Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2994/2022 ~ М-3185/2022 от 10.11.2022

70RS0001-01-2022-0014968-75

№ 2-2994/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2022 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Шмаленюка Я.С.,

при секретаре Бондаревой Е.Е.,

помощник судьи Некрасова Е.В.

с участием

помощника прокурора Советского района г. Томска Ведренцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Томска, действующего в интересах Канунниковой ДИ к Департаменту здравоохранения /________/ о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

процессуальный истец прокурор Советского района г. Томска обратился в суд с иском в интересах инвалида 1 группы Каунниковой Д.И. к Департаменту здравоохранения Томской области, в котором указано, что прокуратурой Советского района г. Томска проведена проверка по обращению законного представителя Канунниковой Д.И. Шмельковой Т.А. по вопросу обеспечения лекарственным средством в льготном порядке. В ходе проверки установлено, что Канунникова Д.И. имеет 1 группу инвалидности с диагнозом /________/ Кроме того, у Канунниковой Д.И. имеются следующие заболевания: /________/. Канунникова Д.И. является федеральным льготником и в связи с имеющимися заболеваниями по медицинским показаниям ей необходим лекарственный препарат /________/

11.08.2022 Канунниковой Д.И. выдан рецепт серии /________/ /________/ на получение препарата /________/

Вышеуказанный рецепт поставлен на отсроченное обслуживание, однако по прошествии 10 рабочих дней с даты обращения законного представителя Канунниковой Д.И. в филиал УМП «Томскфармация» «Аптека № 78» лекарственный препарат Канунниковой Д.И. предоставлен не был.

Учитывая, что Канунникова Д.И. нуждается в постоянном, своевременном и регулярном приеме препарата /________/ ее семья была вынуждена приобрести данный препарат за счет собственных средств на общую сумму 9068 руб. (8 упаковок по 1133, 50 руб. каждая)

Со ссылками на ст.ст. 1064, 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации процессуальный истец просит взыскать с Департамента здравоохранения Томской области в пользу законного представителя Канунниковой Д.И. – Шмельковой Т.А. денежные средства в сумме 9068 руб., затраченные на приобретение лекарственного препарата /________/ в пользу Канунниковой Д.И. взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Советского района г. Томска Ведренцева С.В. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании законный представитель материального истца Шмелькова Т.А. участия не принимала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Ответчик Департамента здравоохранения Томской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил.

Заслушав лиц, участвующих в деле, определив на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие материального истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

Полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что регламентировано статьей 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи в Российской Федерации».

В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденным Постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 № 56, Департамент здравоохранения Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета. Целью деятельности Департамента является улучшение демографической ситуации путем обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению Томской области.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В силу названного перечня инвалиды 1 группы имеют право на бесплатное получение всех лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами.

Процедура получения инвалидами лекарственных препаратов установлена пунктами 2.1 - 2.8 названного Порядка.

Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Порядок обеспечения лекарственными средствами при их отсутствии в аптечном учреждении на момент обращения гражданина предусмотрен Методическими рекомендациями «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг», одобренными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 10 июля 2006 г.

В силу п. 1.16 Методических рекомендаций в случае отсутствия необходимых лекарственных средств в аптечном учреждении рецепт ставится на учет для гарантированного обеспечения в течение 10 дней, в срочных случаях - 48 часов и регистрируется в журнале. Пациенту возвращается рецептурный бланк, погашенный штампом аптечного учреждения (с указанием адреса и номера, отметкой даты постановки на гарантированное обеспечение). По результатам работы за день информация о лекарственных средствах гарантированного обеспечения передается в фармацевтическую организацию, осуществляющую поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения. Все обращения аптечных учреждений по неудовлетворенному спросу регистрируются, обрабатываются и анализируются фармацевтической организацией, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения.

В случае отсутствия лекарственного средства в фармацевтической организации, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, информация об отсутствующих лекарственных средствах в течение одного дня передается в фармацевтическую организацию оптовой торговли, осуществляющую поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, которая организует поставку лекарственных средств на территорию субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с момента регистрации рецепта в аптечном учреждении. Информация о возможности поставки необходимого лекарственного средства направляется в аптечное учреждение (пункт 1.17 Методических рекомендаций).

В случае отсутствия в фармацевтической организации оптовой торговли необходимого лекарственного средства фармацевтическая организация оптовой торговли обеспечивает закупку и поставку лекарственного средства в аптечное учреждение в течение 6 рабочих дней (пункт 1.18 Методических рекомендаций).

При отсутствии у фармацевтической организации оптовой торговли возможности поставить необходимые лекарственные средства в указанные сроки она информирует об этом фармацевтическую организацию, осуществляющую поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, и аптечное учреждение, после чего руководитель аптечного учреждения предпринимает меры по обеспечению пациентов лекарственными средствами из имеющихся запасов или закупает медикаменты по ценам, не превышающим цены, зарегистрированные Росздравнадзором в установленном порядке, с учетом предельной торговой надбавки на лекарственное средство в течение десяти рабочих дней с момента обращения пациента в аптечное учреждение (с учетом срока, предусмотренного пунктом 1.18).

В судебном заседании установлено, следует из представленных прокурором документов, что 20.09.2022 от законного представителя Канунниковой Д.И. Шмельковой Т.А. в прокуратуру Советского района г. Томска поступило заявление о том, что Канунникова Д.И. не обеспечена лекарственным препаратом по льготному рецепту.

По обращению Шмельковой Т.А. прокурором проведена проверка, установлено, что Канунникова Д.И., /________/ является /________/ что подтверждается справкой серии /________/ выданной повторно 11.06.2021. Согласно указанной справке Канунниковой Д.В. установлена /________/

В соответствии с ответом на запрос прокурора № 787 от 13.10.2022 Канунникова Д.И. прикреплена к ОГАУЗ «МСЧ Строитель» с 01.07.2021, медицинской организацией 22.07.2021 впервые выписан льготный рецепт на обеспечение препаратом /________/ 100 мг. Решение о замеен или отмене данного препарата принимается врачом узкой специальности – неврологом (эпилептологом). 11.08.2022 Канунниковой Д.И. выписан льготный рецепт серии /________/ на препарат /________/. По состоянию на 12.10.2022 рецепт не обслужен.

Лекарственное средство, назначенное Канунниковой Д.И., входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р.

До настоящего времени Канунникова Д.И. не обеспечена лекарственным средством «Лакосамид» за счет средств бюджета.

Поскольку применение указанного лекарственного препарата Канунниковой Д.И. необходимо, ее законный представитель вынуждена была самостоятельно приобрести этот лекарственный препарат.

Согласно товарному чеку № 1 от 19.10.2022 и кассовому чеку от 19.10.2022 законным представителем Канунниковой Д.И. – Шмельковой Т.А. приобретен препарат /________/ 100 мг в 14 в количестве 8 упаковок, общей стоимостью 1133 рублей каждая, на общую сумму 9068 руб.

Пунктом 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 №56 (далее - Положение), департамент здравоохранения Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области (далее - Орган), входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета.

В соответствии с п. 2 данного Положения целью деятельности органа является улучшение демографической ситуации путем обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению Томской области.

В силу п. 3 Положения задачами деятельности Органа являются: реализация стратегических и приоритетных направлений государственной и региональной политики в сфере здравоохранения; повышение эффективности функционирования системы здравоохранения; охрана здоровья населения Томской области; охрана здоровья матери и ребенка; снижение смертности от заболеваний; предупреждение распространения социально значимых заболеваний; повышение качества и доступности лекарственного обеспечения; реализация мер социальной и информационной поддержки отдельных категорий граждан в части лекарственного обеспечения.

С учетом изложенного, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.

