Судья: Глазкова Т.Г. Дело № 77-594(478)2023
РЕШЕНИЕ
26 декабря 2023 года г. Омск
Судья Омского областного суда Старостина Г.Г., при секретаре Аверкиной Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Омсктехуглерод» (далее по тексту – ООО «Омсктехуглерод», общество) по жалобе генерального директора общества Поддубняка А. Н. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 14 июля 2023 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Омска от 24 октября 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 14 июля 2023 года ООО «Омсктехуглерод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество в лице законного представителя – генерального директора Поддубняка А.Н. обжаловало данное постановление в районный суд.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Омска от 24 октября 2023 года вышеназванное постановление должностного лица Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора изменено. Указана правильная квалификация нарушенных экологических требований – положения пунктов 1, 4 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 9.1.3 приказа Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Исключено из мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении указание на наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства в виде постановления № А-226-в/1 о назначении административного наказания от 13.04.2023 по ст. 8.1 и ст. 8.5 КоАП РФ. Снижен размер административного штрафа до 30 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Омский областной суд, законный представитель общества Поддубняк А.Н. просит постановление и решение отменить как незаконные. Полагает, что расчетный метод для контроля сероводорода установлен в программе ПЭК правильно, в соответствии с абз. 4 п. 9.1.3 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 года № 109. Согласно проведенному расчету рассеивания выбросы сероводорода на установленных административным органом источниках формируют приземистые концентрации на границе территории объекта менее 0,1 доли ПДК. Обратное административным органом не доказано. Общество не совершало административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.1 КоАП РФ.
В отзыве на жалобу должностное лицо Сибирского межрегионального управления Ростехнадзора Тиханович А.Ю. указывает, что применение расчетного метода контроля для ПЭК возможно только для случаев получения показателей приземных концентраций загрязняющих веществ на границе территории объекта менее 0,1 доли ПДК в результате инвентаризации. Ранее общество признано виновным в неправомерном составлении отчета по инвентаризации расчетным методом, следовательно, полученные в результате инвентаризации данные о приземных концентрациях загрязняющих веществ не являются подтвержденными.
В судебном заседании защитник ООО «Омсктехуглерод» Пивоварчик Е.Н., действующий на основании доверенности, поддержал жалобу по изложенным доводам.
Представитель административного органа в рассмотрении жалобы не участвовал, извещен надлежащим образом; неявка не препятствует рассмотрению жалобы. Заявленное главным специалистом-экспертом межрегионального отдела Тиханович А.Ю. ходатайство об отложении судебного заседания не подлежит рассмотрению, в связи с отсутствием права на заявление таких ходатайств (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника, прихожу к следующему.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 названного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Федеральный закон № 7-ФЗ) производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 4 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 года № 109 (далее – Требования).
В соответствии с п. 9.1.3 Требований в Плане-графике контроля расчетные методы контроля указываются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:
отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;
выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Омсктехуглерод» эксплуатирует объект II категории по негативному воздействию на окружающую среду – омская производственная площадка; осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
31 марта 2023 года директором омской производственной площадки Кривицким Н.А. утверждена программа производственного экологического контроля ООО «Омсктехуглерод» (далее – программа ПЭК).
На основании решения Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 24 мая 2023 года в период с 30 мая по 13 июня 2023 года проведена внеплановая выездная проверка ООО «Омсктехуглерод», по результатам которой составлен акт от 13 июня 2023 года.
В ходе проверки выявлены признаки административного правонарушения, в связи с чем приняты меры по привлечению ООО «Омсктехуглерод» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.
Обществом в приложении Д «План-график контроля нормативов выбросов на источниках выбросов» программы ПЭК указано, что на источниках № 0003, 0021, 0022, 0023, 0027, 0028, 0033, 0036, 0039, 0042, 0047, 0052, 0057, 0083 контроль сероводорода осуществляется расчетным методом раз в год; 0045, 0050, 0055, 0081 и 0126 контроль сероводорода осуществляется расчетным методом раз в пять лет.
При этом общество имеет фактическую возможность осуществлять контроль по сероводороду инструментальным методом.
Фактические обстоятельства дела и вина ООО «Омсктехуглерод» подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 30 июня 2023 года (т. 1 л.д. 70-72); актом внеплановой выездной проверки (т. 1 л.д. 78-87); программой ПЭК (т. 1 л.д. 89-182), решением о внеплановой проверке от 24 мая 2023 года (т. 2 л.д. 20-23); протоколами испытаний (т. 2 л.д. 38-164), пояснениями должностного лица Росприроднадзора и другими собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Деяние ООО «Омсктехуглерод» правильно квалифицировано по ст. 8.1 КоАП РФ.
Рассматривая жалобу на постановление должностного лица административного органа, судья районного суда в соответствии с положениями ст. ст. 30.6-30.7 КоАП РФ правильно применил нормы закона и изменил данное постановление.
Выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, заслуживают поддержки.
Доводы жалобы о правильном применении в программе ПЭК расчетного метода по сероводороду подлежат отклонению как несостоятельные.
Расчетный метод контроля для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников может быть использован, помимо прочего, в том случае, если выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.
Судья районного суда правильно принял во внимание постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 13 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. ст. 8.1, 8.5 КоАП РФ, оставленное без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Омска от 14 июля 2023 года и решением судьи Омского областного суда от 1 сентября 2023 года. Исходя из данных актов, ООО «Омсктхеуглерод» незаконно применило при инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников расчетный метод исследования при наличии фактической возможности использования инструментального метода.
В этом связи должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к верному выводу о том, что ООО «Омсктехуглерод» не вправе использовать указанные в отчете об инвентаризации за 2021 год результаты для последующего составления программы ПЭК с применением расчетных методов.
Ссылки в жалобе на пояснения представителя разработчика экологической документации для общества (ООО «Промэкопроект») о том, что использование расчетного метода не привело к недостоверным или неподтвержденным данным ПДК сероводорода на границе объекта, являются безосновательными, поскольку в силу прямого указания нормативных правовых актов расчетные и инструментальные методы для определения показателей выбросов используются в строго установленных случаях; преимущество имеют инструментальные методы. При этом, учитывая соответствие точек отбора нормам государственного стандарта, ООО «Омсктехуглерод» имеет возможность осуществлять производственный экологический контроль инструментальным методом.
Постановление о привлечении ООО «Омсктехуглерод» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «Омсктехуглерод» согласно санкции ст. 8.1 КоАП РФ и отвечает требованиям ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ (с учетом снижения размера административного штрафа судьей районного суда).
Существенных нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенного по делу постановления, а также отмену или изменение решения судьи районного суда, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
Таким образом, жалоба подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 14 июля 2023 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Омска от 24 октября 2023 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Омсктехуглерод» Поддубняка А.Н. – без удовлетворения.
Судья Г.Г. Старостина