Дело № 2-378/2024
УИД 18RS0009-01-2023-002809-72
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 января 2024 года с.Шаркан УР
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.П.,
при секретаре Волковой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» к Михалеву А.В. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (далее – ООО «Спецавтохозяйство», истец) обратилось в суд с иском к Михалеву А.В. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, указав в обоснование следующее.
С 01 января 2019 года ООО «Спецавтохозяйство» является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и осуществляет транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Удмуртской Республики. Деятельность регионального оператора регулируется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (вместе с «Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами») (далее - Постановление Правительства РФ № 1156), иными нормативно-правовыми актами.
Согласно п. 6 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающие строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права (п.5 ст.153 ЖК РФ).
Согласно пунктам 7, 8 и 9 статьи 24.6 Федерального закона №89-ФЗ, каждый региональный оператор действует на отведенной для него территории. Из ст. 3 указанного закона следует, что региональный оператор реализует политику государства, но как коммерческая организация взаимодействует с собственниками отходов на основе договоров на оказание услуг по обращению с отходами.
Пункт 4 ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ обязывает собственников твёрдых коммунальных отходов заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пункт 1 ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ устанавливает, что договор является публичным и согласно п. 5 ст. 24.7 Закона должен соответствовать условиям типового договора, утверждённого постановлением Правительства РФ № 1156. В соответствии с пунктом 8(17) постановления Правительства РФ № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил.
Во исполнение указанных положений закона ООО «Спецавтохозяйство», являющимся региональным оператором на территории Удмуртской Республики, 27 декабря 2018 года на своём официальном сайте http//: регоператорудмуртии.рф/ и в газете «Известия Удмуртской Республики» №151 (4876) от 27 декабря 2018 года был размещён текст типовой формы договора и предложение собственникам отходов заключить его.
Приказом Минстроя УР от 20 декабря 2018 года № 23/1 «Об утверждении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Спецавтохозяйство» на 2019 год» утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год в размере 5 719 руб. 15 коп., в том числе НДС 20 %.
Предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 год утвержден Приказом Минстроя УР от 20 декабря 2019 года № 29/94 (в редакции от 31 декабря 2019 года) «О долгосрочных параметрах регулирования и предельных, единых тарифах на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» на 2020 - 2022 годы» и составляет 5 713 руб. 56 коп.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов установлены постановлением Правительства УР от 06 апреля 2018 года № 107 (в редакции постановлений Правительства УР от 19 декабря 2018 года № 528, от 12 сентября 2019 года № 421).
В соответствии с пунктом 6 договора потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании выписки из ЕГРН, объектом права является нежилое помещение по адресу: Удмуртская Республика, <*****>. Ответчик является собственником ? доли данного нежилого помещения.
Поскольку ответчик, являясь собственником ? доли нежилого помещения по указанному адресу, не производил вовремя и в полном объеме оплату коммунальных услуг за период с 01 января 2020 года по 31 октября 2022 года, образовалась задолженность в размере 63 650 руб. 40 коп.
24 августа 2023 года мировым судьей судебного участка Шарканского района вынесено определение об отмене судебного приказа № 2-953/2023 от 31 июля 2023 года.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ст. ст.37, 153, 154, 155, 158 ЖК РФ, ст.ст.210, 290, 309 ГК РФ, истец просил взыскать с Михалева А.В. в пользу ООО «Спецавтохозяйство» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 63 650 руб. 40 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 109 руб. 51 коп.
В судебное заседание представитель истца ООО «Спецавтохозяйство», будучи надлежаще извещен о времени, дате и месте рассмотрения дела (л.д.55), не явился, в ходе производства по делу ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил письменные ходатайства (л.д.29, 57), в которых, кроме того, привел дополнительные пояснения по иску (л.д.29-30), где указал следующее.
С 1 января 2019 года в России вступила в силу новая система обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО). По итогам конкурсного отбора статусом регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртской Республике сроком на 10 лет наделено ООО «Спецавтохозяйство». Между региональным оператором и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии 28 апреля 2018 года заключено соглашение об обеспечении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Удмуртской Республике. Согласно требованиям действующего законодательства, все собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с 01 января 2019 года с региональным оператором (ч 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), в том числе собственники зданий, строений, сооружений, нежилых помещений и земельных участков, или уполномоченные лица. Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора (htt://регоператорудмуртии/рф/) и в газете «Известия Удмуртской Республики» от 27 декабря 2018 года №151 (4876). Потребитель должен в течение 15 рабочих дней направить региональному оператору заявку на заключение договора. В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами заключение публичного договора является обязательным для регионального оператора и потребителя. Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с Типовым договором или Соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона об отходах, пунктами 5 и 7 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156. Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156. Принимая во внимание изложенные выше нормы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО между истцом и ответчиком является заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил № 1156. Оказание региональным оператором услуг по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное. Перечисленный в договорах с оператором перечень мест приема и передачи ТКО не является исчерпывающим. Следовательно, отсутствие поименованного в договорах с операторами, осуществляющими деятельность, по транспортированию ТКО, места накопления ТКО не может служить основанием для неоказания услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО. Ответчик имеет в собственности ? долю помещения по адресу: 427437, Удмуртская Республика, <*****>. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м нежилом помещении определяется на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(38) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (в редакции от 23 сентября 2022 года) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») по формуле 9(5):
,
где:
Ki - количество расчетных единиц для i-го нежилого помещения, установленных исполнительным органом субъекта Российской Федерации для данной категории объектов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов»;
- норматив накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов»;
Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Расчет задолженности по нежилому помещению, расположенному по адресу: 427437, Удмуртская Республика, <*****> следующий:
- с января 2020 года:
265,75 (количество расчетных единиц за % доли) * 1/12* 0,01478 (норматив накопления) * 5 713,56 (тариф, установлен Приказом Министерства строительства, ЖКХ и энергетики УР № 25/131 от 20.12.2021) = 1 870 руб. 16 коп. (начисления за 1 месяц);
- с июля 2022 года:
265,75 (количество расчетных единиц) * 1/12* 0,01478 (норматив накопления) * 5 763,16 (тариф, установлен Приказом Министерства строительства, ЖКХ и энергетики УР № 25/131 от 20.12.2021) = 1 886 руб. 40 коп. (начисления за 1 месяц).
Потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать отходы посредством услуг, оказываемых региональным оператором. Ближайшее место накопления ТКО, находящееся вблизи нежилого помещения по адресу: 427437, Удмуртская Республика, <*****>, располагается по адресу: Удмуртская Республика, <*****>. Кроме того, в случае отсутствия у потребителей собственных контейнерных площадок, потребители не утрачивают право накапливать (складировать) ТКО в любых доступных местах (площадках) накопления ТКО, и, соответственно, получать услугу по обращению с ТКО. Надлежащим оказанием услуги по обращению с ТКО является вывоз ТКО со всех мест (площадок) накопления (складирования) ТКО в пределах территории соответствующего муниципального образования. Задолженность ответчика за период с 01 января 2020 года по 31 октября 2022 года составляет 63 650 руб. 40 коп, оплата ответчиком не производилась.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя истца.
Ответчик Михалев А.В. в судебное заседание не явился. По данным ОАСР УВМ МВД по Удмуртской Республике (л.д.53) Михалев А.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <*****>. По указанному адресу судом ответчику почтовой связью была направлена судебная корреспонденция с извещением о дате, времени и месте рассмотрения дела, данная корреспонденция возвращена в суд в связи с истечением срока её хранения (л.д.56). Правила доставки судебной корреспонденции почтовой службой соблюдены.
Учитывая, что ответчик отказался от получения судебной корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат в связи с истечением срока хранения, то есть, ввиду неявки адресата за почтовым отправлением, в силу ст.117 ГПК РФ, ответчик признается судом извещенным о времени, дате и месте судебного разбирательства.
Неявка в суд лица, извещенного надлежаще о времени, дате и месте рассмотрения дела, есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
С учетом вышеизложенного, в соответствии со ст.233 ГПК РФ, на основании определения суда, дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы гражданского дела №2-953/2023 по заявлению ООО «Спецавтохозяйство» о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Михалева А.В., суд приходит к следующему.
Ответчик Михалев А.В. с 18 января 2018 года является собственником ? доли нежилого помещения – здания площадью 531,5 кв.м., расположенного по адресу: УР, <*****>, кадастровый №***, что подтверждается представленной в дело выпиской из ЕГРН (л.д. 48-50).
Постановлением Администрации города Воткинска №853 от 30 июля 2020 года (л.д.59-62) утверждены места сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования «Город Воткинск», в том числе на ул. Тихая: у дома №4 Б и дома 20, определены их географические координаты, при этом последнее является ближайшим к указанному выше зданию, расположенному по адресу: УР, <*****>.
В соответствии с выгрузкой из навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС по месту накопления ТКО по адресу: УР, <*****>, за период с 01 января 2020 года по 31 октября 2022 года (л.д.32-47), вывоз ТКО с места складирования отходов осуществлялся транспортными средствами. Указанный факт ответчиком не опровергнут.
