№
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
г. Солнечногорск Московская область 31 июля 2023 года
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Белоусовой Н.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в интересах РФ в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области к ФИО2 о запрете в совершении регистрационных действий в отношении земельного участка, внесении в ЕГРН сведений об ограничении (обременении) прав и возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонный природоохранный прокурор Московской области обратился с исковым заявлением в суд в интересах РФ в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области к ФИО2 о запрете в совершении регистрационных действий в отношении земельного участка, внесении в ЕГРН сведений об ограничении (обременении) прав и возложении обязанностей.
В обоснование доводов указано, что истцом проведена проверка соблюдения природоохранного, водного, земельного законодательства при формировании и использовании земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Установлено, что в отношении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1864 кв.м, отнесенного к категории земель «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» по вышеуказанному адресу, зарегистрировано право собственности ФИО2 Указанный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, право собственности на которое у ФИО2 возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Бастинком». Также установлено, что вблизи указанного земельного участка расположен водный объект – Истринское водохранилище. По сведениям Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – Истринское водохранилище.
По поручению межрайонной природоохранной прокуратуры кадастровым инженером ООО «ЛИМБ» проведены геодезические измерения по определению взаимного расположения водного объекта и земельного участка.
Установлено, что земельный участок расположен в границах 100-метровой полосы береговой линии Истринского водохранилища, что также указывает на его расположение в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, а также в границах зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Таким образом, использование указанного земельного участка, вид разрешенного использования которого предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе, на ведение которого Водным кодексом РФ установлен запрет, без ограничений, обусловленных их вхождением в границы прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны, не только противоречит требованиям водного законодательства, но и нарушает закрепленное и гарантированное ст.42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределённого круга лиц, а также прямо противоречит требованиям водного законодательства, направленным на защиту поверхностных водных объектов.
В связи с этим истец просит внести в ЕГРН сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с п.15,17 ст.65 Водного кодекса РФ, п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, а именно:
В границах водоохранных зон запрещается:
- использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв,
- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов,
- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
- строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
- хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;
- сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
- разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах").
В границах прибрежных защитных полос запрещаются:
- распашка земель;
- размещение отвалов размываемых грунтов;
- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка, допускается установка малых архитектурных форм.
На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:
- кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);
- складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;
- накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);
- полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;
- животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;
- применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;
- изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;
- на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением: рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями; рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.
Представитель истца старший помощник межрайонного природоохранного прокурора Московской области ФИО4 явилась, поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить исковые требования с учетом проведенной по делу землеустроительной экспертизы.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представитель ответчика просила иск удовлетворить частично.
В материалы дела представлены письменные возражения на исковое заявление. В обоснование возражений ответчик указывает, что геодезические работы, проведенные по поручению межрайонной природоохранной прокуратуры, по определению взаимного расположения водного объекта и земельного участка, не верны. В результате указанных измерений установлено, что земельный участок расположен в границах 100-метровой полосы от береговой линии Истринского водохранилища, что также указывает на его расположение в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, а также в границах зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Данный вывод не соответствует действительности, основан на недостоверных сведениях. ФИО2 является собственником земельного участка площадью 1864 кв.м с кадастровым номером 50:09:0040312:336 по адресу: московская область, Солнечногорский район, Соколовское сельское поселение, д. Лопотово, участок 65, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. Указанный участок приобретен по договору купли-продажи с ООО «Бастинком» от ДД.ММ.ГГГГ Ранее, Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка площадью 70,0 га, расположенного вблизи д. Лопотово Солнечногорского района», земельный участок был предоставлен ООО «Бастинком» для индивидуального жилищного строительства. Выделение земельного участка под ИЖС согласовано в установленном законом порядке в рамках застройки коттеджного поселка «акватория Истры», с соблюдением строительных, санитарных, водоохранных и иных норм и правил. Получены положительные заключения надзорных и контролирующих органов. При этом, в заключении Московско-Окского бассейнового водного управления по проекту застройки коттеджного поселка в районе <адрес>, Солнечногорского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что размещение коттеджей предусмотрено за границами 150-метровой зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>». В заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта застройки коттеджного поселка ООО «Бастинком» от ДД.