Материал № 13-122/2022
(Дело № 2-56/2018, УИД 32RS0011-01-2018-000080-60)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 декабря 2022 года г.Злынка
Судья Злынковского районного суда Брянской области Мотырева О.В., рассмотрев заявление главы администрации Злынковского района Брянской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-56/2018,
У С Т А Н О В И Л :
Глава администрации Злынковского района обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Злынковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-56/2018 до ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свое заявление тем, что возложенная на заявителя этим решением обязанность по принятию мер к очистке территории, прилегающей к свалке отходов производства и потребления площадью 2,4 га, расположенной в 300 метрах севернее дома <адрес> г.Злынка, будет исполнена в результате реализации природоохранного проекта «Рекультивация несанкционированной свалки в городе Злынка Брянской области», отобранного в целях предоставления из федерального бюджета бюджету Брянской области субсидии на софинансирование расходных обязательств в 2023 году.
В своих возражениях на указанное заявление Брянский природоохранный прокурор полагал необходимым отказать заявителю в предоставлении отсрочки, поскольку объективных причин, препятствующих исполнению решения суда, не имеется, в связи с чем предоставление отсрочки исполнения судебного решения приведет к необоснованному затягиванию срока его исполнения и как следствие к нарушению прав жителей города на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья и безопасные условия проживания.
Изучив заявление, приложенные к нему документы, возражения прокурора и материалы дела, в соответствии с ч.1 ст.203.1 ГПК РФ, без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующему.
В силу ст.434 ГПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Согласно ст.203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Решением Злынковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление Брянского природоохранного прокурора к администрации Злынковского района и МКП «Коммунальщик» о понуждении к совершению действий удовлетворено, на администрацию Злынковского района и МКП «Коммунальщик» возложена обязанность в течение 1 месяца после вступления решения в законную силу принять меры по очистке территории, прилегающей к свалке отходов производства и потребления, расположенной в 300 метрах севернее дома <адрес> г.Злынка.
ДД.ММ.ГГГГ судом выдан исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство, которое к настоящему времени не окончено, решение суда не исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ определением Злынковского районного суда заявление администрации Злынковского района о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-56/2018, оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.6 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 2,4 га, расположенной в 300 метрах севернее дома <адрес> г.Злынка, в соответствии с распоряжением администрации Злынковского района № 167-р от ДД.ММ.ГГГГ определен как место складирования отходов производства и потребления. Администрацией района и МКП «Коммунальщик», осуществляющим деятельность по сбору и размещению отходов, допускались существенные нарушения законодательства об охране окружающей среды при обращении с отходами, в нарушение требований законодательства отходы производства и потребления размещались на непредназначенном для этих целей месте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, планировка территории свалки и рекультивация земельного участка проведены не были, пересыпка отходов изолирующим материалом не осуществлялась, территория свалки огорожена не была, продолжалось складирование отходов, вследствие чего происходило накопление в почве токсичных веществ, сохранялся высокий уровень ее бактериального заражения, что влечет угрозу жизни и здоровью граждан, распространения заболеваний, негативному воздействию на все компоненты окружающей среды.
В ходе проведенного Брянской природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ осмотра установлено, что на земельном участке, прилегающем к свалке, продолжается размещение отходов производства и потребления, территория вокруг несанкционированной свалки захламлена.
Как следует из представленных вместе с заявлением материалов, во исполнение решения суда и в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего порядок ликвидации и рекультивация несанкционированной свалки, администрацией Злынковского района приняты определенные меры по ликвидации и рекультивации указанной свалки, в частности заключены договоры и контракты на разработку инженерно-геологических, инженерно-геодезических изысканий по рекультивации свалки, на разработку проектной документации по рекультивации, на оказание услуг по межеванию земельных участков, на которых расположена свалка, на выполнение работ по разработке материалов оценки воздействия намеченной хозяйственной деятельности на окружающую среду, на выполнение инженерно-экологических, инженерно-гидрометеорологических изысканий на объекте, которые к настоящему времени исполнены, зарегистрировано право собственности муниципального образования на земельные участки, на которых расположена свалка, в результате чего решением комиссии Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ природоохранный проект «Рекультивация несанкционированной свалки в городе Злынка Брянской области» отобран в целях предоставления из федерального бюджета бюджету Брянской области субсидии на софинансирование расходных обязательств в 2023 году, связанных с реализацией этого проекта.
Вместе с тем, представленные материалы не содержат достаточных сведений об исполнении администрацией Злынковского района решения Злынковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, либо принятии исчерпывающих и полных мер по своевременному исполнению этого решения.
Несмотря на то, что решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, достаточные и необходимые меры к очистке территории, прилегающей к свалке отходов производства и потребления площадью 2,4 га, расположенной на территории г.Злынка, администрацией района своевременно приняты не были, в связи с чем судья приходит к выводу, что указанное решение суда на протяжении длительного периода безосновательно не исполнялось и не исполнено к настоящему времени.
Каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения администрацией района данного судебного решения, не установлено, доказательств, свидетельствующих о наличии таких обстоятельств, судье не представлено.Согласно разъяснениям, содержащимся в п.23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ч.4 ст.15, ч.3 ст.17, ч.ч.1, 2 ст.19 и ч.ч.1, 3 ст.55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
В каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом интересов как должника, так и взыскателя.
Как установлено судьей, после вступления решения суда в законную силу у заявителя имелся продолжительный срок, установленный этим решением, для принятия необходимых мер к его исполнению, однако это решение, как в установленный срок, так и спустя длительное время после его истечения, в том числе и к настоящему времени, не исполнено, сведений о том, что к настоящему времени заявителем приняты полные и исчерпывающие меры к исполнению решения, отсутствуют, доказательств наличия исключительных обстоятельств, объективно препятствующих исполнению этого решения, заявителем судье не представлено.
Отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих такому исполнению, однако достаточных доказательств, свидетельствующих о безусловном наступлении таких обстоятельств, и того, что указанное решение будет исполнено по истечении срока отсрочки его исполнения, то есть к ДД.ММ.ГГГГ, в представленных материалах не имеется, таких доказательств заявителем судье не представлено.
Принимая во внимание, что решение Злынковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и в части, до настоящего времени не исполнено, учитывая мнение прокурора по данному заявлению, а также то, что непринятие указанных мер влечет угрозу для жизни и здоровья граждан, негативного воздействия на окружающую среду, и что отсрочка исполнения этого решения будет отдалять реальную защиту охраняемых законом интересов общества и государства, судья приходит к выводу, что предоставление отсрочки исполнения указанного судебного решения поставит в неравное положение участников этих правоотношений, ущемляя их права и законные интересы, а также будет противоречить принципу разумного срока исполнения судебного акта, предусмотренному ч.1 ст.6.1 ГПК РФ.
Факт принятия комиссией Минприроды России решения, согласно которому природоохранный проект «Рекультивация несанкционированной свалки в городе Злынка Брянской области» отобран в целях предоставления из федерального бюджета бюджету Брянской области субсидии на софинансирование расходных обязательств в 2023 году, связанных с реализацией этого проекта, не является безусловным основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, поскольку не свидетельствует о принятии администрацией Злынковского района всего комплекса мер по очистке территории, прилегающей к свалке отходов производства и потребления.
Приведенные заявителем доводы о том, что возложенная на него обязанность по принятию мер к очистке территории, прилегающей к свалке отходов производства и потребления, будет исполнена в результате реализации проекта «Рекультивация несанкционированной свалки в городе Злынка Брянской области» в 2023 году, судья считает преждевременными, и, признавая их несостоятельными, полагает, что запланированная реализация данного проекта, без указания конкретного срока его реализации, не является основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, поскольку не освобождает администрацию Злынковского района от исполнения возложенной на нее обязанности.
Доказательств наличия исключительных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению решения суда, заявителем не представлено, приведенные им в обоснование заявления доводы, по мнению судьи, к таким обстоятельствам не относятся, при этом возложенная судом на администрацию Злынковского района обязанность подлежала исполнению как в установленный для этого срок, так и к настоящему времени, однако эта обязанность заявителем в полном объеме не исполнена, очистка территории, прилегающей к свалке отходов производства и потребления, не проведена, что указывает на непринятие администрацией Злынковского района мер к ее проведению.
Длительный период неисполнения администрацией района решения суда умаляет не только сам смысл судебного решения, но и грубо нарушает права граждан на судебную защиту, что является недопустимым.
Принимая во внимание совокупность установленных обстоятельств и то, что целью исполнения судебного решения является обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, предотвращение угрозы возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций, что свидетельствует об особой значимости своевременного исполнения этого решения, неотложности правовой защиты, судья приходит к выводу, что удовлетворение заявления о предоставлении отсрочки его исполнения повлечет неоправданное затягивание срока исполнения судебного решения и поскольку предоставление такой отсрочки является правом, а не обязанностью судьи, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления главы администрации Злынковского района о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-56/2018.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.203, 203.1 ГПК РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л :
Заявление главы администрации Злынковского района Брянской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-56/2018, оставить без удовлетворения.
На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Злынковский районный суд в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья О.В. Мотырева