Ввиду отсутствия факта оплаты оказанной коммунальной услуги по обращению с ТКО судебным приказом мирового судьи судебного участка №1 г.Воткинска, в порядке замещения мирового судьи судебного участка Шарканского района УР, от 31 июля 2023 года (л.д.67) с Михалева А.В. в пользу ООО «Спецавтохозяйство» была взыскана задолженность за период с 01 января 2020 года по 31 октября 2022 года в размере 63 650 руб. 40 коп. В связи с поступившими возражениями ответчика (л.д.71), определением мирового судьи от 24 августа 2023 года (л.д.73) указанный судебный приказ отменен, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Кодексе.
Согласно п. 1 ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
В силу ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ) обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
В п. 1 ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 2 ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п.5 ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ).
Согласно п. 8 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2016 года №309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ, право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ст. 210 ГК РФ, бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
Согласно положениям п. 1 ст. 24.6, пунктов 2, 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ, п. 6 ст. 23 указанного выше Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ, если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только региональный оператор.
В соответствии с п. 7, п. 8 и п. 9 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ каждый региональный оператор действует на отведенной для него территории.
Региональный оператор реализует политику государства, но как коммерческая организация взаимодействует с собственниками отходов на основе договоров на оказание услуг по обращению с отходами (ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Как следует из п. 1 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ, договор является публичным и, согласно п. 5 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ, должен соответствовать условиям типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года № 641 (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами)» (далее – Правила №1156).
Согласно п. 8(17) Правил № 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил №1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8 (18) Правил №1156).
Таким образом, несмотря на то, что в установленный срок ответчик, как потребитель, не обратился к истцу как к региональному оператору с заявкой на заключение договора, а доказательства обратного в дело не представлены, договор считается заключенным независимо от его волеизъявления на условиях типового договора, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156.
Согласно п. 6, п.9 Типового договора, потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами; потребитель обязан осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно общедоступным сведениям в сети «Интернет» 28 апреля 2018 года между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (Минстрой УР) и ООО «Спецавтохозяйство» («Региональный оператор») заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики, предметом которого является обеспечение Региональным оператором сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в пределах зоны деятельности Регионального оператора в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами в Удмуртской Республики, действующим законодательством РФ и УР. Указанное соглашение вступило в силу 28 апреля 2018 года и действует в течение 10 лет (п.4.1 Соглашения). К деятельности по обращению с ТКО на территории УР ООО «Спецавтохозяйство» приступило с 01 января 2019 года, что следует из представленных письменных пояснений представителя истца и ответчиком не оспорено.
Типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами был опубликован региональным оператором на официальном сайте ООО «Спецавтохозяйство», а также в средствах массовой информации, что ответчиком также не оспорено.
С учетом положений п. 2 ст. 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.
Следовательно, договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным и считается заключенным на условиях типового договора, при том, что само по себе отсутствие единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено п.5 ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил №1156, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в договоре условиях.
Учитывая представленные в материалы гражданского дела данные системы ГЛОНАСС, суд приходит к выводу о документальном подтверждении истцом факта оказания им услуг в течение юридически значимого периода (с 01 января 2020 года по 31 октября 2022 года), т.к. установка системы ГЛОНАСС и мониторинга маршрута движения мусоровозов обеспечивает контроль за сдачей отходов на полигон в соответствии с подп. «г» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №641.
Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг. К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном в разделе 6 типового договора, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором его обязательств.
Ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ таких доказательств, с достоверностью подтверждающих факт неоказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период, в дело не представлено.
С учетом изложенного, само по себе отсутствие подписанного обеими сторонами договора, не препятствует региональному оператору (истцу) оказывать услуги в соответствии с типовым договором, а у ответчика по общему правилу возникает обязанность по оплате услуг на указанных в типовом договоре условиях.
Согласно п. 2 ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года №484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»).
Предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО установлены в рассматриваемый период приказом Министерства строительства Удмуртской Республики от 20 декабря 2019 года №29/94 (с последующими изменениями, внесенными в него приказом Минстроя УР от 20 декабря 2021 года №25/131).
В отсутствие подписанного договора, собственной контейнерной площадки, а доказательства обратного ответчиком суду не представлено, расчет стоимости услуг производится исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила).
Согласно п. 5 Правил, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Как следует из материалов гражданского дела, принадлежащее ответчику на праве общей долевой собственности нежилое помещение является зданием.
Согласно приказу Минстроя УР от 20 декабря 2021 года №25/131 «О внесении изменения в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2019 года № 29/94 «О долгосрочных параметрах регулирования и предельных единых тарифах на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» на 2020 - 2022 годы» предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 год составлял 5 713,56 руб./т, на 2021 год - 5 713,56 руб./т, на 2022 год по июнь включительно - 5 713,56 руб./т, на 2022 год с июля включительно - 5 763,16 руб./т.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06 апреля 2018 года № 107 установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики, который для таких объектов как учреждения, административные здания, офисы, конторы, составляет 14,78 кг в год на 1 кв. метр общей площади (2020-2022 годы).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, - определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 148(28) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».
При расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнителю в целях предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям, применяются тарифы (цены) регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения N 2 к настоящим Правилам (п.148(38) Правил предоставления коммунальных услуг):
где:
- Ki - количество расчетных единиц для i-го нежилого помещения, установленных исполнительным органом субъекта Российской Федерации для данной категории объектов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов»;
- - норматив накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов»;
- Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно данной формуле плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из общей площади нежилого помещения, норматива накопления твердых коммунальных отходов и цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, исходя из площади принадлежащей Михалеву А.В. ? доли нежилого помещения, равной 265,75 кв.м (531,5 кв.м (общая площадь нежилого помещения х ? (размер доли ответчика в данном нежилом помещении) = 265,75 кв.м), размер ежемесячной платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами, в период с января 2020 года по июнь 2022 года составляет 1 870 руб. 16 коп., исходя из следующего расчета: 265,75 кв.м. (площадь ? доли нежилого помещения) х 5 713,56 (тариф) / 12 х 0,01478 (норматив, в тоннах), в период с июля по октябрь 2022 года – 1 886 руб. 40 коп., исходя из следующего расчета 265,75 кв.м. (площадь ? доли нежилого помещения) х 5 763,16 (тариф) / 12 х 0,01478 (норматив, в тоннах).
Как следует из материалов дела и не опровергнуто ответчиком за период с 01 января 2020 года по 31 октября 2022 года Михалев А.В. плату за обращение с ТКО не вносил, вследствие чего образовалась задолженность в размере 63 650 руб. 40 коп.
Из расчетов, представленных истцом (л.д.6, 29-30), следует, что задолженность ответчика по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 января 2020 года по 31 октября 2022 года, определена по установленным в Удмуртской Республике тарифам, исходя из площади нежилого помещения и норматива накопления ТКО для соответствующей группы потребителей, а именно, исходя из 1 870 руб. 16 коп. за 1 мес. за период с 01 января 2020 года по 30 июня 2022 года, и исходя из 1 886 руб. 40 коп. за 1 мес. за период с 01 июля 2022 года по 31 октября 2022 года, всего в сумме 63 650 руб. 40 коп. (1 870 руб. 16 коп. х 30 мес. + 1 886 руб. 40 коп. х 4 мес. = 63 650 руб. 40 коп.).
Суд с указанным расчетом соглашается, находит его верным.
Относимых и допустимых доказательств того, что спорное нежилое помещение ответчиком не используется, суду не представлено. Судом установлено отсутствие доказательств предоставления названных услуг в спорный период времени не истцом, а иным лицом, а также осуществления ответчиком в спорный период платы за услугу, а также доказательств того, что истцом плата по указанным услугам рассчитана с нарушением тарифов.
Оснований для освобождения ответчика от оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами суд не усматривает.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, применив нормы гражданского законодательства, законодательства, регулирующего обращение с твердыми коммунальными отходами, установив, что в период, указанный в иске, региональный оператор (истец) оказал ответчику услуги по обращению с ТКО, которые последний не оплатил, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности в размере 63 650 руб. 40 коп.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
С учетом удовлетворения исковых требований в полном объеме, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы последнего, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере 2 109 руб. 51 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, 235 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» к Михалеву Александру Владимировичу о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворить.
Взыскать с Михалева А.В. (паспорт гражданина РФ серии №*** №***) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (ИНН 1841023336, ОГРН 1121841000390) задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, образовавшуюся за период с 01 января 2020 года по 31 октября 2022 года, в размере 63 650 руб. 40 коп., а также судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере 2 109 руб. 51 коп.
Ответчик вправе подать в Воткинский районный суд Удмуртской Республики заявление об отмене настоящего решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Воткинский районный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене данного решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Воткинский районный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Т.П.Макарова
Решение в окончательной форме принято 22 января 2024 года.