Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1610/2022 ~ M-1389/2022 от 18.05.2022

Дело №2-1610/2022

Уид 03RS0015-01-2022-002097-18                         копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2022 года                            г. Салават

Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Пономаревой И.Н.,

при секретаре судебного заседания Хасаевой Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Даутовой Н. Л. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда по Республике Башкортостан о признании решения незаконным и назначении досрочной пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

истец Даутова Н. Л. обратилась в суд с иском к ГУ – Отделение Пенсионного фонда по Республике Башкортостан о признании решения незаконным и назначении досрочной пенсии по старости. В обоснование иска указано, что решением от 00.00.0000 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано. Отказ мотивирован тем, что не выполнены требования, установленные приложением №7 к Закону №400-ФЗ. Согласно решения право на досрочную страховую пенсию может быть реализовано не ранее, чем через 18 месяцев, т.е. не ранее чем с 00.00.0000. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены периоды нерабочих праздничных дней Республики Башкортостан: 00.00.0000. - (дополнительные нерабочие праздничные дни: Ураза-байрам, Курбан-байрам, День Конституции Республики Башкортостан, День Республики - 2 месяц 12 дней), как не предусмотренное Правилами №156 от 11 июня 2002 года. По представленным документам продолжительность педагогического стажа на 00.00.0000 составляет 25 лет, вместе с тем, ГУ ОПФР по РБ полагает, что с учетом приложения №7 к Закону №400-ФЗ и части 3 статьи 10 Закона №350-ФЗ право на досрочную пенсию может быть реализовано не раньше, чем через 18 месяцев со дня возникновения права на нее, при этом указывают дату не ранее чем с 00.00.0000. Истец считает решение ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан от 00.00.0000 об отказе в назначении пенсии незаконным.

В связи с чем истец просила суд а обязать ГУ Отделение ПФР по РБ засчитать в стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федеральным законом «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013г. за №400-ФЗ указанные периоды и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, т.е. с 00.00.0000.

В судебном заседании истец Даутова Н.Л. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, против удовлетворения иска возражали, по основаниям изложенным в отзыве.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Выслушав и изучив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» правом на досрочное назначение пенсии обладают лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Судом установлено, что решением ГУ Отделение ПФР по РБ ... от 00.00.0000 Даутовой Н.Л. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Причиной отказа послужило отсутствие требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Страховой стаж составляет 33 года 3 мес. 27 дней; стаж на соответствующих видах работ – 26 лет 03 мес. 9 дней.

Как видно из материалов дела, Даутова Н.Л. осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, что подтверждается данными трудовой книжки истца. Следовательно, для назначения досрочной пенсии по старости истец должна иметь специальный трудовой стаж не менее 25 лет.

Представленные Даутовой Н.Л. справки, трудовая книжка свидетельствует о том, что Даутова Н.Л. работает в МБОУ Средняя общеобразовательная школа №24 городского округа город Салават РБ в течение полного рабочего дня в должности учителя по настоящее время. За время работы имели место периоды, которые не засчитываются в специальный стаж для назначения пенсии отпуска по уходу за детьми: отпуска без сохранения заработной платы и Праздничные дни День Республики, Ураза-Байрам и Курбан - Байрам: 00.00.0000., - (дополнительные нерабочие праздничные дни: Ураза-байрам, Курбан-байрам, День Конституции Республики Башкортостан, День Республики - 2 месяца).

Удовлетворяя исковые требования истца о включении спорных периодов – дополнительные нерабочие праздничные дни (Ураза-байрам и Курбан-байрам, Дни Республики Башкортостан), что составляет 2 мес., суд исходит из следующего.

Конституцией Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации (статья 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72), а также полномочия субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (статья 73).

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Сфера защиты прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты «б», «к» статьи 72 Конституции РФ).

По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П).

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений определены Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Согласно пункту 7 статьи 4 названного Федерального закона по просьбе религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

27 февраля 1992 г. Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан был введен в действие Закон Республики Башкортостан "О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан". В последующем в Закон РБ были внесены изменения Законами Республики Башкортостан.

Согласно статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов... Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права... В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Как видно из данной статьи, допускается издание органами власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права при соблюдении следующих условий: вопросы по которым они издаются, не должны быть урегулированы на федеральном уровне, они не должны противоречить федеральным законам и снижать уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены праздничные дни, отмечаемые на всей территории Российской Федерации. Однако каждый регион Российской Федерации имеет свои национальные, исторические, религиозные и иные особенности и традиции, поэтому, правоотношения, связанные с этими особенностями и традициями, не могут быть урегулированы на федеральном уровне.

Кроме того, в Трудовом кодексе РФ не содержится положение о том, что установление нерабочих праздничных дней является исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти.

Издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из указанных особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях.

Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем Федеральном законе от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством РФ принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с пунктом 3 данного постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила N 516").

Согласно пункту 4 Правил N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5 Правил N 516).

Периоды, не подлежащие включению в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определены пунктом 9 Правил N 516, который не предусматривает возможность исключения из специального (в данной случае педагогического) стажа нерабочих праздничных дней, в том числе установленных региональным законодательством: Ураза-байрам, Курбан-байрам и День Республики.

Согласно статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

В силу статьи 106 Трудового кодекса РФ временем отдыха является время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

В соответствии со статьей 107 Трудового кодекса РФ нерабочие праздничные дни являются временем отдыха.

Согласно статье 113 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд считает, что отсутствие в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.

Таким образом, действующее правовое регулирование не содержит запрета на включение указанных выше нерабочих праздничных дней в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

На основании изложенного, подлежат удовлетворению требования истца о включении в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней 00.00.0000., - (дополнительные нерабочие праздничные дни: Ураза-байрам, Курбан-байрам, День Конституции Республики Башкортостан, День Республики - 2 месяца (60 дней)).

При этом, суд учитывает, что 00.00.0000. указанные Даутовой Н.Л. в просительной части искового заявления, не относятся к региональным праздничным дням и они включены ГУ ОПФР по РБ в страховой стаж истца, в том числе в стаж на соответствующих видах работ.

Истец Даутова Н.Л. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии 00.00.0000, по подсчёту ответчика специальный стаж истца, подсчитанный по состоянию на 00.00.0000., составил 26 лет 03 мес. 09 дней.

В указанный стаж не включены периоды дополнительных нерабочих праздничных дней 2 месяца (60 дней).

С учетом оспариваемых периодов на 00.00.0000. стаж педагогической деятельности составит 26 лет 03 мес. 09 дней + 60 дней = 26 лет 05 мес. 09 дней, при таких обстоятельствах следует признать, что истцом выработан специальный педагогический стаж продолжительностью 25 лет по состоянию на 00.00.0000.

В соответствии с ч.1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в редакции Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. В свою очередь в Приложении 7 указано на срок назначения страховой пенсии при возникновении права на неё в 2020 году не ранее, чем через 24 месяцев со дня возникновения права.

В силу п.3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ гражданам, которые указаны в пунктах 19-20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных приложением к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.

Согласно «Обзора законодательства и судебной практик Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года» трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому, если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.

Из совокупности приведённых положений следует, что в случае если право на досрочную страховую пенсию возникает в 2020 году, то пенсия назначается не ранее чем через 24 месяца после возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение, если право на досрочную страховую пенсию возникает в 2021 году – не ранее, чем через 36 месяцев после возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение.

Таким образом, исходя из указанных условий, пенсия в связи с педагогической деятельностью может быть назначена истцу не ранее 00.00.0000.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Даутовой Н. Л. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о включении в стаж педагогической деятельности, периодов нерабочих праздничных дней, назначении досрочной страховой пенсии – удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан включить в специальный стаж Даутовой Н. Л. в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400 «О страховых пенсиях» следующие периоды:

00.00.0000., - (дополнительные нерабочие праздничные дни: Ураза-байрам, Курбан-байрам, День Конституции Республики Башкортостан, День Республики - 2 месяца (60 дней)).

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан назначить Даутовой Н. Л. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, т.е. с 00.00.0000.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Салаватский городской суд Республики Башкортостан.

Судья, подпись

Верно, судья                             И.Н.Пономарева

Дата изготовления мотивированного решения 6 июня 2022 года.

Решение не вступило в законную силу 03.06.2022

Секретарь суда:____

Решение вступило в законную силу________

Секретарь суда:________

Судья: ___________________________И.Н.Пономарева

Подлинник решения подшит в гражданском деле №2-1610/2022 Салаватского городского суда РБ

2-1610/2022 ~ M-1389/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Даутова Наталья Леонидовна
Ответчики
ГУ- Отделение Пенсионного фонда по РБ
Суд
Салаватский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Пономарева И.Н.
Дело на странице суда
salavatsky--bkr.sudrf.ru
18.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2022Передача материалов судье
20.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2022Судебное заседание
06.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее