Дело № 2-630/2023 |
...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Макаровой М.А.,
с участием заместителя прокурора Усть-Вымского района Республики Коми Мештбаева А.К.,
представителя ответчика ГБУЗ РК «Усть-Вымская ЦРБ» А., действующей по доверенности,
рассмотрев 27 июня 2023 года в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Вымского района Республики Коми к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Усть-Вымская центральная районная больница» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности учреждений здравоохранения,
установил:
прокурор Усть-Вымского района Республики Коми, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГБУЗ РК «Усть-Вымская ЦРБ» о возложении обязанности в срок до 31.12.2023 оборудовать амбулатории ... (ул...., д....) и ... (ул...., д....), ФАП ... (ул...., д....), ФАП ... (ул...., д....), ФАП ... (ул....), ФАП ... (ул....), ФАП ... (д....), ФАП ... (ул....), ФАП ... (ул....), ФАП ... (ул....), ФАП ... (д....) системами видеонаблюдения, позволяющими обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов территории, с архивированием и хранением на них данных не менее 1 месяца.
Иск мотивирован выявленными в ходе проведения прокурорской проверки нарушениями ответчиком требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности учреждений здравоохранения, оказывающих медицинские услуги населению и находящихся в оперативном управлении ГБУЗ РК «Усть-Вымская ЦРБ», в связи с отсутствием в них непрерывного видеонаблюдения.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ....
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.
Представителем ответчика ГБУЗ РК «Усть-Вымская ЦРБ» в судебном заседании заявлено о признании исковых требований прокурора, о чем представлено заявление.
Заслушав стороны, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации определены Концепцией, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009.
Согласно пунктам 5 и 6 Концепции, общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму, направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ), основывающимся на приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритете мер предупреждения терроризма; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (ст.2).
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к его сфере деятельности (далее - Требования).
В соответствии с п.15 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения; на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории); на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия по оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца (п.16 Требований).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 п.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания с большим количеством посетителей, в числе которых и медицинские учреждения, должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий и устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Таким образом, потенциально опасные участки медицинских учреждений и критических элементов объектов и их территорий должны быть оснащены оборудованием системы непрерывного видеонаблюдения, направленной на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п.4 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Пунктом 14 Требований предусмотрено, что в отношении каждого объекта (территории) должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом возможных последствий совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
Согласно материалам дела, здания амбулаторий ... и ..., ФАПа ..., ФАПа ..., ФАПа ..., ФАПа ..., ФАПа ..., ФАПа ..., ФАПа ..., ФАПа ..., ФАПа ... переданы в оперативное управление ГБУЗ РК «Усть-Вымская ЦРБ» (договор № ... о закреплении имущества ... «...» на праве оперативного управления за МБУ «Усть-Вымская ЦРБ» от 17.07.2012 - л.д...., выписки из ЕГРН от 31.03.2022 № ... (в отношении нежилого здания амбулатории ... - л.д....), от 31.03.2022 № ... (в отношении нежилого здания амбулатории в ... - л.д....), от 31.03.2022 № ... (в отношении сооружения в ... - л.д....), от 31.03.2022 № ... (в отношении здания ФАП в ... - л.д....), от 31.03.2022 № ... (в отношении нежилого помещения ФАП в ... - л.д....), от 31.03.2022 № ... (в отношении нежилого помещения ФАП в здании ... - л.д....), от 31.03.2022 № ... (в отношении нежилого помещения ФАП в здании в ... - л.д....), от 31.03.2022 № ... (в отношении нежилого помещения в ... - л.д....), от 31.03.2022 № ... (в отношении нежилого помещения в ... - л.д....), от 31.03.2022 № ... (в отношении нежилого помещения в ... - л.д....), от 31.03.2022 № ... (в отношении нежилого помещения ФАП в здании ... - л.д....)).
Пунктом 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Требований к антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8, ГБУЗ РК «Усть-Вымская центральная районная больница» как обладатель права оперативного управления, а равно фактический пользователь обязано обеспечить оснащение вверенных ему социально значимых объектов системой видеонаблюдения.
В 2019 году проведено обследование и категорирование данных объектов, осуществляющих медицинскую деятельность, с присвоением 4 категории опасности. В октябре 2019 года и в ноябре 2021 года утверждены паспорта безопасности вышеуказанных зданий.
По результатам прокурорской проверки, проведенной в марте 2023 года, установившей нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности объектов учреждений здравоохранения, находящихся на территории Усть-Вымского района Республики Коми, в адрес главного врача ГБУЗ РК «Усть-Вымская ЦРБ» прокурором Усть-Вымского района Республики Коми внесено представление № ... об устранении допущенных нарушений, которое учреждением рассмотрено, его обоснованность признана.
Между тем, как установил суд, до настоящего времени вышеуказанные объекты системой видеонаблюдения не оборудованы.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения прокурора Усть-Вымского района Республики Коми с настоящим иском в суд в защиту неопределенного круга лиц.
Ответчиком заявлено о признании иска.
В силу ч.1 ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск.
Частью 2 той же статьи установлено, что суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно абз. 2 ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд, руководствуясь ст.39, ч.4.1 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что признание иска сделано представителем ГБУЗ РК «Усть-Вымская центральная районная больница», предупрежденного о последствиях такого признания, добровольно, не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, направлено на соблюдение требований действующего законодательства и в защиту интересов посетителей учреждений здравоохранения, принимает признание иска ответчиком, что в силу ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение исковых требований прокурора Усть-Вымского района Республики Коми.
Принимая во вниманиеобъем работ,необходимых для подготовки и установки оборудования системы видеонаблюдения на 11 объектах, действия, предпринятые ответчиком по урегулированию вопроса о перераспределении существующей экономии денежных средств с её направлением на соответствующие цели,предложенный прокурором срок для исполнения решения суда - до 31.12.2023, суд признает разумным, отвечающим принципу исполнимости судебного акта, определенным с учетом социальной значимости заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора Усть-Вымского района к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Усть-Вымская центральная районная больница» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности учреждений здравоохранения удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Усть-Вымская центральная районная больница» (ИНН 1116002062, ОГРН 1021101054127) в срок до 31 декабря 2023 года оснастить системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов с архивированием и хранением на них данных не менее 1 месяца, на следующих объектах, оказывающих медицинские услуги:
- амбулатория ..., расположенной по адресу: ул....;
- амбулатория ..., расположенной по адресу: ул....;
- ФАП ..., расположенного по адресу: ул....;
- ФАП ..., расположенного по адресу: ул....;
- ФАП ..., расположенного по адресу: ул....;
- ФАП ..., расположенного по адресу: ул....;
- ФАП ..., расположенного по адресу: ...;
- ФАП ..., расположенного по адресу: ул....;
- ФАП ..., расположенного по адресу: ул....;
- ФАП д..., расположенного по адресу: ул....;
- ФАП д..., расположенного по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
...
Председательствующий М.Н.Таскаева