Дело №12-773/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 06 сентября 2021 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «МИР» на постановление административной комиссии в городе Йошкар-Оле от 29 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением административной комиссии в городе Йошкар-Оле №462 от 29 июня 2021 года СНТ «МИР» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», выразившегося в нарушении п.2.2, п.п.2 п.2.8 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22.11.2017 №569-VI, а именно в том, что 07 мая 2021 года в 08 часов 38 минут не организованы работы по надлежащему содержанию прилегающей территории к земельным участкам СНТ «МИР» со стороны <адрес>.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, законный представитель СНТ «МИР» (председатель правления) М.А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым Правила благоустройства не относятся, или договором. Федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанность по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. Указывает, что никакого соглашения, предусмотренного п.2.4 Правил между СНТ «Мир» и администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» в лице управления городского хозяйства, не заключалось. Считает, что поскольку региональный законодатель не дает словесное описание конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных ст.18 регионального нормативного правового акта, а отсылает к правилам (порядку), установленным (утвержденным) органами местного самоуправления, следует, что названные законоположения не отвечают требованиям определенности, ясности и недвусмысленности, которые необходимы для норм, устанавливающих административную ответственность. Следовательно, постановление административной комиссии в городе Йошкар-Оле №462 от 29 июня 2021 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ председателем правления СНТ «МИР» является М.А.В., имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Законный представитель СНТ «МИР» М.А.В. в суде доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель административной комиссии в городе Йошкар-Оле К.Е.И. полагала, что СНТ «МИР» обоснованно привлечено к административной ответственности, с доводами жалобы не согласилась.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления, судья приходит к следующему.
Частью ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республики Марий Эл» установлено административная ответственности за неисполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, а также решений органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, если указанные действия не влекут ответственность по иным статьям настоящего Закона.
Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от ноября 2017 года №569-VI утверждены Правила благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола».
Из материалов дела следует, что 07 мая 2021 года в 08 часов 38 минут СНТ «МИР» не организовало работы по надлежащему содержанию прилегающей территории к земельным участкам СНТ «МИР» со стороны <адрес> (Ориентир: земельные участки с кадастровыми номерами 12:05:1106001:912, 12:05:1106001:883, 12:05:1106001:557).
Согласно п.п.2.2 Правил благоустройства, физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны осуществлять содержание и уборку отведенной территории, территории земельного участка, принадлежащего им на праве собственности, ином вещном либо обязательном праве, а так же содержание зданий, строений, сооружений, ограждений, фасадов, вывесок, входных групп, информационных и рекламных конструкций, а также содержание и уборку прилегающих территорий в объеме, предусмотренном действующем законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
В п.2.8. п.п.2 названных Правил юридическим и физическим лицам запрещено загрязнять и засорять прилегающие территории и территории общего пользования.
Согласно схеме, имеющейся в деле, место свалки мусора расположено со стороны <адрес> (Ориентир: земельные участки с кадастровыми номерами 12:05:1106001:912, 12:05:1106001:883, 12:05:1106001:557) и прилегает к территории СНТ «МИР».
21 мая 2021 года должностным лицом (начальником отдела контроля администрации городского округа «Город Йошкар-Ола») в отношении СНТ «МИР» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18 Закона РМЭ «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл».
Согласно протоколу бездействие СНТ «МИР» квалифицировано по ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», как неисполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, а также решений органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.
При рассмотрении протокола об административном правонарушении административной комиссией сделан вывод, что в действиях СНТ «МИР» имеются нарушения ч.1 ст.18 Закона РМЭ «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», сделан вывод о доказанности вины СНТ «МИР» в совершении административного правонарушения, постановлением от 29 июня 2021 года данное юридическое лицо привлечено к административной ответственности.
Как следует из объема вмененного правонарушения, 07 мая 2021 года в 08 часов 38 минут СНТ «МИР» не организовало работы по надлежащему содержанию прилегающей территории к земельным участкам СНТ «МИР» со стороны <адрес>.
В соответствии со ст.28.1. КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административных правонарушениях послужили материалы главного специалиста отдела контроля администрации городского округа «Город Йошкар-Ола М.С.В.
Так, в материалах дела имеется акт обнаружения и фотоматериал, согласно которому 07.05.2021 обнаружено загрязнение и засорение прилегающей территории СНТ «МИР» со стороны <адрес> и свалка мусора.
Как следует из смысла пункта 2.5 Правил благоустройства, границы территорий, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам определяются исходя из следующих параметров: для зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, который не образован в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации или образован по границам зданий, строений, сооружений - границы прилегающей территории определяются по всему периметру зданий, строений, сооружений и проходят на следующем расстоянии от границ земельного участка: для садоводческих, огороднических и дачных зданий, сооружений - 10 м от границ земельного участка.
При этом, вопреки требованию п.2.5 Правил благоустройства, в материалах дела отсутствуют сведения о границах земельного участка территории СНТ «МИР», отсутствуют данные на каком расстоянии от территории СНТ «МИР» обнаружена свалка мусора.
В данном случае определение границ земельного участка является юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению административным органом.
В силу ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, случаи возложения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым правила благоустройства не относятся, или договором.
В соответствии со ст.40, 41 и 42 ЗК РФ правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из анализа приведенных правовых норм в их системном единстве с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующим отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ст.37 - 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. Возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допуская установление органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли. (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N4 (2018) п.7).
Так, решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 28.12.2011 N365-V учреждено управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» с правами юридического лица, а также утверждено Положение об управлении городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее Положение).
Согласно п.1.1 Положения Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».
Основными задачами Управления являются, в т.ч. организация благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения (п.2.1.).
Под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного настоящими Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории города, по содержанию территории города и расположенных на ее территории объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, сооружений, прилегающих территорий (п.1.5).
Кроме того, административной комиссией не принято во внимание наличие договора от 11.05.2021 №161/нс/73/2021, заключенного УГХ администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» с ООО «Благоустройство» по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в объемах и в сроки, которые определены в Приложении №1, срок действия договора установлен с 11.05.2021 по 14.05.2021.
Данному обстоятельству правовая оценка административным органом при рассмотрении дела по существу не дана.
Таким образом, установленные судом обстоятельства не позволяют признать обоснованным привлечение СНТ «МИР» к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу частей 1, 3 и 4 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно положениям ст.4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения виновного лица по ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З в рамках настоящего дела на данный момент истек.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.
С учетом вышеизложенного жалоба заявителя подлежит удовлетворению, а обжалуемое постановление отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь ст.30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу СНТ «МИР» удовлетворить.
Постановление №462, вынесенное административной комиссией в городе Йошкар-Оле 29 июня 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», в отношении садоводческого некоммерческого товарищества «МИР» отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья - Т.Н. Касаткина