Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-23/2024 (2-317/2023;) ~ М-307/2023 от 11.12.2023

Дело № 2-23/2024

УИД - 22RS0039-01-2023-000404-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Петропавловское                           29 января 2024 года

Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Полетайкиной А.В.,

при помощнике судьи Мозгуновой А.В.,

с участием процессуального истца заместителя прокурора Петропавловского района Елисеенко В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петропавловского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петропавловского района Алтайского края о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Петропавловского района Алтайского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, в котором просил обязать ответчика поставить на государственный учет нежилое здание - котельную, расположенную по адресу: <адрес>, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в срок не позднее 01.09.2024.

В обоснование исковых требований прокурор Петропавловского района Алтайского края указал на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности МБОУ «Антоньевская СОШ». В результате данной проверки установлено, что МБОУ «Антоньевская СОШ» используется котельная, расположенная по адресу: <адрес> для отопления здания школы. Указанный объект недвижимости передан Администрацией Петропавловского района в оперативное управление МБОУ «Антоньевская СОШ» в соответствии с распоряжением Администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -р. Установлено, что котельная, по вышеуказанному адресу является источником выбросов в атмосферный воздух, что отвечает признакам объекта негативного воздействия на среду (далее объект НВОС), а именно наличию источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Вместе с тем, до настоящего времени не подано заявки на постановку на государственный учет здания котельной, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В государственном (региональном и федеральном) реестре объектов, оказывающих НВОС, сведения о постановке указанного объекта на государственный учет отсутствуют. Указанные нарушения являются недопустимыми и требуют незамедлительного устранения, поскольку государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно - целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. В связи с чем, длительное бездействие ответчика в данном случае препятствует достижению вышеуказанных целей.

В исковом заявлении прокурор сослался на положения статей Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, по ходатайству процессуального истца прокурора Петропавловского района Алтайского края Суходоева А.С. ненадлежащий ответчик МБОУ «Антоньевская средняя общеобразовательная школа» заменен судом на надлежащего ответчика Администрацию Петропавловского района Алтайского края. МБОУ «Антоньевская СОШ» привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.

Процессуальный истец заместитель прокурора Петропавловского района Алтайского края Елисеенко В.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края Лоскутова Н.А., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. До судебного заседания представила заявление о признании иска в полном объеме.

    Представители третьих лиц МБОУ «Антоньевская СОШ», Комитета по образованию Администрации Петропавловского района Алтайского края, будучи надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

В силу положений ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон по делу, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Несоблюдение указанных требований природоохранного законодательства нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствии со статье 11 Федерального закона от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е. с 1 января 2015 г.) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.02.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, может включать несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности.

Объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, являются вышеуказанные источники выбросов, которые эксплуатируются более шести месяцев.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к числу которых относятся: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учётом экономических и социальных факторов; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

В силу п.1 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

В соответствии со ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учёт юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (п. 1).

Постановка на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учёт, которая подаётся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 2).

Согласно ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты НВОС в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяется на I II III IV категории. Критерии определения категории объекта негативного воздействия на окружающую среду утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I и II III IV категории».

Пункт 2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 №1316-р утверждён Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. В данном перечне кроме прочих веществ упомянуты зола твёрдого топлива, углерода оксид.

В судебном заседании установлено, что МБОУ «Антоньевская СОШ» используется котельная, расположенная по адресу: <адрес> для отопления здания школы. Указанный объект недвижимости передан Администрацией Петропавловского района в оперативное управление МБОУ «Антоньевская СОШ» в соответствии с распоряжением Администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -р. Указанное здание школы отапливается ответчиком, находящейся при школе котельной, работающей на угле.

Установлено, что котельная, по вышеуказанному адресу являются источником выбросов в атмосферный воздух, что отвечает признакам объекта негативного воздействия на среду (далее объект НВОС), а именно наличию источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно «Сборнику методик по расчету выбросов в атмосферу загрязняющих веществ различными производствами» (Гидрометеоиздат), продуктами сгорания угля и дров являются загрязняющие вещества: твердые частицы летучей золы и недогоревшего топлива, оксид серы, оксид углерода (угарный газ), оксид азота, диоксид азота, зола, угольная пыль и др.

    Факт того, что при зажигании угля и дров образуется загрязняющие вещества в виде золы (шлака), пыли (не догоревшего топлива), сажи, угарного газа - это общеизвестный факт, являющийся основанием для освобождения от предоставления дополнительных доказательств.

Таким образом, при эксплуатации вышеуказанной котельной МБОУ осуществляются выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарного источника.

Согласно представленной информации Комитета по образованию Администрации Петропавловского района Алтайского края, за отопительный период 2022-2023 годов котельной МБОУ «Антоньевская СОШ» израсходовано 240 тонн угля, в период с 2023 года по дату предоставления информации израсходовано 50 тонн угля.

При сгорании каменного угля образуется зола твёрдого топлива, а так же оксид углерода. Данные обстоятельства являются общеизвестными, поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 61 ГПК РФ не нуждаются в доказывании. Таким образом, при эксплуатации вышеуказанной котельной МБОУ «Антоньевская СОШ» осуществляются выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарного источника, т.е. котельная ответчика является стационарным источником загрязнения окружающей среды, объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, поэтому данный объект подлежит государственному учёту.

Вместе с тем, ответчиком до настоящего времени не подана заявка на постановку на государственный учет здания котельной, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В государственном (региональном и федеральном) реестре объектов, оказывающих НВОС, сведения о постановке указанных объектов на государственный учет отсутствуют.

Указанные нарушения являются недопустимыми и требуют незамедлительного устранения, поскольку государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно - целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора, в связи с чем, длительное бездействие ответчика в данном случае препятствует достижению вышеуказанных целей.

Между тем, согласно информации Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объект ответчика не включены.

При таких обстоятельствах бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный учёт эксплуатируемой им котельной, является незаконным, в связи с чем на ответчика следует возложить обязанность поставить на государственный учёт эксплуатируемую им котельную путём подачи соответствующей заявки в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.

При таких обстоятельствах по делу, исковые требования прокурора Петропавловского района Алтайского края об обязании ответчика поставить на государственный учет нежилое здание - котельную, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, подлежат удовлетворению.

Учитывая объём работ, подлежащий выполнению ответчиком в целях устранения указанных выше нарушений законодательства, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения данного решения – не позднее 01.09.2024.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300,00 руб., поскольку при обращении в суд прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины, иск прокурора удовлетворен в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Петропавловского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петропавловского района Алтайского края о возложении обязанности, удовлетворить.

Обязать Администрацию Петропавловского района Алтайского края (ИНН , ОГРН ) поставить на государственный учет нежилое здание - котельную, расположенную по адресу: <адрес>, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в срок не позднее 01.09.2024.

Взыскать с Администрации Петропавловского района Алтайского края (ИНН , ОГРН ) в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Петропавловский районный суд Алтайского края.

    Решение в окончательной форме изготовлено 02 февраля 2024 года.

Председательствующий А.В. Полетайкина

2-23/2024 (2-317/2023;) ~ М-307/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор
Ответчики
Администрация Петропавловского района
Другие
Комитет по образованию Администрации Петропавловского района
МБОУ "Антоньевская СОШ"
Суд
Петропавловский районный суд Алтайского края
Судья
Полетайкина А.В.
Дело на странице суда
petropavlovsky--alt.sudrf.ru
11.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2023Передача материалов судье
14.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
02.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2024Дело оформлено
11.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее