Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-611/2023 (33-13933/2022;) от 02.12.2022

Судья: Наточеева М.А. Гр. дело № 33-13933/2022

Номер дела суда первой инстанции № 2-1322/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 января 2023 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Черкуновой Л.В.,

судей – Соболевой Ж.В., Топтуновой Е.В.,

при секретаре – Даниленко И.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» на решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 мая 2022 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Горшковой Надежды Васильевны к МП г.о. Самара «ТТУ» о признании приказа незаконным и взыскании денежных средств удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить приказ начальника ГТД МП г.о.Самара «ТТУ» от 14.11.2021г. № об отстранении от работы Горшковой Н.В. с 14.11.2021г.

Взыскать с МП г.о.Самара «ТТУ» в пользу Горшковой Надежды Васильевны заработную плату за время вынужденного прогула за период с 14.11.2021г. по 31.01.2022г. в размере 66237 рублей 55 копеек, произведя из указанной суммы предусмотренные законом удержания, а также компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 6897 рублей 09 копеек.

Взыскать с МП г.о. Самара «ТТУ» в пользу Горшковой Надежды Васильевны компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Решение суда в части взыскания с МП г.о. Самара «ТТУ» в пользу Горшковой Н.В. заработной платы в размере 66237 рублей 55 копеек обратить к немедленному исполнению».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия

установила:

Горшкова Надежда Васильевна обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с исковым заявлением к МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» о признании приказа об отстранении от работы незаконным и взыскании денежных средств.

В обоснование заявленных требований истец указала, что 18 марта 2011 г. между ней и МП г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» заключен трудовой договор , согласно которому она принята на должность кондуктора. Приказом МП г.о. Самара «ТТУ» от 14 ноября 2021 г. № истец отстранена от работы с 14 ноября 2021 г. до окончания периода эпидемиологического неблагополучия либо прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции как работник Городского трамвайного депо, отказавшийся от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и, не имеющий противопоказаний для вакцинации (сведения о противопоказаниях отсутствуют). Основанием отстранения от работы является ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5 ФЗ от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ (ред. 02 июля 2021г.) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Постановление от 08 октября 2021 г. № 7-п «О внесении изменений в Постановление Главного Государственного санитарного врача по Самарской области от 15 июля 2021г. № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области», Приказ МП г.о. Самара «ТТУ» от 02 ноября 2021 г. «О делегировании полномочий». С приказом истец ознакомлена в декабре 2021 г.

Истец считает приказ незаконным, нарушающим ее трудовые права, поскольку ответчиком нарушена процедура ее ознакомления с данным приказом, в также в связи с тем, что ее работа не входит в перечень заболеваний, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд, с учетом уточненных исковых требований, признать незаконным приказ МП г.о.Самара «ТТУ» от 14 ноября 2021 г. № ГТД-410-лс об отстранении от работы; взыскать с МП г.о.Самара «ТТУ» заработную плату за время вынужденного прогула в размере 66 237,55 рублей, компенсацию за задержку выплаты в размере 6 897 рублей 09 копеек, произведя из указанной суммы предусмотренные законом удержания; компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика МП г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» просит решение отменить с учетом доводов апелляционной жалобы, указывая, что суд неверно применил нормы материального права, дал ненадлежащую оценку представленным доказательствам, поскольку факт ознакомления истца с приказом об отстранения от работы подтвержден в ходе рассмотрения дела.

В суде апелляционной инстанции представитель МП г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» Погоняева Е.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, указала, что приказ об отстранении от работы доведен до истца в устной форме, а законность действий работодателя проверены трудовой инспекцией, нарушений не было установлено.

Истец Горшкова Н.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

В силу ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав позиции сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ним (пункты 2 и 3 статьи 12).

В силу части 1 статьи 30 данного закона профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний.

В соответствии с частями 1, 3 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Статьей 6 вышеприведенного закона субъекты Российской Федерации наделены полномочиями в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения на принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 11 Федерального закона № 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний.

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ предусмотрено право на отказ от профилактических прививок.

Частью 2 статьями 9, пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" определено, что Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Таким образом, в силу указанных положений по общему правилу профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, не имеющего медицинских противопоказаний. Однако уполномоченным органом в установленном законом порядке утверждается Календарь профилактических прививок, устанавливающий сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям.

Приказом Минздрава России от 21 марта 2014 № 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (с изменениями от 09 декабря 2020 г. № 1307н), действовавшем до 30 декабря 2021 г., профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2", включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Изменениями в Календарь профилактических прививок, внесенными Приказом Минздрава России от 03 февраля 2021 г. № 47н, к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям, отнесены, в том числе граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более (приоритет 1-го уровня), работники организаций транспорта и энергетики (приоритет 2-го уровня).

Аналогичные положения содержатся в Календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденном Приказом Минздрава России от 06 декабря 2021 г. № 1122н, вступившим в силу с 31 декабря 2021 г.

Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный Календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания. Согласно Календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям работники организаций транспорта и энергетики отнесены к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 по эпидемическим показаниям. Основанием для отказа от проведения обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям указанным категориям работников против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, может являться лишь наличие медицинских противопоказаний и получение отвода по медицинским показаниям.

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV-2) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом - SARS-CoV-2.

В соответствии с СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15, вирус SARS-CoV-2 отнесен ко второй группе патогенности (пункт 1.2).

30 января 2020 г. Всемирная организация здравоохранения на Втором совещании Комитета по чрезвычайной ситуации, созванном Генеральным директором ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами 2005 г., в связи со вспышкой нового коронавируса в 2019 году в КНР и случаями вывоза инфекции в другие страны, объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения, в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").

В соответствии с пунктами 1, 5.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человек от 09 июля 2012 г. № 708 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Управление осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемический надзор (пункт 8.1 Положения).

Руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Самарской области (пункт 11 Положения).

Пунктом 8.34.3 Положения предусмотрено, что с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Управление имеет право при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

15 июля 2021 г. Главным государственным санитарным врачом Самарской области издано Постановление № 3 "О проведении профилактических прививок отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области" (далее – Постановление № 3).

Пунктом 1 Постановления № 3 предусмотрена необходимость обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе следующим категориям (группам "риска") граждан, подлежащих обязательной вакцинации: работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей работников в сфере обслуживания (торговли, общественного питания, транспорта общего пользования, такси, клиентских подразделений финансовых организаций, театров, кинотеатров, концертных залов, спортивных сооружений, фитнес-центров, организаций, оказывающих услуги почтовой связи, гостиничные услуги, бытовые услуги, в том числе прачечные, парикмахерские, химчистки и иные подобные услуги) (абзац 8 пункта 1.1.).

В пункте 2 Постановления № 3 предусмотрено, что пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с п.п. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения" и п. 6.3 стандартной операционной процедуры "Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению" и Инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная).

Таким образом, в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой в Самарской области, вызванной риском распространения коронавирусной инфекции COVID-19, Главным государственным санитарным врачом Самарской области в соответствии с предоставленной ему компетенцией принято Постановление № 3, которым предусмотрена необходимость проведения обязательной профилактической вакцинации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе работников в сфере обслуживания (транспорта общего пользования), что в полной мере соответствует Календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям, согласно которому обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 по эпидемическим показаниям, подлежат, в том числе работники организаций транспорта, к которым относится МП г.о. Самара «трамвайно-троллейбусное управление». Основанием для отказа от проведения обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям указанным категориям работников является лишь наличие медицинских противопоказаний и получение отвода по медицинским показаниям.

Судом установлено и из материалов дела следует, что с 18 марта 2022 г. Горшкова Н.В. работает в МП г.о. Самара «ТТУ» в должности кондуктора по трудовому договору.

