УИД 32RS0010-01-2019-000767-08
Дело № 2-126/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2020 года г. Жуковка Брянской области
Жуковский районный суд Брянской области в составе председательствующего Арестовой О.Н.,
при секретаре Фединой С.С.,
с участием: представителя истца Коваленко Т.А. – Ромашиной С.В.; представителя ответчика государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) (далее - УПФР в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное)) - Дергачева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко Т.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом,
УСТАНОВИЛ:
Коваленко Т.А. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь, что решением Жуковского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт её постоянного проживания в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР в Жуковском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии, с учётом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне отселения. Решением Пенсионного органа в назначении указанной пенсии отказано, в связи с тем, что гражданам, добровольно выехавшим из одной зоны радиоактивного загрязнения в другую, суммирование величин уменьшения возраста за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения не производится, поскольку это не предусмотрено Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). С данным отказом она не согласна, полагает, что имеет право на снижение пенсионного возраста, в том числе, и право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину независимо от места проживания в момент обращения за пенсией.
По указанным основаниям просила суд признать за ней право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года; УПФР в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное)) назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела Коваленко Т.А. уточнила исковые требования, просила: признать за ней право на назначение государственной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2002 № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 15.12.2002 № 166) с суммированием льгот за проживание в зоне с правом на отселение и за проживание в зоне отселения с окончательной величиной снижения пенсионного возраста на 3 года в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; обязать УПФР в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное)) назначить выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Коваленко Т.А. в судебное заседание не явилась, уведомлена о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие с участием представителя Ромашиной С.В. В силу требований ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца Ромашина С.В. уточненные исковые требования поддержала, по изложенным в нем основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Дергачев А.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, которой предусмотрены все полномочия стороны по делу, исковые требования не признал. Полагает, что гражданам, относящимся одновременно к двум категориям, указанным в ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» суммирование величин уменьшения возраста за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения не предусмотрено. Просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
В соответствии с п. 7, 8, 9 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, отнесены, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение; постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; а также граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
Реализуя указанные полномочия, законодатель в ст. 10 ФЗ от 15.12.2002 № 166 предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе постоянно проживающих на территории зоны отселения, зоны проживания с правом на отселение и зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В разделе IV Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия. Так, гражданам, постоянно проживающим в зоне отселения пенсия назначается со снижением возраста на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности; в зоне проживания с правом на отселение, пенсия назначается со снижением пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории данной зоны, но не более чем на 5 лет в общей сложности, гражданам, проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, - на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на соответствующей территории, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» закреплены общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе в ее части третьей установлена максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости, равная 10 годам, а согласно примечанию к ст. ст. 32 - 35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Следовательно, перечисленные нормы во взаимосвязи с другими положениями раздела IV Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также ряда иных законодательных актов направлены на установление для граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, условий назначения пенсии по старости, позволяющих учесть степень радиационного воздействия, которому они подверглись в период проживания на территории указанных зон.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Коваленко Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент Чернобыльской аварии ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 5 дней) проживала в <адрес>. Данный населенный пункт относился к зоне проживания с правом на отселение. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 11 месяцев) проживала в <адрес>, территория данного населенного пункта относилась к зоне отселения. Данные обстоятельства подтверждаются: копией трудовой книжки истца (л.д. 17-25), копией удостоверения АД № выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16), решением Жуковского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15) и имеет преюдициальное значение.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Коваленко Т.А. обращалась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года в связи с проживанием на территориях, подверженных радиационному загрязнению.
Решением УПФР в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное)) от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в назначении вышеуказанной пенсии отказано, в связи с тем, что гражданам, добровольно выехавшим из одной зоны радиоактивного загрязнения в другую, суммирование величин уменьшения возраста за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения не производится, поскольку это не предусмотрено Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 12,13).
Вместе с тем в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 № 403-О указано, что право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
Также при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию должен учитываться срок проживания лица на территории зоны отселения с уменьшением возраста на 3 года и дополнительно на полгода за каждый год проживания или работы на территории зоны отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности, а также должен учитываться срок проживания лица на территории зоны с правом на отселения с уменьшением возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны с правом на отселения, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода их проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
На основании ст. 23 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ пенсия, предусмотренная ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, за исключением случаев указанных в данной статье.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Коваленко Т.А. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 3 года, с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории она проживает на момент обращения за назначением пенсии.
Поскольку на момент обращения к ответчику за назначением пенсии на ДД.ММ.ГГГГ у Коваленко Т.А. возникло право на назначение пенсии, так как, достигла возраста 52 лет, то исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Коваленко Т.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом - удовлетворить.
Признать за Коваленко Т.А. право на назначение государственной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2002 № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с суммированием льгот за проживание в зоне с правом на отселение и за проживание в зоне отселения с окончательной величиной снижения пенсионного возраста на 3 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) назначить Коваленко Т.А. государственную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2002 № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с суммированием льгот за проживание в зоне с правом на отселение и за проживание в зоне отселения с окончательной величиной снижения пенсионного возраста на 3 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с момента наступления права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Жуковский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 03.02.2020.
Председательствующий О.Н. Арестова