Следовательно, обеспечение Канунниковой Д.И. лекарственным препаратом /________/ должно производиться за счет средств бюджета Томской области.

Учитывая, что рецепт не обслужен в срок, установленный п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, право Канунниковой Д.И. на получение льготного лекарственного препарата нарушено.

Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено. Отсутствие лекарственного препарата ответчиком не оспорено.

В связи с не обеспечением материального истца жизненно важным препаратом, во избежание негативных последствий для здоровья в отсутствие приема лекарственного препарата /________/ законный представитель Канунниковой Д.И. – Шмельковой Т.А. за счет собственных денежных средств приобрела данный препарат, на общую сумму 9 068 руб., что подтверждается товарным и кассовым чеками от 19.10.2022.

Таким образом, Канунникова Д.И., имея право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, и не получив его, понесла убытки.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Материалами дела подтверждается, что в результате бездействия Департамента Канунникова Д.И. лишена возможности использовать предоставленное ей Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, необходимым ей по жизненным показаниями, вследствие чего вынуждена приобрести этот лекарственный препарат за счет собственных средств.

Вина Департамента здравоохранения Томской области состоит в том, что истцу не обеспечена возможность бесплатно приобрести рекомендованный врачом препарат. Расходование личных денежных средств истца состоит в причинно-следственной связи с бездействием ответчика. Ссылки на нарушение сроков поставки, превышение норматива финансовых затрат на одного гражданина не могут быть приняты во внимание, поскольку уважительными причинами неисполнения обязанности не являются.

Поскольку в данном случае в результате допущенного ответчиком бездействия нарушено неимущественное право Канунниковой Д.И. на охрану здоровья, то расходы по приобретению лекарственного препарата за счет собственных средств в размере 9068 руб. для восстановления этого нарушенного права, подлежат взысканию с ответчика в качестве убытков.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Департаментом здравоохранения Томской области нарушено конституционное право Канунниковой Д.И. на охрану здоровья, что причинило ему нравственные страдания, в связи с чем требование о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что неполучение в установленный законом срок необходимого истцу по жизненным показаниям лекарственного препарата, указанного в рецепте, выписанного врачом на бесплатной основе, вызвало у истца переживания, связанного с возможностью ухудшения состояния здоровья, причинило истцу нравственные страдания, обусловленные переживаниями по поводу своей жизни и здоровья, вину со стороны Департамента здравоохранения Томской области, выразившиеся в неисполнении возложенных на этот орган законом функций по закупке лекарственных препаратов, и наступившие в связи с этими действиями ответчика последствия - приобретение необходимого лекарственного препарата за счет собственных средств. Исходя из степени нравственных страданий, их продолжительности, требований разумности и справедливости, учитывая, что перерыва в приеме препарата не имелось, суд приходит к выводу о взыскании в пользу Канунниковой Д.И. компенсации морального вреда в размере 3 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Советского района г. Томска, действующего в интересах Канунниковой ДИ к Департаменту здравоохранения Томской области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента здравоохранения Томской области, /________/, в пользу Канунниковой ДИ в лице законного представителя Шмельковой ТА, паспорт /________/, денежные средства в сумме 9068 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 21.12.2022.

Судья:                         подпись                                            Я.С. Шмаленюк

ВЕРНО.

Судья:                                                                                   Я.С. Шмаленюк

Секретарь:                                                                          Е.Е. Бондарева

2-2994/2022 ~ М-3185/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Советского района г.Томска
Канунникова Диана Игоревна, 10.06.2003 г.р. в лице законного представителя Шмельковой Татьяны Анатольевны
Ответчики
Департамент здравоохранения Томской области
Другие
Шмелькова Татьяна Анатольевна
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Шмаленюк Я.С.
Дело на сайте суда
kirovsky--tms.sudrf.ru
10.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2022Передача материалов судье
11.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2022Подготовка дела (собеседование)
30.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2022Судебное заседание
21.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее