Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1071/2023 ~ М-659/2023 от 13.03.2023

Производство № 2-1071/2023

Дело (УИД) № 70RS0001-01-2023-000878-42

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19.04.2023 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Е.Ю. Ершовой,

при секретаре, помощнике С.В. Карповой,

с участием представителя процессуального истца помощника прокурора Кировского района г. Томска Погомий А.И.,

представителя ответчика Департамента здравоохранения Томской области Вязового Р.П., действующего на основании доверенности /________/

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зырянского района Томской области в интересах Жигулина /________/ к Департаменту здравоохранения Томской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом, компенсации морального вреда,

установил:

прокурор Зырянского района Томской области в интересах Жигулина В.Н. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Томской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом. В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению Жигулина В.Н., в ходе которой установлено, что Жигулин В.Н. имеет право на льготное лекарственное обеспечение, ему поставлен диагноз: /________/ выдан рецепт от /________/ Непредоставление необходимого по медицинским показаниям лечения является неправомерным, нарушает право Жигулина В.Н. на охрану его здоровья. На основании изложенного, с учетом уточнения, просит обязать ответчика обеспечить Жигулина В.Н. лекарственным препаратом /________/ в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб. Решение суда в части обеспечения лекарственным препаратом /________/ обратить к немедленному исполнению.

Материальный истец Жигулин В.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился.

Представитель процессуального истца помощник прокурора Кировского районного суда г.Томска Погомий А.И. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Томской области Вязовой Р.П. в судебном заседании требования не признал, наличие указанного истцом диагноза и необходимость применения препарата не оспаривал.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, определив на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося лица, суд приходит к следующему.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции Российской Федерации). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь (аналогичная позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации в определении от 10.09.2018 N 57-КГ18-13).

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

Согласно п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 № 56 (далее - Положение), департамент здравоохранения Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области (далее - Орган), входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета.

В соответствии с п. 2 Положения целью деятельности Органа является улучшение демографической ситуации путем обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению Томской области.

В силу п. 3 Положения задачами деятельности Органа являются: реализация стратегических и приоритетных направлений государственной и региональной политики в сфере здравоохранения; повышение эффективности функционирования системы здравоохранения; охрана здоровья населения Томской области; охрана здоровья матери и ребенка; снижение смертности от заболеваний; предупреждение распространения социально значимых заболеваний; повышение качества и доступности лекарственного обеспечения; реализация мер социальной и информационной поддержки отдельных категорий граждан в части лекарственного обеспечения.

Для реализации указанных в п.п. 2 и 3 Положения цели и задач Орган выполняет функции по организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Томской области для определенных категорий граждан, выступает государственным заказчиком в сфере здравоохранения, организации лекарственного обеспечения (в части обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение льготных лекарственных препаратов), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд учреждений здравоохранения Томской области, подведомственных Органу, в том числе в рамках реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» в пределах выделяемых бюджетных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Судом установлено, следует из выписки из медицинской карты Жигулина В.Н., что /________/ Жигулину В.Н. поставлен диагноз: /________/

Из выписки из протокола врачебной комиссии /________/ /________/ также следует, что Жигулину В.Н. поставлен диагноз: /________/

Согласно ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется, в том числе путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

В перечень социально значимых заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715, включено заболевание – сахарный диабет.

Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в число которых включен лекарственный препарат «Доксазозин».

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в частности, перечень форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно (пп.1-3 ч.5 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).

В соответствии с ч. 7 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 № 2505.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (Финансовое обеспечение Программы) предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Администрации Томской области от 30.12.2021 № 576а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Программа).

Согласно п. 23 Программы за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Лекарственный препарат «Доксазозин» включен в перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий в целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями или относящихся к группам населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно или с 50 % скидкой за счет средств областного бюджета.

Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют лица, страдающие сахарным диабетом.

Лекарственные препараты имеют рецептурный порядок назначения. Назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на их льготное получение, на их льготное получение, регламентированы приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

В соответствии с Порядком назначения лекарственных препаратов, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 №4H, назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.03.2012 № 252н «Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты», индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (далее - медицинские работники).

Назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию.

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанных в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», либо по торговым наименованиям.

Медицинским работникам запрещается оформлять рецепты при отсутствии у пациента медицинских показаний; на незарегистрированные лекарственные препараты; на лекарственные препараты, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению предназначены для применения только в медицинских организациях; на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список II Перечня, зарегистрированные в качестве лекарственных препаратов, в целях применения для лечения наркомании.

В силу п. 11 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов, утв. приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.

/________/ Жигулину В.Н. выдан рецепт серии /________/ на лекарственный препарат /________/ сроком действия 30 дней.

Как следует из ответа на запрос прокурора /________/ от /________/ /________/, заявки на лекарственные препараты и медицинские изделия для обеспечения граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств бюджета Томской области рецепт серии /________/ /________/ поставлен на обслуживание за номером /________/ На момент подачи иска лекарственный препарат /________/ Жигулину В.Н. не предоставлен, срок действия рецепта истек.

/________/ Жигулину В.Н. выдан рецепт серии /________/ на лекарственный препарат /________/ сроком действия 90 дней.

Согласно реестру льготного отпуска по региональной льготе за январь-апрель 2023 года лекарственный препарат /________/ по рецепту серии /________/ /________/ от /________/ предоставлен Жигулину В.Н. /________/.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Согласно п. 23 Программы, утв. постановлением администрации Томской области от 30.12.2021 № 576а, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача является государственной гарантией Российской Федерации.

С учетом изложенного, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов производится за счет средств бюджета субъекта либо Федерального бюджета Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения, при этом на орган исполнительной власти субъекта возложена обязанность по контролю за наличием соответствующих лекарственных средств.

Таким образом, поскольку Жигулин В.Н. имеет право на обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, а необеспечение лекарственным препаратом нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, исковые требования прокурора Зырянсокго района Томской области в защиту интересов Жигулина В.Н. об обеспечении его лекарственным препаратом /________/ в соответствии с назначенными по жизненным показаниям на постоянной основе и в дозировке, указанной в выписке из протокола врачебной комиссии /________/, до отмены лекарственного препарата, подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

В п. 11 постановления Пленума ВС Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъясняется, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в ст. 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Учитывая, что Жигулин В.Н. в настоящий момент времени обеспечен лекарственным препаратом /________/ в связи с чем отсутствует угроза его жизни без лечения указанным лекарственным препаратом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для обращения решения в части обеспечения лекарственным препаратом «Доксазозин» к немедленному исполнению.

Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (ст.ст. 1064 - 1101 ГК РФ) и ст. 151 ГК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (ст.ст. 151, 1101 ГК РФ) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.

Принимая во внимание наличие у Жигулина В.Н. права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, неполучение последним в установленный срок необходимого ему по жизненным показаниям лекарственного препарата, наличие в связи с этим опасений за состояние здоровья, действия Департамента здравоохранения Томской области, выразившиеся в неисполнении возложенных на него законом функций по закупке лекарственных препаратов, суд не имеет сомнений в наличии оснований ко взысканию с ответчика компенсации морального вреда, считает, что стороной истца доказана степень морально-нравственных страданий и приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 1 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Зырянского района Томской области в интересах Жигулина /________/ к Департаменту здравоохранения Томской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом, компенсации морального вреда удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Томской области обеспечить Жигулина /________/, /________/ г.р., лекарственным препаратом /________/ в соответствии с назначенными по жизненным показаниям на постоянной основе и в дозировке, указанной в выписке из протокола врачебной комиссии /________/, до отмены лекарственного препарата.

Взыскать с Департамента здравоохранения Томской области в пользу Жигулина /________/ компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.Ю. Ершова

Решение в окончательной форме изготовлено 25.04.2023

2-1071/2023 ~ М-659/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Зырянского района
Жигулин Владимир Николаевич
Ответчики
Департамент здравоохранения Томской области
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Ершова (Травкова) Е.Ю.
Дело на странице суда
kirovsky--tms.sudrf.ru
13.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2023Передача материалов судье
14.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2023Подготовка дела (собеседование)
27.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2023Судебное заседание
19.04.2023Судебное заседание
25.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее