Вышеназванным Списком предусмотрены должности - «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности».
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01 января 2002 года пенсионных прав по нормам ранее действующего законодательства.
Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 3948/1-17 и Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 года при исчислении специального стажа, имевшего место до 01 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет, применяется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395.
В Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года №395, указаны фельдшерско-акушерские пункты, которые организуются в сельских населенных пунктах, а также на объектах строительства, осуществляемого вне населенных пунктов.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 года №377, должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера (акушерка, медицинская сестра) отнесена к среднему медицинскому персоналу.
В соответствии с п. 1 Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденного Приказов Минздрава СССР от 23.09.1981 №1000 «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений», фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке.
Фельдшерско-акушерский пункт находится в ведении сельского Совета народных депутатов. Руководство деятельностью фельдшерско-акушерского пункта осуществляет больничное или амбулаторно-поликлиническое учреждение, которому он подчинен.
Персонал фельдшерско-акушерского пункта руководствуется в своей работе действующим Законодательством, настоящим положением, приказами, инструкциями и методическими указаниями Министерства здравоохранения СССР, а также указаниями и распоряжениями руководителя учреждения, которому подчиняется ФАП.
На фельдшерско-акушерский пункт возлагается:
- оказание населению доврачебной медицинской помощи;
- своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача;
- организация патронажа детей и беременных женщин, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Отечественной войны и ведущих специалистов сельского хозяйства (механизаторов, животноводов и др.);
- проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, прежде всего инфекционной и паразитарной, сельскохозяйственного и бытового травматизма;
- проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности.
При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.
Таким образом, само законодательство, регламентировавшее деятельность ФАП, предусматривало, что заведующий является в том числе, и фельдшером (акушер, медицинская сестра) того же пункта. Самостоятельного наименования такой должности как заведующий ФАП не предусматривалось и не предусмотрено действующим законодательством. Следовательно перевод работника на должность заведующего предполагал одновременно выполнение обязанностей фельдшера (акушера, медицинская сестра) того же ФАП.
При этом согласно представленной копии выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ Архипову В.А. было разрешено совместительством по 0,5 ставки акушерки.
Таким образом, должностные обязанности Архипова В.А. в качестве заведующего ФАП были идентичны должностным обязанностям акушера, что соответствует работе среднего медицинского персонала. Поэтому занимаемая им в спорный период должность заведующего ФАП, будучи фельдшером по образованию и квалификации, выполняя в том числе и должностные обязанности акушера, являлась должностью среднего медицинского персонала. Соответственно его работа в спорный период времени являлась деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
То обстоятельство, что работодатель внес в его трудовую книжку наименование должности не в соответствии с действующим законодательством, не должно влиять на его право на включение в льготный стаж спорного периода работы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что спорный период работы истца в должности заведующего фельдшерско-акушерского пунктом по выполняемым функциям, условиям и характеру деятельности тождественен должности «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская сестра)», которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п. 5 Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть в городах, то пенсию назначать при стаже работы не менее 30 лет. При этом месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1,2 месяца.
Учитывая изложенное, требования Архипова В.А. в части включения в подсчет его специального стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего Крымзарайкинского ФАП Аликовской центральной районной больницы в льготном исчислении, исходя из расчета один месяц работы за 1,2 месяца, подлежат удовлетворению.
Согласно представленной копии военного билета №№ и копии справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Военным комиссариатом города Чебоксары Чувашской Республики, Архипов В.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанным положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», предусмотрено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В соответствии с п. 1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года пенсии за выслугу лет назначаются при условии, если не менее 2/3 требуемого стажа, то есть не менее 16 лет 8 месяцев – для работников просвещения и работников здравоохранения и сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) и 20 лет – для работников здравоохранения в городах, приходится на работу, предусмотренную Перечнем.
На момент обращения за пенсией истцом Архиповым В.А. выработано более 2/3 требуемого медицинского стажа.
При таких обстоятельствах суд находит требования истца Архипова В.А. в части включения в подсчет его специального стажа в календарном исчислении периода службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования истца Архипова В.А. в части включения в подсчет его специального стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве массажиста ФТО Республиканской больницы, суд учитывает следующее.
Как следует из копии трудовой книжки истца и копии справки, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной БУ «Республиканская клиническая больница» Минздрава Чувашии, Архипов В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к) работал в должности массажиста в физиотерапевтическом отделении на полную ставку; с ДД.ММ.ГГГГ (штатное расписание за 1994 год) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к) работал в должности медсестры по массажу в физиотерапевтическом отделении в течение полного рабочего дня на полную ставку.
За указанный период работы Архипов В.А. находился на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №30 от 11 декабря 2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», право на досрочное пенсионное обеспечение было предоставлено массажистам амбулаторно-поликлинических учреждений всех типов и наименований
В соответствии со Списком от 06 сентября 1991 года №464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В указанном Списке обозначены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
С 01 ноября 1999 года подлежит применению Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066, в соответствии с которым право на льготное исчисление стажа предусмотрено для среднего медицинского персонала, в том числе медицинских сестер по массажу, работающих в больнице.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Архипов В.А. осуществлял лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения полный рабочий день в должности, относящейся к среднему медицинскому персоналу. Фактически истец выполнял работу медицинской сестры по массажу, и его работа в это время была связана с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными функциональными обязанностями по занимаемой должности, высокой степенью ответственности за результаты работы.
При таких обстоятельствах требования истца Архипова В.А. в части включения в подсчет его специального стажа в календарном исчислении периода работы в качестве массажиста в физиотерапевтическом отделении Республиканской больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежат удовлетворению.
Согласно копии трудовой книжки истца и копии справки, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии, от ДД.ММ.ГГГГ № Архипов В.А. работает в АУ ЧР «Республиканский центр мануальной терапии» Минздрава Чувашии с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинского брата по массажу в течение полного рабочего дня на полную ставку.
За указанный период работы Архипов В.А. находился на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Наименования должности и учреждения, в которых истцом в вышеуказанный период осуществлялась трудовая деятельность, соответствуют действующему в настоящее время Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.
Организация индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, регулируется Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Следует учитывать, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории РФ на каждого гражданина РФ, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории РФ, Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.
В общей части индивидуального лицевого счета указываются в том числе: периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 статьи 30, со статьей 31 и с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, среди которых: периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии (ч. 2 ст. 11 Закона).
Таким образом, учитывая то, что по правилам ст. ст. 8, 15 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по предоставлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах в сроки, установленные ст. 11 закона, возложена на страхователя – работодателя, суд приходит к выводу, что отсутствие соответствующих сведений на индивидуальном лицевом счете свидетельствует лишь о неисполнении работодателем возложенной на него законом обязанности, и не может служить подтверждением отсутствия у истца страхового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ пор ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трудовая деятельность истцом Архиповым В.А. осуществлялась в должности и учреждении, предусмотренных Списком, льготный характер работы подтвержден уточняющей справкой, представленной работодателем, суд удовлетворяет исковые требования Архипова В.А. о включении в его специальный стаж в календарном исчислении вышеназванных периодов работы.
В соответствии с п.п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В силу ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.
Статьей 187 ТК РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Истец в спорные периоды (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно уточняющим справкам) работал в должностях и учреждениях, соответствующих Списку, в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы являлось повышение квалификации медицинского работника, в связи с чем и был направлен работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которого работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производит отчисления в Пенсионный фонд РФ.
При таких обстоятельствах периоды нахождения истца Архипова В.А. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за время работы в АУ ЧР «Республиканский центр мануальной терапии» Минздрава Чувашии в должности медицинского брата по массажу) подлежат включению в подсчет его специального стажа в календарном исчислении.
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Архипова В.А., в соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ требование о взыскании с ответчика в пользу Архипова В.А. расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. также подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 320 – 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
требования Архипова В.А. удовлетворить.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Архипова В.А. следующих периодов:
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего Крымзарайкинским фельдшерско-акушерским пунктом Аликовской центральной районной больницы (Аликовское территориальное медицинское объединение) в льготном исчислении, исходя из расчета один месяц работы за 1,2 месяца;
- службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении;
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности массажиста физиотерапевтического отделения Республиканской больницы в календарном исчислении;
- нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении;
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ пор ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинского брата по массажу в ГУЗ «Республиканская поликлиника восстановительного лечения (вертебрологии и мануальной терапии)» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, ГУЗ «Республиканская поликлиника восстановительного лечения (вертебрологии и мануальной терапии)» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (ныне АУ «Республиканский центр мануальной терапии» Министерства здравоохранения Чувашской Республики.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии в пользу Архипова В.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 28 апреля 2021 года.
Судья С.Н. Тигина