Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-2/2023 (12-91/2022;) от 24.11.2022

45 RS0001-01-2022-000255-95

Дело № 12-2/2023

РЕШЕНИЕ

город Щучье                             23 января 2023 года

Судья Щучанского районного суда Курганской области Резник Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щучанского районного суда Курганской области жалобу Медведева Вячеслава Алексеевича на постановление должностного лица заведующего сектором государственного охотничьего надзора по западной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления контрольно-надзорной деятельности и использования животного мира Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области В.В. Неволина от 14.10.2022 г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ в отношении Медведева В.А.,

установил:

Медведев В.А. обратился в Альменевский районный суд Курганской области с жалобой на постановление заведующего сектором государственного охотничьего надзора по западной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления контрольно-надзорной деятельности и использования животного мира Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области В.В. Неволина № от 14.10.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым он подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей. В жалобе заявитель просит постановление должностного лица и протокол об административном правонарушении отменить.

Определением судьи Альменевского районного суда Курганской области от 27.10.2022 года жалоба Медведева В.А. направлена по подведомственности на рассмотрение в Щучанский районный суд Курганской области.

24.11.2022 года жалоба поступила в Щучанский районный суд Курганской области.

Заявитель в своей жалобе ссылается на то, что постановление о назначении административного наказания в отношении него вынесено в с. Альменево Курганской области, в свою очередь, предполагаемое административное правонарушение совершено в Щучанском районе Курганской области, протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом Л также в г. Щучье Щучанского района Курганской области, данный факт является нарушением территориальности при рассмотрении дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении от 10.10.2022 года о привлечении Медведева В.А. к административной ответственности составлен в одностороннем порядке без его надлежащего уведомления в его отсутствие, что является существенным нарушением его прав на защиту законных интересов. Просил отменить постановление № от 14.10.2022 года и протокол об административном правонарушении от 10.10.2022 года о привлечении Медведева В.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Медведев В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, по средствам телефонной связи просил о рассмотрении без его участия. В предыдущем судебном заседании на доводах, изложенных в жалобе настаивал, просил её удовлетворить. Настаивал на том, что протокол составлен в его отсутствие, без надлежащего уведомления, что является существенным нарушением его права на защиту.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

В соответствии с ст. 1 Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте), охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Частями 1 и 3 ст. 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты. Правила охоты обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24.07.2020 г. № 477 «Об утверждении правил охоты» (далее – Правила охоты), правила охоты устанавливают требования к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации.

Согласно подпунктам 5.2.1, 5.2.2, 5.2.4 п. 5.2 Правил охоты, при осуществлении охоты физические лица обязаны иметь при себе: охотничий билет; в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным, пневматическим, метательным стрелковым оружием (далее - охотничье оружие) - разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии"; в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях - разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в соответствии с Порядком, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 5 статьи 13, частью 3 статьи 14, пунктом 1 части 4 статьи 15, пунктом 1 части 2 статьи 17, пунктом 1 части 3 статьи 18 Федерального закона об охоте - также путевку.

В соответствии с п. 5.5. Правил охоты, при осуществлении охоты физические лица обязаны: осуществлять охоту в местах охоты, в пределах сроков и норм добычи охотничьих животных, указанных в разрешении на добычу охотничьих ресурсов.

Из статьи 57 Федерального закона "Об охоте" следует, что лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. № 21 (ред. от 30.11.2017 г.) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ, является нарушение правил охоты, то есть требований к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации, в частности нахождение физических лиц в охотничьих угодьях с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами без соответствующего разрешения. Такие действия подлежат квалификации по части 1 статьи 8.37 КоАП РФ в случае, если они не содержат признаков преступления, предусмотренного статьей 258 УК РФ.

Как усматривается из материалов дела, 6 ноября 2021 года в 11 часов 50 минут Медведев В.А. находясь на территории Чумлякского охотничьего хозяйства Щучанского района Курганской области, участвовал в проведении коллективной охоты на косулю, в составе группы охотников, по разрешениям , на добычу косули, добыл одну особь рыси, не имея разрешения на добычу данного вида охотничьих ресурсов, чем нарушил п. 5.2.4, п. 5.5 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды № 447 от 24.07.2020 года.

Виновность Медведева В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, установлена должностным лицом - заведующим сектором государственного охотничьего надзора по западной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления контрольно-надзорной деятельности и использования животного мира Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области посредством исследования собранных по делу доказательств – протокола об административном правонарушении от 10 октября 2022 года, материала проверки по факту незаконной добычи рыси КУСП № от 06.09.2022 года, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 06.10.2022 года, фотоматериалов, объяснений свидетелей, геолокации фотографий и иных материалов дела.

Между тем, статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. КоАП РФ не содержит подробной регламентации порядка извещения лиц, привлекаемых к рассмотрению дела об административных правонарушениях, при помощи телефонограмм. Между тем, в телефонограмме помимо времени и места (адреса) рассмотрения дела следует указывать сведения о том, кому и по какому номеру телефона она направлена, дату и время направления, а также фамилию и должность направившего лица.

Телефонограмма должна быть подписана передавшим её должностным лицом.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

Согласно материалам дела протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курганской области Л. в отношении Медведева В.А. 10.10.2022 года в его отсутствие.

В материалах дела имеется телефонограмма от 09.10.2022 в 18 часов 17 минут, согласно которой М. (государственный инспектор в области ООС Курганской области) уведомляет Медведева В.А. о необходимости явки в Департамент гражданской защиты охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области по адресу: <адрес>, для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.37 КоАП РФ, 10.10.2022 в 10 часов 00 минут.

В связи с чем имеющаяся в административном материале телефонограмма от 09.10.2022г. (подписанная государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курганской области Л не может служить доказательством надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении, поскольку не подписана составившим её должностным лицом.

Данных о направлении Медведеву В.А. иных извещений в материалах дела нет.

10.10.2022 года в адрес Медведева В.А. был направлен протокол по адресу регистрации: <адрес>, иного адреса материалы дела не содержат.

Кроме того, согласно телефонограмме от 12.10.2022, составленной заведующим сектором государственного охотничьего надзора по западной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления контрольно-надзорной деятельности и использования животного мира Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области В.В. Неволиным в 10 час. 03 мин., Медведев В.А. извещался о времени и месте рассмотрения административного протокола по ч.1 ст.8.37 КоАП РФ, назначенного на 14.10.2022 в 10 час. 00 мин. по адресу: <адрес>

Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что Медведев В.А. о составлении протокола об административном правонарушении 10.10.2022 года в 10 час. 00 мин. надлежащим образом извещен не был.

Составление и рассмотрение протокола об административном правонарушении в отсутствие лица в кратчайшие сроки, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

В нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом не проверялось, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления. При наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо не возвратило протокол об административном правонарушении составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

Кроме того, должностным лицом не были предприняты достаточные меры для того, чтобы Медведев В.А. мог эффективно и беспрепятственно реализовать свое конституционное право на защиту.

В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.

Допущенное по данному делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого акта.

При таких обстоятельствах постановление заведующего сектором государственного охотничьего надзора по западной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления контрольно-надзорной деятельности и использования животного мира Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области В.В. Неволина, вынесенное в отношении Медведева В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.37 КоАП РФ, подлежит отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Щучанском районном суде Курганской области настоящей жалобы срок давности привлечения Медведева В.А. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по данному делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

жалобу Медведева Вячеслава Алексеевича – удовлетворить частично.

Постановление № от 14 октября 2022 года, вынесенное должностным лицом заведующим сектором государственного охотничьего надзора по западной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления контрольно-надзорной деятельности и использования животного мира Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области Неволиным В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ в отношении Медведева Вячеслава Алексеевича – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Щучанский районный суд.

Судья:             Э.В. Резник

            

12-2/2023 (12-91/2022;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Медведев Вячеслав Алексеевич
Суд
Щучанский районный суд Курганской области
Судья
Резник Э.В.
Статьи

ст.8.37 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
schuchansky--krg.sudrf.ru
24.11.2022Материалы переданы в производство судье
09.01.2023Судебное заседание
23.01.2023Судебное заседание
26.01.2023Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2023Вступило в законную силу
07.02.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее