Дело № 2 – 146/2022
УИД 10RS0003-01-2022-000447-94
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2022 года г. Кемь, Республика Карелия
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевича В.С.,
при секретаре Синда И.В.,
с участием ст. помощника прокурора Кемского района Бессалого К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации Кемского муниципального района к Бунчук В.Е., Поповой Ю.В. и Бунчуку К.Н. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Администрация Кемского муниципального района обратилась в суд с названным иском к Бунчук В.Е., Поповой Ю.В. и Бунчуку К.Н. по тем основаниям, что Постановлением администрации Кемского муниципального района от 30.11.2017 № 910 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок расселения до 2028 года. Жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставлено по договору социального найма жилого помещения № 4 от 10.02.2016 ответчикам. Ответчики зарегистрированы по вышеуказанному адресу. Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору проведено обследование указанного многоквартирного дома, по результатам которого установлено, что фундамент МКД имеет разрушение по всей площади (сколы, трещины, просадка), нарушена геометрия МКД, обшивка фасада имеет повреждение (отслоение, выпучивание), полы в тамбуре подъезда имеют зыбкость, просадку, оконное заполнение рамы, расположенной на межэтажной площадке между 1 и 2 этажом отсутствует, в чердачном помещении в районе слухового окна выявлены протечки с кровли. Выявленные нарушения позволяют сделать вывод о безопасном проживании граждан в указанном многоквартирном доме. За период с 2022 года по 2028 год имеется реальная угроза обрушения дома, в связи с чем нахождение в данном доме является опасным для граждан, так как имеется реальная опасность его самопроизвольного разрушения и вследствие причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, могут произойти необратимые последствия для жильцов дома. В распоряжении администрации имеются жилые помещения маневренного жилищного фонда, которые расположены по адресу: <адрес>, пл. Кирова, <адрес>. Ответчикам направлялось уведомление о предоставлении жилья в маневренном фонде, но они отказались от вышеуказанного жилья. В связи с тем, что имеется реальная угроза жизни и здоровью граждан, проживающих в спорном доме, ответчики подлежат принудительному выселению из занимаемого ими жилого помещения с последующим предоставлением жилого помещения в маневренном жилом фонде.
Просили выселить Бунчук В.Е., Попову Ю.В. и Бунчука К.Н. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением жилого помещения в маневренном жилом фонде, расположенном по адресу: <адрес>, пл. Кирова, <адрес>.
Представитель истца - администрации Кемского муниципального района, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в поступившей телефонограмме начальник юридического отдела администрации Рахманова М.В. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя истца и принять решение на усмотрение суда.
Ответчик Бунчук К.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что в этом доме живет его мать – Бунчук В.Е., он и сестра проживают по другим адресам, у сестры своя квартира, он снимает жилье. Мать ему сказала, что приезжали из прокуратуры, предлагали переселяться в общежитие. Других жилых помещений администрация не предлагала ни ему, ни матери, предлагали переселиться в общежитие. Мама пенсионерка, ноги больные, в общежитии невозможно жить, там общая кухня, туалет, все знают, какой ужас там творится. У него и матери нет жилья в собственности. Он, мать и сестра отказываются от переселения в общежитие. Лучше жить в данном доме, чем в общежитии. В доме еще живут соседи. Дом в целом еще крепкий, по сравнению с другими, крыша не течет, полы немного просели на первом этаже. Никаких обрушений и опасностей нет, дом бревенчатый, трещин нет. У мамы обшиты стены гипсокартонном уже лет десять, ни одной трещины не появилось, дом даже «не ведет». Потерь тепла нет, квартира на втором этаже, печки протопишь и тепло.
Ответчики Попова Ю.В. и Бунчук В.Е., будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. Ранее в судебном заседании Бунчук В.Е. возражала против удовлетворения иска.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав ответчика Бунчука К.Н., мнение прокурора Бессалого К.М., полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено, что Муниципальное образование «Кемское городское поселение» на основании договора безвозмездной передачи жилья в собственность является собственником многоквартирного жилого дома № 14 по ул. Кирова, г. Кеми, Республики Карелия, что подтверждается копией Свидетельства о государственной регистрации права серии 10-АБ № 649223 от 23.06.2014.
На основании Решения Совета Кемского городского поселения от 24.10.2016 № 4-2/2 «О ликвидации администрации Кемского городского поселения» администрация Кемского городского поселения ликвидирована.
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 35 Устава Кемского муниципального района, ст. 22 Устава Кемского городского поселения, администрация Кемского муниципального района исполняет полномочия администрации Кемского городского поселения.
Ответчик Бунчук В.Е. является нанимателем жилого помещения – <адрес>, Республики Карелия, общей площадью 28,4 кв.м. Кроме того, в указанном жилом помещении в качестве членов семьи нанимателя зарегистрированы: дочь – Попова Ю.В. с 14.11.1991 и сын Бунчук К.Н. с 19.02.2016. Изложенное подтверждается справкой о регистрации от 12 апреля 2022 года, выданной ООО «Расчетный центр» и договором социального найма жилого помещения №4, заключенного Бунчук В.Е. и администрацией Кемского городского поселения 10 февраля 2016 года.
На основании заключения Межведомственной комиссии от 30.11.2017 года № 70, администрацией Кемского муниципального района вынесено постановление от 30.11.2017 № 910 согласно которому многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Определен срок отселения до 2028 года.
Согласно проведенной прокуратурой Кемского района совместно со специалистом Государственного комитета РК по строительному, жилищному и дорожному надзору в ходе визуального осмотра выявлено, что фундамент многоквартирного <адрес> в <адрес> имеет разрушение по всей площади (сколы, трещины, просадка), нарушена геометрия МКД, обшивка фасада МКД имеет повреждение (отслоение, выпучивание), полы в тамбуре подъезда МКД имеют зыбкость, просадку, оконное заполнение рамы, расположенной на межэтажной площадке между 1 и 2 этажом отсутствует, в чердачном помещении МКД в районе слухового окна выявлены протечки с кровли. Септик (туалет) не очищен. Выявленные нарушения не позволяют сделать вывод о безопасном проживании граждан в указанном МКД. О чем указано в сообщении заместителя Председателя – заместителя Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия в адрес прокуратуры Кемского района от 06.04.2022.
06 апреля 2022 года в адрес ответчика Бунчук В.Е. направлено письмо с предложением жилого помещения (технически в нормальном состоянии, отвечающее санитарным требованиям), расположенное по адресу: <адрес>, пл. Кирова, <адрес> (общежитие – маневренный фонд).
От предоставления жилого помещения в маневренном фонде по указанному адресу Бунчук В.Е. отказалась.
По сообщению администрации Кемского муниципального района от 26.05.2022 многоквартирный жилой <адрес>, в действующую программу переселения не входит. Программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2019-2025 г.г. предусматривает расселение только многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и расселению по состоянию на 1 января 2017 года. При формировании программы переселения граждан из аварийного фонда, в которую будут включены дома, признанные аварийными после 1 января 2017 года, указанный дом будет включен. В настоящее время свободный муниципальный жилищный фонд для предоставления жилья по договору социального найма отсутствует. В маневренном фонде числится 15 свободных жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, пл. Кирова, <адрес>, общей площадью 211,2 кв.м. Администрация Кемского муниципального района не может предоставить сведения и документы, подтверждающие опасность проживания в жилом <адрес>, по причине их отсутствия.
В соответствии с ч. 1 ст. 84 Жилищного кодекса РФ выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно статье 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в частности в случаях, если жилое помещение признано непригодным для проживания и подлежит сносу. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 ЖК РФ).
В силу статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 указанного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В силу пункта 3 части 1 статьи 92, пунктов 3, 3.1, 4 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Жилые помещения маневренного фонда предназначены для проживания граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Положениями статей 95 и 106 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что проживание в жилых помещениях маневренного фонда может носить лишь временный характер. При этом срок договора найма жилого помещения маневренного фонда с гражданами, жилые помещения которых стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не может превышать более чем 2 года.
Вместе с тем правоотношения по предоставлению жилого помещения гражданам, занимающим жилые помещения по договору социального найма в доме, подлежащем сносу, регулируются пунктом 1 статьи 85, статьей 86 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми, такие граждане подлежат выселению из этих жилых помещений с предоставлением им других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Приведенные выше нормы материального права в их взаимосвязи прямо предусматривают обязанность наймодателя предоставить нанимателю благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в случае признания занимаемого нанимателем жилого помещения непригодным для проживания.
То обстоятельство, что жилые помещения маневренного фонда предназначены, в том числе для граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 3.1. статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 473-ФЗ) не может рассматриваться как обстоятельство, позволяющее переселить граждан в данное жилое помещение в судебном порядке при отсутствии согласия со стороны нанимателя жилого помещения.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Соответственно, ответчики вправе самостоятельно принять решение о необходимости обращения к администрации с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного жилищного фонда в случае, если дальнейшее использование спорного жилого помещения будет невозможно.
В связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, истцом не указано в какое конкретно жилое помещение он требует выселить ответчиков, в связи с чем невозможно сделать вывод о его соответствии требованиям к жилому помещению, предъявляемым действующим законодательством, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований администрации Кемского муниципального района к Бунчук В.Е., Поповой Ю.В. и Бунчуку К.Н. о выселении из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма с предоставлением другого жилого помещения в маневренном жилом фонде – отказать.
Решение может быть обжаловано через Кемский городской суд Республики Карелия:
- в апелляционном порядке - в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме;
- в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Председательствующий В.С. Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 24 июня 2022 года.