Уведомлением от 19 октября 2021 Горшкова Н.В. уведомлена о необходимости выполнения требований законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе об обязательной вакцинации работников транспорта общего пользования от новой коронавирусной инфекции в установленные сроки, а также о возможности отстранения от работы в случае неисполнения работником требований санитарного законодательства.

В уведомлении истец поставила свою подпись в графе «Отказываюсь от прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции» 20 октября 2021 г.

Приказом МП г.о. Самара «ТТУ» от 14 ноября 2021 г. № истец отстранена от работы с 14 ноября 2021 г. до окончания периода эпидемиологического неблагополучия либо прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции как работник, отказавшийся от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не имеющий противопоказаний для вакцинации.

Как следует из приказа, основанием отстранения от работы является ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5 ФЗ от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ (ред.02 июля 2021г.) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Постановление от 08 октября 2021г. № 7-п «О внесении изменений в Постановление Главного Государственного санитарного врача по Самарской области от 15 июля 2021 г. №3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области», Приказ МП г.о. Самара «ТТУ» от 02 ноября2021 г. «О делегировании полномочий».

Согласно акту от 14 ноября 2021 г. Горшкова Н.В. отказалась от подписания приказа «Об отстранении от работы».

Приказом № ГТД 25-лс от 27 января 2022 г. Горшкова Н.В. вновь допущена к работе с 01 февраля 2022 г. в связи с исполнением Постановления от 08 октября 2021 г. № 7-п о внесении изменений в Постановление Главного Государственного санитарного врача по Самарской области от 15 июля 2021 г. №3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области» и достижения коллективного иммунитета.

В силу части 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. № 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 125н, действовавший до 30 декабря 2021 г., а также в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный Приказом Минздрава России от 06 декабря 2021 г. № 1122н, вступивший в силу с 31 декабря 2021 г.

Таким образом, в силу вышеизложенного, поскольку Постановлением № 3 предусмотрена обязательная вакцинация для работников общественного транспорта, подлежащих обязательной вакцинации, отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Роструда России от 13 июля 2021 года № 1811-ТЗ, разъяснениях Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 года №14-4/10/П-5532).

При таких обстоятельствах, требования ответчика о прохождении Горшковой Н.В. обязательной вакцинации следует признать правильными, а доводы истца о том, что она не подлежит обязательной вакцинации на том основании, что ее должность не поименована в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825, судебная коллегия признает основанными на ошибочном толковании норм материального права.

Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, ответчиком была нарушена процедура отстранения работника от работы, что является основанием для признания приказа об отстранения незаконным.

Как следует из п. 1.3 Постановления главного государственного санитарного врача по Самарской области от 8 октября 2021 г. № 7-П "О внесении изменений в Постановление Главного Государственного санитарного врача по Самарской области от 15 июля 2021 г. № 3 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области" пункт 3 изложен в следующей редакции:

«Руководителям организаций, предприятий, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Самарской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления:

3.1. в срок до 07 августа 2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01 сентября 2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников;

3.1.1. в срок до 01 ноября 2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01 декабря 2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, с максимальным охватом, но не менее 80% от общей численности работников, сотрудников».

Федеральная служба по труду и занятости в своем письме от 13 июля 2021 г. № 1811- ТЗ в пределах своей компетенции дала разъяснения, согласно которым отстранение работника от работы в связи с отказом от вакцинации должно быть оформлено с даты, когда необходимо организовать проведение второго компонента вакцины, если работником в указанную дату не предоставлены сертификат о вакцинации или документы, подтверждающие медицинские противопоказания к такой вакцине.

Такой датой, в соответствии с Постановлением Главного Государственного санитарного врача по Самарской области от 15 июля 2021 г. № 3, в редакции Постановления главного государственного санитарного врача по Самарской области от 8 октября 2021 г. № 7-П, является 01 декабря 2021 г.

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при установленных обстоятельствах Горшкова Н.В. не могла быть отстранена от работы без сохранения заработной платы ранее 01 декабря 2021 г., между тем, приказ об отстранении ответчиком издан 14 ноября 2021 г.

Кроме того, с приказом об отстранении следует ознакомить работника под подпись. Однако подпись истца на приказе отсутствует.

Судом первой инстанции допрошены свидетели ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 ФИО11 по факту ознакомления истца с приказом от 14 ноября 2021 г. № ГТД-410-лс «Об отстранении от работы», и сделан вывод о том, что их показания являются противоречивыми и непоследовательными, в связи с чем у суда возникли сомнения в достоверности изложенных в акте обстоятельствах, а именно, в надлежащем ознакомлении Горшковой Н.В. с приказом и отказе последней от подписи.

Иных доказательств надлежащего и своевременного ознакомления работника с приказом от 14 ноября 2021 г. № ГТД-410-лс «Об отстранении от работы» ответчиком представлено не было.

В судебном заседании коллегии истец поясняла, что с приказом ее пыталась ознакомить ФИО7, которая не компетентна в данном вопросе, приказ истцу в руки передать отказалась, также как предоставить или снять копию. Истец не имела возможности при таких обстоятельствах ознакомиться с содержанием приказа. Свидетелей данных событий не было.

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в нарушении требований закона с приказом (распоряжением) от 14 ноября 2021 г. № «Об отстранении от работы» работник Горшкова Н.В. работодателем ознакомлена под роспись не была, акт об отказе в ознакомлении с приказом достоверным доказательством признать нельзя.

Согласно ч. 1 ст. 234 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате: незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.

При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса РФ).

Поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о признании приказа об отстранении от работы Горшковой Н.В. незаконным, обоснованно взыскал с ответчика в пользу Горшковой Н.В. средний заработок за время вынужденного прогула за период отстранения с 14 ноября 2021 г. по 01 февраля 2022 г. в размере 66 237,55 рублей и компенсацию за задержку выплаты в размере 6 897 рублей 09 копеек, с проведением из указанной суммы предусмотренных законом удержаний. При расчете суд принял за основу размер средней часовой ставки истца, равный 167 рублям 69 копейкам, и количество часов вынужденного прогула за период с 14 ноября 2021 г. по 01 февраля 2022 г. – 395 часов. Данный расчет проверен ответчиком и судом, признан обоснованным.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ суд взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, поскольку судом было установлено нарушение трудовых прав истца.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами и истребованным судом доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности.

Доводы апелляционной жалобы относительно того, что в отношении ответчика проведена проверка и Государственная инспекция труда в Самарской области не установила нарушений законодательства при отстранении Горшковой Н.В. от работы, не могут быть учтены, поскольку инспекция не является органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, доводы истца относительно нарушения процедуры отстранения ее от работы, предметом проверки не являлись.

Доводы апелляционной жалобы о том, что 20 октября 2021 г. Горшкова Н.В. отказалась от вакцинации, следовательно, 14 ноября 2021 г. работодатель был вправе отстранить истца от работы, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Из материалов дела следует, что истец не является категорическим противником вакцинации, она указывает на наличие у нее ряда хронических заболеваний. Ответчик при этом обязан вести разъяснительную работу, создавать условия для проведения вакцинации, а также соблюдать сроки, отведенные для проведения вакцинации, установленные нормативными актами.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у ответчика имелись основания к отстранению истца от работы, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку разрешая спор, и, удовлетворяя требования Горшковой Н.В., суд первой инстанции исходил не из отсутствия оснований к отстранению работника от работы при данных обстоятельствах, а из несоблюдения работодателем сроков и процедуры отстранения, что является основанием признать такое отстранение незаконным.

Доводы жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-611/2023 (33-13933/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Горшкова Н.В.
Ответчики
МП г.о. Самара Трамвайно-Троллейбусное Управление
Другие
Государственная инспекция труда в Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
10.01.2023[Гр.] Судебное заседание
02.12.2022[Гр.] Передача дела судье
20.01.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее