РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 июля 2023 года по делу № 2-1038/2023
УИД 43RS0034-01-2023-000995-72
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Дурсеневой Т.Е.,
при секретаре Бурмистровой Д.С.,
с участием прокурора Исупова Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Слободском Кировской области гражданское дело по иску Слободского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании действий по введению полного ограничения режима потребления электроэнергии незаконными и возложении обязанности по возобновлению подачи электроэнергии,
УСТАНОВИЛ:
Слободской межрайонный прокурор обратился в суд с иском к АО «ЭнергосбыТ Плюс», указав, что прокуратурой проведена проверка по обращению директора МУП «Теплопроводность» по факту прекращения АО «ЭнергосбыТ Плюс» подачи электроэнергии. В ходе проверки установлено, что ОАО «Энергосбыт Плюс» является поставщиком электроэнергии на котельные МУП «Теплопроводность»: №1, №2 с. Ильинское, №3 д. Стулово, №1, №2 с. Закаринье, блочно-модульную котельную с. Шестаково, котельную д. Светозарево. С 11 мая 2023 года ответчиком введен режим полного ограничения подачи электроэнергии в связи с неисполнением МУП «Теплопроводность» обязанности по оплате электроэнергии. Согласно решению Слободской районной Думы от 29.06.2023 № 23/225 на территории Слободского района началась работа по подготовке к отопительному сезону 2023-2024 годов, в соответствии с которым МУП «Теплопроводность» должно организовать проведение работ по качественной подготовке к данному отопительному сезону в целях обеспечения его своевременного начала и поставки населению Слободского района коммунальной услуги в виде отопления. До настоящего времени режим ограничения подачи электрической энергии ответчиком не отменен, указанные котельные обесточены, что создает угрозу несвоевременного завершения подготовки МУП «Теплопроводность» к зиме и срыва начала отопительного сезона. По состоянию на 03 июля 2023 года в связи с отсутствием электроэнергии не выполнены работы по подготовке котельных к нормативному техническому состоянию. Таким образом, у МУП «Теплопроводность» не имеется возможности своевременно предоставить населению Слободского района коммунальную услугу в виде отопления при издании администрацией Слободского района распоряжения о начале отопительного сезона, что в свою очередь может повлечь массовые заболевания, иные неблагоприятные последствия. Действия энергоснабжающей организации по полному ограничению поставки ресурсов организации-потребителю, к сетям которой подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг. С учетом изложенного просит суд признать действия АО «ЭнергосбыТ Плюс» по введению полного ограничения режима потребления электроэнергии путем отключения вышеназванных объектов незаконными и обязать возобновить подачу электроэнергии к указанным объектам, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании прокурор Исупов Д.Ю. на иске настаивал.
Представитель ответчика по доверенности Соколова А.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без участия представителя АО «ЭнергосбыТ Плюс». В письменных возражениях на иск указала, что между АО «ЭнергосбыТ Плюс» и МУП «Теплопроводность» 24 сентября 2019 года заключен договор энергоснабжения № 212613. МУП «Теплопроводность» не исполняет установленную договором обязанность по оплате электроэнергии, поэтому в соответствии с условиями договора, положениями статей 309, 328, 523, 546 ГК РФ, постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 АО «ЭнергосбыТ Плюс» имело право отказаться от исполнения договора энергоснабжения. Котельные, а также организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного теплоснабжения, не включены в перечень категорий потребителей электроэнергии, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям. По состоянию на 11 июля 2023 года задолженность МУП «Теплопроводность» за электроэнергию составляет 2 880 244,04 руб., не ликвидирована, следовательно, оснований для отмены ограничения режима потребления электроэнергии не имеется. Ограничение подачи электроэнергии связано с недобросовестностью МУП «Теплопроводность», которое могло, но не инициировало оформление акта согласования технологической и (или) аварийной брони, не осуществляет действия, позволяющие организовать автономную работу объектов (в том числе не устанавливает автономный источник электроэнергии). АО «ЭнергосбыТ Плюс» не оказывает населению услуги по теплоснабжению, не отвечает признакам исполнителя коммунальной услуги по отоплению, поэтому к рассматриваемой ситуации не применимы нормы Закона РФ «О защите прав потребителей», Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Так как ограничение режима потребления электроэнергии введено вне отопительного периода, то права и законные интересы населения не нарушены, угроза жизни и здоровью граждан отсутствует. На основании изложенного просит отказать прокурору в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица МУП «Теплопроводность» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, третьего лица.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 24 сентября 2019 года между АО «ЭнергосбыТ Плюс» (Гарантирующий поставщик) и МУП «Теплопроводность» (Потребитель) был заключен договор электроснабжения № 212613, согласно которому Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Согласно пункту 2.1.2 указанного договора Гарантирующий поставщик вправе инициировать введение ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) Потребителю, в частности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение Потребителем обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В соответствии с приложением №2 к договору электроснабжения (в редакции дополнительных соглашений) энергопринимающими устройствами МУП «Теплопроводность» являются: две котельные с. Ильинское, две котельные №3 д. Стулово, две блочно-модульные котельные с. Шестаково, котельная д. Светозарево, котельные №1 и №2 с. Закаринье (л.д. 76-100).
Согласно структуре полезного отпуска тепловой энергии по потребителям вышеперечисленные котельные поставляют тепловую энергию в жилые дома, школы, детские сады, амбулаторию, ФАП (л.д. 31-42).
22 мая 2023 года администрацией Слободского муниципального района Кировской области принято постановление № 704, в пункте 2 которого руководителям предприятий ЖКХ независимо от форм собственности и организационно-правовых норм рекомендовано в срок до 20.07.2023 обеспечить выполнение всех работ по подготовке жилищного фонда, объектов социальной сферы и жизнеобеспечения к отопительному сезону 2023-2024 годов (л.д. 17-19).
Решением №23/225 от 29 июня 2023 года Слободская районная Дума Кировской области рекомендовала руководителям ресурсоснабжающих предприятий и организаций, имеющим на балансе, в безвозмездном пользовании, в аренде, на обслуживании, в управлении жилищный фонд, объекты коммунального, социального и бытового назначения принять исчерпывающие меры по выполнению мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2023-2024 г., указав, что все основные ремонтные работы должны быть завершены к 01 августа 2023 года (л.д. 43-46).
Согласно прилагаемому к указанному решению плану мероприятий по подготовке к отопительному сезону предприятий жилищно-коммунального хозяйства Слободского района 2023-2024 гг. на котельных МУП «Теплопроводность» запланированы ремонтные работы котлов, включая сварочные работы в котельной с. Ильинское (л.д. 47-66).
27 апреля и 19 мая 2023 года АО «КироэнергосбыТ Плюс» направило в адрес МУП «Теплопроводность» уведомления № 70306-03-00276/2, № 70306-03-00310/63 о том, что в случае непогашения образовавшейся по состоянию на указанные даты задолженности в размере 3 450 942,57 руб. за январь-март 2023 г. и 4 483 000,98 руб. за январь-апрель 2023 г. соответственно в течение 10 дней с даты получения настоящих уведомлений Потребителю следует осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления электрической энергии вышеперечисленных объектов в точках поставки согласно приложениям до 12 часов 11 мая и 31 мая 2023 года (л.д. 115-119).
В связи с тем, что требуемая задолженность не была погашена, на объектах МУП «Теплопроводность» было введено полное ограничение режима потребления электроэнергии: 11 мая 2023 года на котельных с. Ильинское, д. Стулово, с. Шестаково, 31 мая 2023 года на котельных д. Светозарево, с. Закаринье (л.д. 120-139).
06 июня 2023 года в Слободскую межрайонную прокуратуру поступило обращение директора МУП «Теплопроводность» с просьбой принять меры прокурорского реагирования для решения вопроса о снятии полного ограничения режима потребления электрической энергии по объектам предприятия. В обращении указано, что в отсутствие электроэнергии предприятие не сможет в полной мере провести подготовку котельного оборудования к следующему отопительному периоду, в частности, провести плановые и регламентные ремонтные работы на котельных (л.д. 12-16).
Положения действующего законодательства Российской Федерации - статья 12, пункт 1 статьи 523, пункт 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации - не исключают возможность приостановления и прекращения ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии организациям-потребителям в том случае, если такими организациями-потребителями являются юридические лица.
Согласно пункту 48 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
В силу абзаца 2 подпункта «б» пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 442 от 04.05.2012 (далее - Правила № 442) ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении потребителем своих обязательств, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).
В то же время, пунктом 3 Правил №442 предусмотрено, что ограничение режима потребления, за исключением вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "з" и "и" пункта 2 настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства сетевой организации или иного лица, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики этого потребителя.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом граждан на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
Согласно пункту 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
Таким образом, федеральным законодателем в развитие приведенных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты граждан-потребителей, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Доказательств, свидетельствующих о том, что все граждане - потребители коммунальных услуг по теплоснабжению, горячему водоснабжению, поставляемых от котельных МУП «Теплопроводность», не оплачивают своевременно оказанные коммунальные услуги, у суда не имеется.
Следовательно, действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организации-потребителю электрической энергии, к сетям которой подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, являются незаконными, ведут к нарушению прав граждан-потребителей на получение коммунальных услуг, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что котельные не отнесены к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, введенное ограничение вне отопительного сезона не нарушает прав граждан, не принимаются судом во внимание, так как ограничение режима потребления электроэнергии указанных котельных создает угрозу срыва отопительного сезона по причине невозможности окончания запланированных ремонтных и иных работ, создает реальную угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц – жителей Слободского муниципального района Кировской области.
Вопреки доводам ответчика злоупотребления правом в действиях МУП «Теплопроводность», не оплатившего в требуемый срок задолженность по электроэнергии, суд не усматривает.
То обстоятельство, что МУП «Теплопроводность» не инициировало оформление акта согласования технологической и (или) аварийной брони, установку автономного источника электроэнергии, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.
В силу статей 10, 12, 14 ГК РФ осуществление гражданских прав не должно причинять вреда третьим лицам; защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, при этом избранный способ защиты должен быть соразмерным нарушению. Этим критериям действия АО «ЭнергосбыТ Плюс» не отвечают, поскольку при введении ограничения режима потребления электроэнергии ответчиком был нарушен баланс его экономических интересов и законных прав потребителей энергии.
В части 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом под неопределенным кругом лиц законодатель понимает такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Поскольку на момент предъявления иска невозможно достоверно установить лиц, проживающих в многоквартирных домах, а также посещающих школы, детские сады, амбулаторию, ФАП, то при таких обстоятельствах прокурор в соответствии со статьей 12 ГК РФ избрал правомерный способ защиты интересов неопределенного круга лиц посредством признания действий ответчика по ограничению подачи электроэнергии на объекты МУП «Теплопроводность» незаконными и обязании возобновить подачу электрической энергии.
Учитывая изложенное, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
На основании заявления прокурора суд полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения с учетом предстоящего отопительного сезона может привести к его срыву, повлечь наступление негативных экономических и социальных последствий, причинение значительного ущерба неопределенному кругу лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, следует взыскать государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «городской округ город Слободской Кировской области» в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконными действия АО «ЭнергосбыТ Плюс» (ИНН 5612042824) по введению ограничения режима потребления электроэнергии путем отключения котельных №1 и №2 с. Ильинское Слободского района Кировской области, №3 д. Стулово Слободского района Кировской области, котельной д. Светозарево Слободского района Кировской области, котельных №1 и №2 с. Закаринье Слободского района Кировской области, блочно-модульной котельной с. Шестаково Слободского района Кировской области.
Обязать АО «ЭнергосбыТ Плюс» (ИНН 5612042824) возобновить подачу электроэнергии к объектам (с описанием точек поставки):
1) котельной № 1 (Слободской РЭС/ПС Ильинская 110кВ/СШ-1 10 кВ/ФСН-3/ТП-1/Тр-1/ФНН-8), Кировская область, Слободской район, с. Ильинское;
2) котельной № 2 (Слободской РЭС/ПС Ильинская 110кВ/СШ-1 10 кВ/ФСН-3/ТП-1/Тр-1/ФНН-7), Кировская область, Слободской район, с. Ильинское;
3) котельной № 3 (Слободской РЭС/ПС Садовая 110кВ/СШ-5 10 кВ/ФСН-33/ТП-11/Тр-1/ФНН-9), Кировская область, Слободской район, д. Стулово;
4) котельной № 3 (Слободской РЭС/ПС Садовая 110кВ/СШ-5 10 кВ/ФСН-33/ТП-11/Тр-1/ФНН-4), Кировская область, Слободской район, д. Стулово;
5) блочно-модульной котельной с. Шестаково (Слободской РЭС/ПС Шестаки 110кВ/СШ-2 10 кВ/ФСН-4/ТП-9/Тр-2/ФНН-1/ опора 27);
6) блочно-модульной котельной с. Шестаково (Слободской РЭС/ПС Шестаки 110кВ/СШ-1 10 кВ/ФСН-3/ТП-13/Тр-1/ФНН-1/ опора 1);
7) котельной д. Светозарево (<данные изъяты>);
8) котельной №2 Закаринье (Слободской РЭС/ПС Ярославль 35кВ/СШ-1 10 кВ/ФСН-3/ТП-2/Тр-1/ФНН-4/ опора 5);
9) котельной №1 Закаринье (Слободской РЭС/ПС Ярославль 35кВ/СШ-1 10 кВ/ФСН-3/ТП-5/Тр-1/ФНН-4/ опора 5).
Решение в части обязания возобновления подачи электроэнергии обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с АО «ЭнергосбыТ Плюс» в доход бюджета муниципального образования «городской округ город Слободской Кировской области» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись Т.Е. Дурсенева
Решение принято в окончательной форме 02 августа 2023 года.
Копия верна, судья -