дело №RS0№-71производство № |
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
26 января 2023 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Власенко Ф.В.
при секретаре судебного заседания Васильевой В.В.
с участием
истца Назлуханян А.М.
представителя истца Меликян А.С.
старшего помощника прокурора Гагаринского района г. Севастополя Пыжовой А.Я.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Назлуханян Анны Макичевны к индивидуальному предпринимателю Иващенко Виктору Игоревичу о восстановлении на работе, взыскании компенсации за вынужденный прогул
установил:
Назлуханян А.М. обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Иващенко В.И. о восстановлении на работе, взыскании компенсации за вынужденный прогул.
Ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске, с учетом уточнения исковых требований, Назлуханян А.М. просит суд установить фактические трудовые отношения между Назлуханян Анной Макичевной и индивидуальным предпринимателем Иващенко Виктором Игоревичем в должности пекаря – кухонщика за период с 14 апреля 2022 года до 09 сентября 2022 года, восстановить Назлуханян Анну Макичевну на работу у индивидуального предпринимателя Иващенко Виктора Игоревича в должности пекаря –кухонщика, взыскать с индивидуального предпринимателя Иващенко Виктора Игоревича в пользу Назлуханян Анны Макичевны средний заработок за все время вынужденно прогула с 09.09.2022 года по день восстановления на работе в сумме 85 500 рублей, взыскать с индивидуального предпринимателя Иващенко Виктора Игоревича в пользу Назлуханян Анны моральный вред в сумме 50 000 рублей.
В обоснование иска указано, что Назлуханян А.М. является гражданской РФ. 14 апреля 2022 года принята со слов работодателя ИП Иващенко В.И. на стажировку в его пекарню «Каравай», расположенную по <адрес> сроком на три дня. После прохождения стажировки принята неофициально на работу на должность «кухонника» в пекарню, расположенную в <адрес> с окладом до 2000 рублей за рабочую смену, начало рабочего дня в 6 часов 000 минут утра до 14 часов 00 минут дня, 5 дней в неделю. Узнав о сроке беременности Назлуханян А.М. ИП Иващенко В.И. прекратил неофициальные трудовые отношения.
Указанными обстоятельствами мотивировано обращение Назлуханян А.М. в суд с иском.
Назлуханян А.М. явилась в судебное заседание, поддержала исковые требования, по основаниям, изложенным в иске, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель Назлуханян А.М. - Меликян А.С., действующий на основании доверенности, явился в судебное заседание, поддержал исковые требования, по основаниям, изложенным в иске, просил исковые требования удовлетворить.
ИП Иващенко В.И. в судебное заседание не явился, ответчик извещался о дате, месте, времени судебного заседания надлежащим образом, дело в отношении ответчика слушается в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Старший помощник прокурора Гагаринского района г. Севастополя Пыжова А.Я. явилась в судебное заседание, предоставила заключение о наличии оснований для удовлетворения требований.
Представитель государственной инспекции труда города Севастополя в судебное заседание не явился, третье лицо извещалось о дате, месте, времени судебного заседания надлежащим образом, дело в отношении третьего лица слушается в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Основания возникновения трудовых отношений установлены статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации, к числу которых, применительно к настоящему делу, относятся трудовой договор, заключаемый сторонами в соответствии с настоящим Кодексом, либо, если трудовой договор не был надлежащим образом оформлен, действия работодателя, которые свидетельствуют о фактическом допущении истца к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Таким образом, к характерным признакам трудового правоотношения, позволяющим отграничить его от других видов правоотношений, в том числе гражданско-правового характера, относятся: личный характер прав и обязанностей работника, обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию в условиях общего труда с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, возмездный характер трудового отношения.
Анализ действующего законодательства, а именно статей 56, 61, 65, 66, 67, 68, 91, 129 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации, указывает на то, что фактический допуск работника к работе предполагает, что работник приступил к исполнению трудовых обязанностей по обусловленной соглашением сторон должности и с момента начала исполнения трудовой функции работник подчиняется действующим у ответчика правилам внутреннего трудового распорядка; оплата труда работника осуществляется работодателем в соответствии с установленным по занимаемой работником должности окладом и действующей у работодателя системой оплаты труда; работник в связи с началом работы обязан передать работодателю соответствующие документы. При этом в соответствии со статьей 19.1 Трудового кодекса Российской Федерации неустранимые сомнения при рассмотрении споров о признании гражданско-правовых отношений трудовыми трактуются в пользу наличия трудовых отношений.
Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан, в том числе, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с указанным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (статья 140 Трудового кодекса Российской Федерации).
При этом, в силу действующего трудового законодательства, учитывая, что работник является более слабой стороной в трудовых правоотношениях, именно на работодателе лежит бремя доказывания надлежащего исполнения обязательств по начислению и выплате заработной платы своевременно и в полном объеме.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Назлуханян А.М. является гражданской РФ.
14 апреля 2022 года Назлуханян А.М. принята на стажировку к ИП Иващенко В.И. в пекарню «Каравай», расположенную по <адрес> сроком на три дня.
После прохождения стажировки принята на работу к ИП Иващенко В.И. на должность «кухонника» в пекарню, расположенную в <адрес> с окладом до 2000 рублей за рабочую смену, начало рабочего дня в 6 часов 000 минут утра до 14 часов 00 минут дня, 5 дней в неделю.
Трудовой договор между Назлуханян А.М. и ИП Иващенко В.И. не заключен.
Со слов Назлуханян А.М., узнав о сроке беременности Назлуханян А.М., ИП Иващенко В.И. прекратил трудовые отношения.
Указанные обстоятельства не опровергнуты ИП Иващенко В.И. при рассмотрении дела.
В судебном заседании допрошен свидетель Варданян Д.А., который пояснил, что является мужем Назлуханян А.М., показал, что его жена действительно работала у ИП Иващенко В.И. с апреля 2022 года до сентября 2022 года на должности «кухонника» в пекарне, расположенной в <адрес>.
В судебном заседании допрошен свидетель Белоносов М.А., который пояснил, что работает у ИП Иващенко В.И., убирает мусор, показал, что знаком с Назлуханян А.М., которая работала у ИП Иващенко В.И. с апреля 2022 года до сентября 2022 года на должности «кухонника» в пекарне, расположенной в <адрес>.
Оснований не доверять показаниям свидетелей Варданяна Д.А., Белоносова М.А. у суда не имеется.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что между Назлуханян А.М. и ИП Иващенко В.И. сложились фактические трудовые отношения, Назлуханян А.М. работала на должности «кухонника» в пекарне, расположенной в <адрес>.
Поскольку в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ИП Иващенко В.И. в ходе рассмотрения дела не представлены доказательства законности прекращения трудовых отношений с Назлуханян А.М., установленных ст. 81 ТК РФ, а также главой 41 ТК РФ, выплаты Назлуханян А.М. заработной платы за время вынужденного прогула, суд приходит к выводу о наличии оснований для восстановления Назлуханян А.М. на работе у ИП Иващенко В.И. и взыскания с ИП Иващенко В.И. в пользу Назлуханян А.М. среднего заработка за все время вынужденно прогула с 09.09.2022 года по день восстановления на работе в сумме 85 500 рублей.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации).
В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, компенсируется в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (статья 237 ТК РФ).
В силу пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 33 от 15.11.2022 года "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др.
Установив, что Назлуханян А.М. испытывала нравственные страдания в связи с незаконным прекращением трудовых отношений, выразившиеся в эмоциональных переживаниях по поводу отсутствия источника дохода в условиях сложной экономической ситуации, учитывая фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ИП Иващенко В.И. в пользу Назлуханян А.М.
компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, полагая данную сумму отвечающей требованиям разумности и справедливости.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Назлуханян А.М.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Назлуханян Анны Макичевны удовлетворить.
Установить фактические трудовые отношения между Назлуханян Анной Макичевной ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес> и индивидуальным предпринимателем Иващенко Виктором Игоревичем (ОГРНИП №, ИНН №) в должности пекаря – кухонщика за период с 14 апреля 2022 года до 09 сентября 2022 года.
Восстановить Назлуханян Анну Макичевну ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес> на работу у индивидуального предпринимателя Иващенко Виктора Игоревича (ОГРНИП №, ИНН №) в должности пекаря –кухонщика.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Иващенко Виктора Игоревича (ОГРНИП №, ИНН №) в пользу Назлуханян Анны Макичевны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес> средний заработок за все время вынужденно прогула с 09.09.2022 года по день восстановления на работе в сумме 85 500 рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Иващенко Виктора Игоревича (ОГРНИП №, ИНН №) в пользу Назлуханян Анны МакичевныДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес> моральный вред в сумме 5 000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 27 января 2023 года.
Судья Гагаринского
районного суда г. Севастополя Ф.В. Власенко