Дело № 2-173/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2024г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Иванова Д.Н.
при секретаре: Именитовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Смоленска к администрации г. Смоленска, Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и тарифной политики Смоленской области о взыскании убытков,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г.Смоленска обратился в суд с иском к администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству о взыскании убытков, указав, что постановлением администрации Смоленской области от 27.12.2013 № 1145 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области на 2017-2043 годы. Во исполнение региональной программы распоряжением администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № р/адм утвержден краткосрочный план реализации региональной программы на 2020-2022 годы. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з урегулированы отдельные вопросы в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>. Так, редакцией № указанного закона от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено включение в региональную программу капитального ремонта домов, в которых имеется более трех квартир. Статьей 4 указанного закона установлено, что одним из критериев проведения капитального ремонта общего имущества МКД является необходимость его проведения. В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что на территории Ленинского района г. Смоленска имеется многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Согласно сведениям технического паспорта многоквартирный <адрес>А является двухэтажным пятиквартирным домом. Фактически в указанном доме расположены 4 квартиры, принадлежащие на праве собственности гражданам. Собственниками помещений дома выбран непосредственный способ управления, денежные средства на капитальный ремонт общего имущества аккумулируются на счете НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области». Указанный дом в соответствии с законом Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции № от ДД.ММ.ГГГГ) включен в региональную программу капитального ремонта в 2013 году как дом, в котором имеется более 3-х квартир. Впоследствии в закон Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части исключения из региональной программы капитального ремонта домов, в которых имеется менее чем 5 квартир. Таким образом, в 2019 году возникли основания для исключения многоквартирного <адрес> из региональной программы и невключения его в краткосрочный план, однако в соответствии с распоряжением администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на декабрь 2021 года. В целях реализации региональной программы капитального ремонта между НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» и ООО «Даргель» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояние разработке проектной документации на проведение капитального ремонт общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, в том числе жилой <адрес>. Стоимость выполненных работ составила 381 352,32 руб., являющимися средствами собственников помещений МКД, размещенные на счет регионального оператора. Таким образом, незаконные действия администрации г. СмоленскА, выразившиеся в предоставлении недостоверных сведений в Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, а также отсутствие надлежащего контроля со стороны последнего относительно включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов привели к необоснованному расходованию денежных среде неопределенного круга лиц, размещаемых на счете регионального оператора на разработку проектной документации на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества в размере 381 352,32 руб. Прокуратурой Ленинского района г.Смоленска в адрес администрации г.Смоленска по выявленному факту 16.05.2022 внесено представление, в котором, в том числе, поставлен вопрос о возврате денежных средств неопределенного круга лиц в размере 381 352,32 руб. на счет регионального оператора. Вместе с тем, признав доводы представления обоснованными, администрация г.Смоленска мер по возврату денежных средств не предпринято. Просит взыскать с ответчиков солидарно убытки в размере 381 352, 32 руб. на счет регионального оператора НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области».
Определением от 05.12.2023 произведена замена ответчика Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству его правопреемником – Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и тарифной политики Смоленской области.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Смоленска Новикова О.В. требования поддержала.
Представитель администрации г.Смоленска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее, возражая против требований, указал на то, что в связи с внесенными в областной закон изменениями в адрес Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрацией г.Смоленска была предоставлена информация, что в список домов по г.Смоленску дома с обновленными критериями включены, по дому по ул. Ленина, д.12а дополнительно к информации был направлен технический паспорт на дом, подтверждающий наличие в данном доме 6-ти квартир.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и тарифной политики Смоленской области, в судебное заседание также не явился, ранее в письменных возражениях его правопредшественник в письменных возражениях сослался на то, что всю необходимую информацию о многоквартирных домах, составе помещений, расположенных в данных домах, в целях формирования региональной программы и краткосрочных планов се реализации представляют соответствующие органы местного самоуправления, на территории которых такие дома расположены. Администрация г. Смоленска обладала актуальной информацией о помещений спорного дома, однако ее не предоставила, обязанность осуществлять мониторинг состава помещений, расположенных в многоквартирном доме у Департамента отсутствует.
Представитель третьих лиц НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области», Правительства Смоленской области, Министерства финансов Смоленской области, Финансово-казначейского управления администрации г.Смоленска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
оссий
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39, части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников. Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1). Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных в данной норме случаев (часть 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации). Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной, власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ N 1145 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014 - 2043 годы.
В целях реализации указанной Региональной программы, распоряжением администрации Смоленской области от 27.05.2019 № 802-р/адм утвержден краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2020 - 2022 годы согласно приложению.
В первоначальной редакции указанного распоряжения в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества был включен многоквартирный жилой дом 12а по ул.Ленина г.Смоленска.
Согласно п.5-8 Порядка утверждения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 09.11.2016 № 658 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) краткосрочный план формируется исходя из принципов:
- использования на цели капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах объема средств, который специализированная некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), вправе ежегодно израсходовать на финансирование региональной программы, установленного статьей 11 областного закона от 31 октября 2013 года N 114-з "О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области";
- необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора
Уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, совместно с региональным оператором рассматривает предложения о включении многоквартирных домов в краткосрочный план, указанные в пункте 6 настоящего Порядка, анализирует распределение многоквартирных домов по годам в пределах трехлетнего срока с учетом информации о техническом состоянии указанных многоквартирных домов, полученной в ходе проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, предложенных органами местного самоуправления для включения в краткосрочный план, и в срок до 1 января года, предшествующего году реализации краткосрочного плана, корректирует указанные предложения и направляет в орган исполнительной власти Смоленской области, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции в сфере градостроительной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства на территории Смоленской области.
Орган исполнительной власти Смоленской области, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции в сфере градостроительной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства на территории Смоленской области, обобщает представленные уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, предложения, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, подготавливает краткосрочный план по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку и в срок до 1 апреля года, предшествующего году реализации краткосрочного плана, разрабатывает проект распоряжения Администрации Смоленской области о его утверждении.
В п.1 ч.2. ст. 2 Закона Смоленской области от 31.10.2013 N 114-з (в ред. № 4 от 30.06.2016) "О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области" (принят Смоленской областной Думой 31.10.2013) определено, что региональная программа капитального ремонта формируется на срок 30 лет и включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Смоленской области (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, домов, в которых имеется менее чем три квартиры, а также многоквартирных домов, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом Администрации Смоленской области, приняты решения о сносе или реконструкции;
Областным законом от 28.03.2019 № 21-з в областной закон от 31 октября 2013 года N 114-з внесены изменения и в пункте 1 части 2 статьи 2 слова "три квартиры" заменить словами "пять квартир".
Таким образом, с учетом внесенных в областной закон изменений, возникли основания для исключения из региональной программы капитального ремонта жилых домов, в которых имеется менее 5-ти квартир.
Согласно техническому паспорту на многоквартирный жилой дом 12а по ул.Ленина г.Смоленска, изначально данный дом имел 6 квартир.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в связи с внесенными изменениями в областной закон от ДД.ММ.ГГГГ N 114-з направил запрос в администрацию г.Смоленска о предоставлении перечня многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, в которых имеется менее чем пять квартир.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> на данный запрос дан ответ, согласно которому таких многоквартирных домов не имеется (л.д.105).
На основании полученной от администрации г. Смоленска информации, жилой <адрес> из региональной программы Департаментом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству <адрес> не исключался и в соответствии с распоряжением администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на декабрь 2021 года.
Вместе с тем, в ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству совместно с ГУ «Государственная жилищная инспекция <адрес>, НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» обследования <адрес>, выявлено, что фактически в указанном доме имеется только 3 квартиры, в связи с чем указанный дом подлежит исключению из региональной программы.
Постановлением администрации Смоленской области от 27.09.2021 № 621 вышеуказанный многоквартирный дом исключен из региональной программы.
Согласно информации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства собственниками помещений дома 12а выбран непосредственный способ управления. Денежные средства на капитальный ремонт общего имущества дома аккумулируются на счете НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленск области».
02.03.2021 НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» заключен договор с ООО «Даргель» на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработку проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, в числе жилой <адрес>.
Стоимость выполненных работ составила 381 352, 32 руб. которые перечислены подрядчику платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.
Прокуратурой Ленинского района г.Смоленска в адрес администрации г.Смоленска было направлено представление от 16.05.2022 об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ответ на которое администрация г.Смоленска признала допущенные нарушения законодательства, выразившиеся в том, что не была организована проверка в рамках муниципального контроля
В частности, в соответствии с разделом 3 Административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля на территории г. Смоленска, утвержденного постановлением администрации г. Смоленска от 17.08.2016 № 2032-адм (далее - Регламент), действовавшего на момент направления Департаментом запроса о предоставлении сведений о многоквартирном доме, основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений от органов государственной власти, органов местного самоуправления, содержащих сведения относительно проведения капитального ремонта общего имущества в МКД.
В ходе проверки осуществляется, в том числе, обследование жилищного фонда (п.3.5.2 Административного регламента).
В соответствии с п. 3, п. 6, п. 7 постановления администрации Смоленской области от 20.07.2015 № 425 «О порядке установления необходимости проведения капитального общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на терр Смоленской области», действовавшем в период внесения изменений в региональную программу в части количества квартир, для решения вопроса о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, или об отсутствии такой необходимости Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству создается комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области; заседания комиссии проводятся по инициативе Департамента, а также на основании заявлений об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, поступивших от органов местного самоуправления, представителей собственников помещений в многоквартирных домах; комиссия вправе запрашивать необходимую информацию у государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, объединений граждан и граждан для установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Из совокупности приведенных нормативных положений следует, что при поступлении запроса Департамента о предоставлении сведений о многоквартирных домах, имеющих менее 5-ти квартир и включенных региональную программу, в целях ее актуализации, органу местного самоуправления в рамках осуществления муниципального жилищного контроля за объектами жилищного фонда, расположенного на территории <адрес>, надлежало организовать проведение выездной проверки, в рамках которой установить действительное количество квартир в многоквартирном жилом <адрес>.
Вместе с тем, администрация г.Смоленска при подготовке соответствующего ответа на запрос Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству формально, без проверки фактического состояния указанного дома надлежащим образом свои обязанности в рамках осуществления муниципального жилищного контроля не исполнило, что повлекло необоснованное включение жилого дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и расходованию денежных средств собственников многоквартирных домов на разработку проектной документации на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта имущества в размере 381 352, 32 руб., размещенных на счете регионального оператора.
При этом, доводы письменных возражений администрации <адрес> о том, что наличие в многоквартирном жилом <адрес> шести квартир подтверждается техническим паспортом на дом признаются судом необоснованными.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р/адм <адрес>, принадлежащая на праве собственности ФИО2 и ФИО3, переведена из жилой в нежилое помещение.
При вынесении указанного распоряжения администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № было дано согласие собственникам квартиры на перепланировку <адрес> переведенной в категорию нежилых, под предприятие бытового обслуживания с устройством отдельного входа в соответствии с проектом.
Постановлением администрации <адрес> от 18.070.2007 №-адм <адрес> также переведена в нежилое помещение.
Из ответа Управления имущественных, земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в реестре муниципального имущества <адрес> в <адрес> числится нежилое помещение с кадастровым номером 67:27:0020315:639.
Данное обстоятельство подтверждается и выпиской из ЕГРН, согласно которой нежилое помещение с кадастровым номером 67:27:0020315:639, расположенное на первом этаже в <адрес> находится в собственности МО <адрес>.
Таким образом, три помещения, расположенные на первом этаже <адрес>, имеют статус нежилых, о чем администрации <адрес>, как собственнику одного из таких помещений, а также уполномоченном органу на перевод жилых помещений в нежилые (п.6 ч.1 ст.14 ЖК РФ) было достоверно известно.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу разъяснений, содержащихся в первом и втором абзацах пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ненадлежащее исполнения администрацией <адрес> своих полномочий в сфере муниципального жилищного контроля повлекло расходование денежных средств собственников многоквартирных домов, размещенных на счете регионального оператора, в размере 381 352,32 руб., что по правовой природе является убытками, подлежащими возмещению виновной стороной.
Основания для привлечения к солидарной ответственности Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и тарифной политики <адрес> суд не усматривает.
В соответствии с п. 1 ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В силу абзаца первого статьи 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
Между тем по настоящему делу не установлено, что ответчики являются солидарными причинителями вреда.
Предложения о включении многоквартирных домов в краткосрочный план, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества на соответствующий плановый период, разрабатывают органы местного самоуправления.
Применительно к внесенным в областной закон от 31.10.2013 года N 114-з изменениям обязанность по предоставлению обновленной информации в отношении <адрес> лежала на администрации <адрес>.
По результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ комиссионного обследования, постановлением администрации г.Смоленска от 7.09.2021 № 621 указанный дом был исключен из региональной программы.
В этой связи, оснований для возложения солидарной ответственности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и тарифной политики Смоленской области не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Смоленска удовлетворить частично.
Взыскать с администрации г.Смоленска убытки, причиненные неопределенному кругу лиц, в размере 381 352 руб. 32 коп. путем их перечисления на счет регионального оператора НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области».
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий судья Д.Н.Иванов
Решение в окончательной форме изготовлено 20.03.2024г.
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-173/2024 (2-1445/2023; 2-5599/2022;) ~ М-4827/2022