дело №2-82/2022
уид 44RS0004-01-2022-000046-06
Мотивированное решение
изготовлено 24.06.2022г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2022 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Праздниковой О.А.
при секретаре Кузнецовой И.И.,
с участием прокурора Лебедевой Д.П.,
представителя ответчика Левиной А.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к МКУП «Мантуровская теплоснабжающая организация» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о теплоснабжении
УСТАНОВИЛ:
В Мантуровский районный суд Костромской области обратился Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области в интересах неопределенного круга лиц с иском к МКУП «Мантуровская теплоснабжающая организация», указав, что в рамках проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, установлено, что теплоснабжающей организацией, осуществляющей централизованное теплоснабжение объектов жилищного фонда и социально-значимых объектов, допущены нарушения при подготовке к отопительному сезону. В соответствии с решением КУМИ и ЗР администрации г.о гор.Мантурово от 18.08.2021г №120 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МКУП «МТО», договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МКУП «МТО» от 19.08.2021г 32 котельные переданы на праве оперативного управления МКУП «МТО». В соответствии с п.3.1.3 указанного договора МКУП «МТО» обязуется производить ремонт, реконструкцию и восстановление имущества закрепленного за ним данным договором. Прокурором установлено, что МКУП «МТО» не обеспечена организация коммерческого учета реализуемой тепловой энергии на котельных. В нарушение требований пунктов Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003г №115,эксплуатация тепловых энергоустановок осуществляется лицами не прошедшими проверку знаний в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор), удостоверения о допуске к работам в тепловых энергоустановках отсутствуют. Кроме того, неполучение муниципальным образованием гор.Мантурово паспорта готовности по причине неготовности теплоснабжающих организаций влечет обязанность продолжить подготовку к отопительному периоду вплоть до устранения замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности и означают неготовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях. Непринятие МКУП «МТО» мер к устранению нарушений закона в сфере теплоснабжения, допущенных при подготовке к отопительному периоду 2021-2022 годов, невыполнение теплоснабжающей организацией требований, установленных правилами оценки готовности к отопительному периоду, ставит под угрозу качество и безопасность теплоснабжения населения, объектов социальной инфраструктуры в отопительном периоде 2021-2022 годов, что нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. В связи с выявленными нарушениями муниципальное образование может не получить паспорт готовности к отопительному периоду. Ссылаясь на положения Федерального закона «О теплоснабжении», правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные приказом Минэнерго России от 12.03.2013 года № 103, правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 года № 115, просит обязать МКУП «МТО» обеспечить организацию коммерческого учета реализуемой тепловой энергии на принадлежащих МКУП «МТО» на праве оперативного управления котельных; проверку знаний сотрудниками, ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок в комиссии Ростехнадзора с получением соответствующих удостоверений по результатам проверки.
Определением суда от 09.06.2022г к производству суда приняты дополнительные требования прокурора к МКУП «МТО» о возложении обязанности в срок до 30.10.2022г по организации коммерческого учета реализуемой тепловой энергии путем установки узла учета на выводах тепловых сетей котельных, находящихся в оперативном управлении предприятия, а именно: №1,№2, №4,№6,№7,№8,№9,№11,№12,№13,№14,№15,№16,№17,№18,№20,№22,№23,№25,
№26,№27,№28,№29,№30,№31. Возложить на ответчика обязанность по проведению гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей в следующих котельных: №4,№5,№6,№7,№10,№16,№17,№18,№20,№22,№23,№25,№27,№28,№29,№30,№31 и в котельных по адресу: Мантуровский район пос.Лесобаза; дер.Рогово ул.Школьная д.1; дер.Знаменка; дер.Подвигалиха.
Определением Мантуровского районного суда Костромской области от 15.03.2022 года в связи с отказом прокурора от части иска, прекращено производство по делу в отношении требований прокурора к МКУП «Мантуровская теплоснабжающая организация» об проведении проверки знаний сотрудниками, ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок в комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, с получением соответствующих удостоверений по результатам проверки.
Определением Мантуровского районного суда Костромской области от 22.06.2022 года в связи с отказом прокурора от части иска, прекращено производство по делу в отношении требований прокурора об организации коммерческого учета реализуемой тепловой энергии на котельных.
В судебном заседании прокурор Лебедева Д.П. поддержала исковые требования о возложении на МКУП «МТО» обязанности по проведению гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей в следующих котельных: №4,№5,№6,№7,№10,№16,№17,№18,;20,№22,№23,№25,№27,№28,№29,
№30,№31 и в котельных по адресу: Мантуровский район пос.Лесобаза; дер.Рогово ул.Школьная д.1; дер.Знаменка; дер.Подвигалиха в срок до 30.10.2022 года по основаниям, изложенным в иске, мотивируя необходимостью подготовки котельных к отопительному периоду.
Представитель ответчика – МКУП «МТО» в судебном заседании с исковыми требованиями частично согласился. Не согласен с требованиями прокурора в отношении котельных №29, №31,дер.Рогово, дер. Знаменка, дер. Подвигалиха в связи с тем, что Планом капитального ремонта, реконструкции и строительства котельных на 2022-2024 г на территории гор.Мантурово предусмотрена установка пеллетных котельных, которые будут переданы другой организации.
Определением Мантуровского районного суда Костромской области от 16.05.2022 года привлечено в качестве соответчика муниципальное образование в лице администрации г.о гор.Мантурово.
Представитель соответчика – муниципального образования в лице администрации в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомленным о дате и времени рассмотрения дела. Ранее в суде с иском прокурора не согласились по тем основаниям, что планируется газификация котельных и устройство новых модульных котельных, которые будут оборудованы счетчиками. В отношении иных требований прокурора возражений не имели.
Третье лицо - Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомленным о дате и времени рассмотрения дела.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы г.о гор.Мантурово от 12.07.2021г №241 создано МКУП «Мантуровская теплоснабжающая организация». Пунктом 2.1 Устава установлено, что предметом деятельности предприятия является теплоснабжение потребителей г.о гор.Мантурово. Учредителем(собственником имущества) предприятия является муниципальное образование г.о гор.Мантурово.
Договором от 19.08.2021г, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации г.о гор.Мантурово передал в в пользование на праве оперативного управления имущество, являющееся муниципальной собственностью г.о гор.Мантурово, в т.ч котельные (32) и их оборудование.
Частью 4 статьи 20 ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям. установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации, кроме того, обязаны, в т.ч обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В силу п.2 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013г №103, проверка муниципальных образований осуществляется Ростехнадзором, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Пуннктом 10 Правил установлено, что сроки выдачи паспортов определяются руководителем(заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября – для потребителей тепловой энергии, не позднее 01 ноября –для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября – для муниципальных образований.
Прокурором установлено, что по результатам рассмотрения 10.12.2021г комиссией Ростехнадзора документов в отношении муниципального образования гор.Мантурово, принято решение о неготовности муниципального образования к отопительному периоду, в администрацию г.о гор.Мантурово направлены замечания о необходимости устранения недостатков.
В силу п.6.82 типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ №285 от 13.12.2000г, тепловые сети, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться следующим испытаниям: гидравлическим испытаниям с целью проверки прочности и плотности трубопроводов, их элементов и арматуры; испытаниям на максимальную температуру теплоносителя(температурным испытаниям) для выявления дефектов трубопроводов и оборудования тепловой сети, контроля за их состоянием, проверки компенсирующей способности тепловой сети и иные испытания.
Пунктом 11.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок определено, что при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются: испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными Правилами.
Прокурором в ходе проверки установлено, что МКУП «МТО» не проводились гидравлические и тепловые испытания тепловых сетей в котельных №4,№5,№6,№7,№10,№16,№17,№18,№20,№22,№23,№25,№27,№28,№29,№30,№31 и в котельных по адресу: Мантуровский район пос.Лесобаза; дер.Рогово ул.Школьная д.1; дер.Знаменка; дер.Подвигалиха.
При невыполнении указанных требований невозможно сделать вывод о надежности системы теплоснабжения, при котором обеспечивается качество и безопасность теплоснабжения. Непринятие МКУП «МТО» всех необходимых мер по подготовке к отопительному периоду ставит под угрозу качество и безопасность теплоснабжения населения гор.Мантурово, объектов социальной инфраструктуры.
Суд соглашается с указанными доводами прокурора, и, учитывая, признание иска ответчиком, полагает возможным принять признание иска, т.к данное признание не противоречит закону и не нарушает прав и интересов других лиц. При этом, суд не может признать обоснованными доводы ответчика в отношении тех котельных, которые входят в план реконструкции на пеллетные котельные, учитывая отсутствие на время рассмотрения спора доказательств переоборудования котельных на иной вид топлива.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о полном удовлетворении исковых требований прокурора к МКУП «Мантуровская теплоснабжающая организация».
Поскольку требования прокурора сводятся к проведению гидравлических и тепловых испытаний в котельных, отсутствуют основания для возложения данной обязанности на муниципальное образование, как собственника котельных и находящегося в них имущества. К данному ответчику в требованиях прокурору следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Иск Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к МКУП «Мантуровская теплоснабжающая организация», администрации г.о гор.Мантурово о возложении обязанности по проведению в срок до 30.10.2022 года гидравлических и тепловых испытаний в котельных: №4,№5,№6,№7,№10,№16,№17,№18,№20,№22,№23,№25,№27,№28,№29,№30, №31
и в котельных по адресу: Мантуровский район пос.Лесобаза; дер.Рогово ул.Школьная д.1;дер.Знаменка; дер.Подвигалиха – удовлетворить.
Обязать МКУП «Мантуровская теплоснабжающая организация», находящееся: гор.Мантурово ул.Сенная д.1а ИНН 44040004021 провести в срок до 30.10.2022 года гидравлические и тепловые испытания в котельных: №4,№5,№6,№7,№10,№16,№17,№18,№20,№22,№23,№25,№27,№28,№29,№30, №31
и в котельных по адресу: Мантуровский район пос.Лесобаза; дер.Рогово; ул.Школьная д.1;дер.Знаменка; дер.Подвигалиха.
В удовлетворении иска Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области к муниципальному образованию г.о гор.Мантурово в лице администрации - отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: О.А Праздникова.