ММ.ГГГГ №-ЭЭ-93780-06, указано, что все здания и сооружения запроектированы на расстоянии не менее 5 м от красной линии, за пределами 100-метровой прибрежной защитной полосы водохранилища. Управлением архитектуры и градостроительства Московской области ДД.ММ.ГГГГ утвержден Проект планировки территории коттеджного поселка. Кроме того, из представленной истцом схемы расположения земельного участка невозможно установить, каким образом и на какую дату определено месторасположение береговой линии, по какой высоте подпорного уровня водохранилища. Истцом также не представлены документы, подтверждающие правомочность проведения кадастровым инженером подобных измерений, его членство в СРО. Точки координат границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040312:336, указанные кадастровым инженером ООО «ЛИМБ», в схеме, не соответствуют точкам координат, определенным в системе координат МСК-50, указанным в выписке из ЕГРН. Учитывая, что при проведении замеров кадастровым инженером ООО «ЛИМБ» за основу бралась граница земельного участка по неверным точкам координат, вероятно, вследствие этого неверными оказались сами замеры и вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером № находится в границах 100-метровой полосы от береговой линии Истринского водохранилища. Для определения взаимного расположения водного объекта и земельного участка производится замер расстояния от береговой линии до границы земельного участка, согласно Правилам определения местоположения береговой линии, случаев и периодичности ее определения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того, в отношении разрешенного строительства его соответствие законодательству должно определяться на момент выдачи соответствующего разрешения, утверждения плана застройки, поскольку в противном случае при естественном изменении береговой линии и приближении ее к существующей застройке подлежали бы сносу капитальные строения, возведенные законно и без каких-либо нарушений. Установление требований в отношении земельного участка должно осуществляться с учетом обстоятельств, имевших значение на момент предоставления или выделения земельного участка. То сеть замеры должны производиться с учетом береговой линии, существующей на момент предоставления земельного участка, утверждения плана застройки. В связи с изложенными обстоятельствами просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо филиала ППК «Роскадастр» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, направили объяснения по делу в письменном виде, которые приняты судом и приобщены к материалам дела. Остальные третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В рамках настоящего гражданского дела проведена судебная землеустроительная экспертиза. Согласно выводам судебной землеустроительной экспертизы, по вопросу №, при сопоставлении результатов дешифрования материалов дистанционного зондирования земли, данных ГКН и результатов натурных измерений выявлено следующее:
Исследуемый земельный участок не входит в пределы береговой полосы шириной 20 м,
Исследуемый земельный участок не входит в пределы строгой зоны 2-го пояса защитной санитарной охраны в соответствии с п.15а Постановления СНК РСФР от 23.05.21941 г. шириной 50 м,
Исследуемый земельный участок не входит в пределы 100-метровой дистанции (полосы, фигурирующей в формулировке п.4.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 и в п.14г Постановления СНК РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ),
Исследуемый земельный участок полностью входит в пределы 150-метровой дистанции («жесткой» зоны, фигурирующей в формулировке п.3 Основных положений проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП по Решению Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ №),
Исследуемый земельный участок полностью входит в пределы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы шириной 200 м.
Согласно выводам судебной землеустроительной экспертизы, по вопросу №, входит ли земельный участок с кадастровым номером № во 2-ой пояс зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> в соответствии с СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, Решением исполкома Моссовета и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП», исследуемый земельный участок не входит. Указанный земельный участок также не входит в границы 2-го пояса ЗСО Истринского гидроузла. Соответственно, ни ограничения, предусмотренные п.4.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 (нахождение на дистанции 100 м и менее от уреза), ни остальные мероприятия по второму поясу ЗСО станций подготовки и гидроузлов, предусмотренные п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 на него не распространяются.
В границы 2 пояса ЗСО по решению Мосгорисполкома и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП» земельный участок также не входит. Границы 100-метровой, 150-метровой и 500-метровой полос 2-го пояса ЗСО источников водоснабжения <адрес> в районе земельного участка – отсутствуют.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся в суд лиц, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, заслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии с п. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м.
Статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации определены основные принципы земельного законодательства, в том числе учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим кодексом и другими федеральными законами.
В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе водные объекты отчуждению (приватизации) не подлежат.
Частью 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
С учетом изложенного акватория и береговая полоса указанного водногообъекта находятся в собственности Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их при проектировании,санитарно-защитных зон, а также строительстве, реконструкции, техническомперевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации и ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны и зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Согласно п.п. 1.4, 1.5 Санитарных правил и норм 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного, санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «O введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02» следует, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. При этом второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.№-р Истринское водохранилище включено в перечень водоемов, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.
Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> установлены СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Назначение второго пояса ЗСО гидроузлов защита источника водоснабжения от биологического и химического загрязнения, поступающего с поверхностным и подземным стоком и с судов, находящихся в акватории пояса, a также обеспечение процессов самоочищения воды от имеющегося биологического загрязнения. Поскольку Истринское водохранилище является источником питьевого водоснабжения <адрес>, в отношении земельных участков, примыкающих к акватории водного объекта, распространяется специальный режим их использования.
Так, в силу п. 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 при использовании земельного участка, расположенного в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> устанавливаются следующие ограничения: не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения пои нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воль. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм.
На территории 2 пояса 3СО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения: кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения): складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений; накопителей промстоков, шламохранилиш, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО): полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации; животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ; применение пестицидов, органических и минеральных удобрений; изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения; на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями; рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.
Согласно ч.ч. 8 - 10 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» зоны с особыми условиями использования территорий, установленные до дня официального опубликования названного федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 данной статьи, считаются установленными вне зависимости от наличия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости и соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции данного федерального закона).
Согласно п. 1, 2, 4, 13 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Пунктом 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что в границах водоохранных зон запрещается: 1) использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах»).
В соответствии с п. 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
В силу ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны Истринского водохранилища составляет 200 м, ширина прибрежной защитной полосы – 50 м.
Согласно ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.
Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3«О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 8 Федерального закона №-Ф3 в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 218-ФЗ в реестр правна недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона Ло 218-Ф3, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются вступившие в законную силу судебныеакты.
В силу разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», требования об обязании использовать имущество по назначению и о государственной регистрации ограничений (обременений прав при использовании имущества предъявляются к собственнику, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского Кодекса РоссийскойФедерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Правило, установленное данной нормой, выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040312:336 общей площадью 1864 кв.м, отнесенного к категории земель «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» по вышеуказанному адресу, зарегистрировано право собственности ФИО2 Указанный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:09:040312:79, право собственности на которое у ФИО2 возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Бастинком». Также установлено, что вблизи указанного земельного участка расположен водный объект – Истринское водохранилище.
По результатам судебной землеустроительной экспертизы земельный участок с кадастровым номером 50:09:0040312:336 полностью входит в пределы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы шириной 200 м. Указанный земельный участок не входит в границы 2-го пояса ЗСО Истринского гидроузла. Соответственно, ни ограничения, предусмотренные п.4.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 (нахождение на дистанции 100 м и менее от уреза), ни остальные мероприятия по второму поясу ЗСО станций подготовки и гидроузлов, предусмотренные п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 на него не распространяются.
В границы 2 пояса ЗСО по решению Мосгорисполкома и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП» земельный участок также не входит. Границы 100-метровой, 150-метровой и 500-метровой полос 2-го пояса ЗСО источников водоснабжения <адрес> в районе земельного участка – отсутствуют.
Исходя из вышеприведенных норм законодательства, сведенияо нахождении земельного участка с кадастровым номером № в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы шириной 200 м подлежат включению в государственный кадастр недвижимости, а также в Единый государственный реестр недвижимости.
Однако, согласно заключение эксперта, указанный земельный участок не входит в границы 2-го пояса ЗСО Истринского гидроузла. Соответственно, ни ограничения, предусмотренные п.4.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 (нахождение на дистанции 100 м и менее от уреза), ни остальные мероприятия по второму поясу ЗСО станций подготовки и гидроузлов, предусмотренные п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 на него не распространяются. В границы 2 пояса ЗСО по решению Мосгорисполкома и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП» земельный участок также не входит. Границы 100-метровой, 150-метровой и 500-метровой полос 2-го пояса ЗСО источников водоснабжения <адрес> в районе земельного участка - отсутствуют.
Таким образом, учитывая то обстоятельство, что использование указанного земельного участка, вид разрешенного использования которого предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на ведение которой Водным кодексом Российской Федерации установлены ограничения, обусловленные вхождением земельного участка с кадастровым номером № в пределы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, исковые требования подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в интересах РФ в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области к ФИО2 о запрете в совершении регистрационных действий в отношении земельного участка, внесении в ЕГРН сведений об ограничении (обременении) прав и возложении обязанностей – удовлетворить частично.
Внести в ЕГРН сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040312:336 в соответствии с п. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, а именно:
В границах водоохранных зон запрещается:
использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
- строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
- хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;
- сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
- разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах»).
В границах прибрежных защитных полос запрещается:
- распашка земель;
- размещение отвалов размываемых грунтов;
- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд черезСолнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.В. Белоусова