Дело № 2-144/2024
21RS0007-01-2024-000185-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2024 года г.Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Степановой Т.И., при секретаре Яковлевой И.М., с участием помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Мирзабекова Ф.Я., представителя ответчика Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю, главе крестьянского (фермерского) хозяйства С. об обязании подать заявку и документы для согласования деятельности по забору водных ресурсов из водного объекта,
установил:
Прокурор Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП ГК(Ф)Х С. об обязании в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в Волго-Камское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в порядке, предусмотренном Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 №384, заявку и документы для согласования деятельности по забору водных ресурсов из водного объекта - <адрес> в д. Малое Карачево Козловского муниципального округа Чувашской Республики, предоставленного в пользование на основании решения Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о предоставлении водного объекта в пользование от 27.08.2020 № 21-08.01.04.007-р-РМИО-С-2020-01215/00.
В обоснование иска истец указал, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе анализа состояния законности в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания установлено, что на основании решения Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о предоставлении водного объекта в пользование от <дата> <число>-<дата>.007- р-РМИО-С- 2020-01215/00 ИП ГК(Ф)Х С. использует водный объект - <адрес> в д. Малое Карачево Козловского муниципального округа Чувашской Республики для забора водных ресурсов с целью гидромелиорации земель. По информации Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от <дата> ИП ГК(Ф)Х С. в 2022 году изъято 12,96 тыс. м3 водных ресурсов, в 2023 год - 4,32 тыс.м3. Установлено, что в нарушение требований федерального законодательства ИП ГК(Ф)Х С. оценка воздействия деятельности по забору водных ресурсов из водного объекта - <адрес> в д. Малое Карачево Козловского муниципального округа Чувашской Республики на биоресурсы и среду их обитания не проведена, не определены последствия негативного воздействия осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среду их обитания, не разработаны мероприятия по их устранению, согласование органов Росрыболовства на деятельность по забору воды из водного объекта отсутствует. В этой связи в адрес ИП ГК(Ф)Х С. прокуратурой <дата> внесено представление об устранении причин и условий, способствующих нарушениям природоохранного законодательства. Вместе с тем, нарушения законодательства до настоящего времени не устранены. Исковые требования прокурора направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц также в силу ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, которой определено, что водные объекты являются общедоступными, в связи с чем, данный объект окружающей среды может быть использован любым желающим осуществлять рыбоводство и иные виды водопользования в соответствии с законодательством, предполагая, что водопользователями принимаются меры по сохранению водных ресурсов, как среды обитания водных биологических ресурсов. Интересы Российской Федерации нарушены тем, что в соответствии со ст. ст. 8, 24 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в пределах Российской Федерации отнесены к федеральной собственности, права владения и распоряжения которыми осуществляет Российская Федерация. Аналогично в силу положений ст. 10 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы также находятся в федеральной собственности. Согласно Положению о Волго-Камском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденному приказом Росрыболовства от 09.12.2022 № 721, Волго-Камское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, которое создано для осуществления функций по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в том числе на водных объектах рыбохозяйственного значения Чувашской Республики. Волго-Камское ТУ Росрыболовства осуществляет согласование строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания; согласование условий водопользования в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения при подготовке и принятии решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в связи с чем, Волго-Камское ТУ Росрыболовства привлекается в качестве третьего лица.
Помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Мирзабеков Ф.Я. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ИП ГК(Ф)Х С. – Б. исковые требования признал в полном объеме, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердил, пояснил, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ ему понятны.
Заслушав прокурора, выслушав представителя ответчика, оценив фактические обстоятельства, исследовав представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов следует, что проведенной Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой состояния законности в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания установлено, что на основании решения Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о предоставлении водного объекта в пользование от 27.08.2020 №21-08.01.04.007- р-РМИО-С- 2020-01215/00 ИП ГК(Ф)Х С. использует водный объект - <адрес> в д. Малое Карачево Козловского муниципального округа Чувашской Республики для забора водных ресурсов с целью гидромелиорации земель.
По информации Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от <дата> ИП ГК(Ф)Х С. в 2022 году изъято 12,96 тыс. м3 водных ресурсов, в 2023 год - 4,32 тыс.м3.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно и. 1 ст. 32 указанного закона оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» одним из основных принципов, на которых основано правовое регулирование в области рыболовства, закрепляет приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» под сохранением водных биоресурсов понимается их поддержание или восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча водных биоресурсов и их биологическое разнообразие посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 (далее - Положение № 380), предусмотрено, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания, помимо прочего являются: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания (п.п. «б»); производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания (п.п. «в»); предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов (п.п. «г»); выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций) (п.п. «е»); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (п.п. «ж»); проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий (п.п. «з»).
При архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную п.п. «б» п. 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (пункт 4 Положения № 380).
В силу п.п. «б» п. 3 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
Таким образом, ведение любой хозяйственной деятельности на водных объектах и в водоохранных зонах, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, должно осуществляться только при наличии ее согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с целью принятия обязательных мер по сохранению указанных ресурсов и среды их обитания.
Установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства ИП ГК(Ф)Х С. оценка воздействия деятельности по забору водных ресурсов из водного объекта - <адрес> в д. Малое Карачево Козловского муниципального округа Чувашской Республики на биоресурсы и среду их обитания не проведена, не определены последствия негативного воздействия осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среду их обитания, не разработаны мероприятия по их устранению, согласование органов Росрыболовства на деятельность по забору воды из водного объекта отсутствует.
В этой связи в адрес ИП ГК(Ф)Х С. прокуратурой <дата> внесено представление об устранении причин и условий, способствующих нарушениям природоохранного законодательства. Вместе с тем, нарушения законодательства до настоящего времени не устранены.
Непринятие ответчиком мер по выполнению мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, поскольку в соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Представитель ответчика Б. доводы Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, изложенные в исковом заявлении, подтвердил.
Согласно ч. ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, как законные и обоснованные.
Кроме того, суд учитывает, что исковые требования в полном объеме признаны представителем ответчика.
Согласно ч.1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно ч.2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При этом, согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части такого решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
О признании иска представителем ответчика заявлено добровольно, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны.
Признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, заявлено уполномоченным лицом, в связи с чем, суд считает возможным принять признание представителем ответчика иска Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает возможным установить ответчику требуемый им срок для выполнения возлагаемой обязанности в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, данный срок является разумным.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, на основании ч.1 ст. 103 ГПК РФ, абз.3 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 90 руб. (300 руб. х 30%), поскольку истец в силу ст. 333.36 НК РФ при обращении в суд с иском освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173, 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя, главу крестьянского
(фермерского) хозяйства С. (ИНН 210702073178,
ОГРНИП <число>) в течение четырех месяцев со дня вступления
решения суда в законную силу подать в Волго-Камское территориальное
управление Федерального агентства по рыболовству в порядке,
предусмотренном Правилами согласования Федеральным агентством по
рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального
строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления
иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы
и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.04.2013 №384, заявку и документы для
согласования деятельности по забору водных ресурсов из водного объекта -
<адрес> в д. Малое Карачево Козловского муниципального округа
Чувашской Республики, предоставленного в пользование на основании решения
Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о
предоставлении водного объекта в пользование от 27.08.2020 № 21-08.01.04.007-
р-РМИО-С- 2020-01215/00.
Взыскать с индивидуального предпринимателя, главы крестьянского
(фермерского) хозяйства С. (ИНН 210702073178,
ОГРНИП <число>) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 90 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья Т.И. Степанова
Мотивированное решение составлено 22 апреля 2024 года.